Демобилизация
Официаночка налей стакан вина,
А на гражданке нам не нужен старшина.
Будем галстучки. с тобой носить,
Без увольнительной, везде ходить.
Нового здесь ничего не было. Каждый раз, возвращаясь из краткосрочного отпуска сержант останавливался в этом городе на два – три дня. Место нахождения института было хорошо известно. Поданы документы в приёмную комиссию. Направление в общежитие. Комнаты на восемь студентов. Может для выпускника школы это и покажется большим неудобством, а солдату, после казармы с размещением трёх взводов в помещении, уютное гнёздышко. Вечером, сняв мундир и одевшись в гражданскую одежду, пошли на прогулку по проспекту Карла Маркса. Здесь было уютно. Горный, металлургический и химико-технологический в пределах одного квартала. Затем Лагерный рынок и строительный институт. Октябрьский сквер с военными захоронениями и разрушенным храмом времён императрицы Екатерины. На углу студенческий магазин с кефиром и сайкой на ужин. Для услуг студентов кинотеатр. Его называли «Сачок». Студенты очники посещали его сбегая с очередной пары. Рядом студенческие общежития. Район студентов.
С первого августа начались экзамены. Получить по сочинению просто удовлетворительную оценку было достаточно. По всем другим предметам расчёт на 4-5 баллов. Но это экзамен! Не было наставника в получении инструкций в правилах поведения и тактики этого испытания. Здесь каждый и каждлму конкурент. Рядом сидящая девушка не могла решить задача при письменном экзамене по математики. Сержант ей решил. Она училась на дневном отделении, а сержант недобрал 0,5 балла. Экзамен по физике. Задачу (ассистент на кафедре) выбрал такую, что спустя три месяца, на практических занятиях ему было предложено решить данную задачу. На память прочитано условие задачи. Ему стоила больших усилий решить задачу.
Экзамены сданы и в оценочном листе не плохие результаты. До вывешивания списков зачисления оставалось четыре дня. О чём думал сержант. Будет зачислен в ВУЗ или нет почти не интересовало. Полная беспечность. На грани с глупостью. Принято решение посетить маму с бабушкой и уже в поезде. Предварительно на бланке телеграммы указан адрес с тремя рублями в придачу. Попросил соседа, сержанта по комнате сообщить результат. Получил короткую телеграмму: «В списках нет». Срочно возвращаться в город, в институт. Предписывалось, при не зачислении в институт, явиться в военкомат. Где находился на временном учёте.
Институт осаждали родители не поступивших абитуриентов. Коридоры на подступах к кабинету ректора Саенко заполнены посетителями. Это был последний год присутствия на экзаменах парней в военной форме. Было подсчитано, в двери вузов города не попало более восьмисот ребят. Ток кто остался ожидать результатов и не прошедших по конкурсу, успешно сдавшие экзамены было зачислены в «непрестижные» группы. Это металлургия чугуна и стали. Вакантных мест не осталось. В приёмной комиссии подсказали, что только ректор может решить судьбу двух парней. По коридорам сержант ходил с Михальчишиным Павлом из города Жданова. К ректору пробиться было невозможно. Ребят пожалела секретарша. Ректор здесь, но я не могу вас пустить. Приказ посетителей не пропускать. Вот что. Но я вам не говорила. Через пять минут ректор уедет. Из его кабинета есть другой выход. Он выйдет в коридор и по боковой лестнице спустится во двор института к машине. Вы его можете увидеть. Ваша встреча и решит вашу дальнейшую судьбу.
Ректор спешил покинуть коридор. Но перед ним встали два солдата. Сержант предъявил документы окончания училища и справку поверителя. Пробежав глазами по оценкам в свидетельстве, диплома лучшего по профессии полученного в училище.
- Мне некогда. Ничего не обещаю, но учиться в институте будете. Оставьте у секретаря заявления с оценочными листами. Завтра результат будет в приёмной комиссии. Если уедете в часть – оставьте заявление в деканате о временном непосещении занятий.
- Большое спасибо. Мы вас не подведём.
И вот уже что-то сияет пред нами,
Но что-то погасло вдали.
Председатель приёмной комиссии будто ожидал горемык.
- Вы зачислены на вечерний факультет в группу МЧ-65. Металлургия чугуна.
- А почему не в группу МА?
- Это одна из престижнейших групп в вузе, после группы экономики. Посещайте занятия, а до третьего курса изучаются общеобразовательные предметы. Студенты в процессе учёбы спокойно переходят с одной специальности на другую.
- Можно получить приказ о зачислении?
Во второй половине дня прибыли в военкомат. Вот приказ о зачислении в институт.
- Приказ о зачислении из института получили неделю назад. Этому приказу можно верить и можно не верить.
В приказе не было указано на дневное отделение.
Будете дослуживать рядом с институтом, кадрированной дивизии. Сержанты получили предписание о прохождении дальнейшей службы. Большая часть военнослужащих были направлены по своим частям. В дивизию направлены старшины, старшие сержанты и сержанты. У военных свои планы. Как не воспользоваться случаем, что в городе десятки подготовленных сержантов из различных видов войск. Кадрированная дивизия ожидала приезда команды призывников. Сержанты, как младшие командиры, должны провести обучение до принятия присяги. А пока изнывали от безделья за высоким забором из красного кирпича. В вечернее время этот отряд рассаживался на заборе и в напряжённой тишине, чтобы не спугнуть проходивших мимо горожан, наблюдали о происходящем на тротуаре или дороге. Когда спускались сумерки так же молча шли в казарму. Выйти в город можно было без проблем и контроля за сержантским составом не было. После экзаменов, все сбережения были истрачены. Во всех карманах гулял ветер, без возможности зацепиться за купюру.
Зачем собрали ребят в пустые казармы?
Через несколько суток будет подписан приказ о демобилизации. Вернувшись в свою часть можно было рассчитывать на быстрое прощание с армией. Но по своим частям не отправили.
На следующий день в армейских машинах и с вещевыми мешками выехали за пределы города. В институте начались занятия. Одна неизвестность.
Вновь воинская часть и ряды палаток на лесных полянах среди деревьев. Команда строиться. Сверкая не затёртыми лычками погон, пришитых перед выездом из родных частей и значками солдатской доблести, команда представилась перед майором.
- Забудьте о возвращении домой. Вы собраны для подготовки пополнения к присяге. Обучить знаниям устава, строевой подготовке, стрельбе и принятию присяги новобранцами. После принятия присяги, у кого не будет замечаний по службе. Некоторые из вас могут рассчитывать на демобилизацию. Разгильдяи и нарушители дисциплины поедут 31 декабря. Завтра будут сформированы отделения и взводы. Ночью прибывает пополнение.
Готовилось пополнение для Западной группы войск расположенных в Германии, Венгрии, Чехословакии, Польше.
Прибывших сержантов и старшин, явно было больше необходимого. Весь этот коллектив числился за штатом. От излишков надо избавляться.
- Есть среди присутствующих электросварщики!
Призыв остался не услышанным.
- Есть электросварщики?
- Товарищ Майор! Какие работы требуется выполнить?
Необходимо сварить указки для освещения поворотов при ночном вождении танков.
Теперь все сержанты будут служить в танковых войсках. Сержант шепнул Павлу, что надо дать согласие.
- Товарищ Майор! После изготовления указок вы отправите нас в Днепропетровск? Нам необходимо быть на занятиях в институте.
Раздумье и офицер обещал выполнить желание двух сержантов.
- Где взять инструмент и материал для изготовления?
Инструмент найдёте в мастерских. Материал. Проявите солдатскую смекалку. Найдите на территории.
Это не мастерские капитана Лосицкого!
Форма одежды разная. Кто в чём прибыл на сдачу экзаменов.
Вблизи танковых ангаров солдат не наблюдалось. На эстакаду был загнан танк, покрытый грязью после езды по грунтовой дороге или по бездорожью. Члены экипажа наводили порядок. Один колдовал под танком, второй налаживал подачу воды для мойки, соединяя отдельные части шланга в единое целое. Следующий танкист, через люк, выбрасывал элементы внутренней комплектации и освобождал чрево для уборки. Мгновение и танк, массой более сорока тонн, скатился с эстакады. Сидящему под танком повезло. Он мог быть раздавленным или получить тяжелые увечья. Танкист внутри танка снял танк с тормоза и результат.
Ракеты со стола не падают!
Поиск материалов утешения не доставил. Был найден лист металла, которого должно бы хватить на десяток карманов. Указка должна представлять металлический штырь с приваренной полосой металла в виде стрелы и впоследствии покрашенной в красный цвет. С обратной стороны в ящичке должен быть прикреплён источник питания, а горящая лампочка освещать стелу направления движения. Найден инструмент: зубило и молоток. Разметка, рубка листа и гибка. К концу дня десять карманов лежали стопкой и готовы к приварке.
А группа сержантов приступила к выучке новобранцев. Ребята оказались из Донецкой области и продолжавшие семейные династии шахтёров. В отсутствии офицеров, началась обработка салаг.
- Вы знаете, где будете служить? Вы будете служить за границей (некоторые из сержантов были из Западной группы войск). Дисциплина там очень и очень строгая. Выпить вам в ближайшие три года не придётся. Здесь, в карантине. Учитывая, что вы на родной земле и что вам придётся испытать в дальнейшей службе, мы можем закрыть глаза и сделать небольшие исключения. Намёк был понят буквально правильно.
В институт не попали. Будем готовить новобранцев к принятию присяги.
Сержанты направлены в лагеря близ города Новомосковска Днепропетровской области.
И полетели телеграммы,
Родных и близких известить.
Что денег очень не хватает,
Их надо быстро получить.
А к вечеру сержанты возвращались лагерь с рюкзами полных бутылок водки и закуски. Делёж был скорым. Бутылка молодому солдату, бутылка сержанту. После отбоя. В первую ночь, на территории лагерей кадрированной мотострелковой дивизии отмечался первый праздник. Солдаты первую ночь спали в военных палатках. У них ещё было много денег, как и водки в магазине за территорией полигона.
Утром, на построении было доложено майору, что карманы изготовлены, а прута для стоек нигде нет, как и листового металла.
- Сегодня поедете в город! Кто ещё хочет поехать в Днепропетровск? Двоим выйти из строя.
Команда из четырёх человек была готова к отправке на зимние квартиры.
Два парня были родом из западной Украины. Один из Луцкой области, второй ещё западней. И вновь в группе есть фотоаппарат. Волынянин в совершенстве владел ФЭДом, что и позволило сохранить память того времени в приведённых снимках.
Став на довольствие в солдатской столовой сержант почувствовал разницу в подходе к солдатской пищи. Здесь в обед на стол подавалось два сорта хлеба. Разнообразилось меню и присутствием свежих овощей. Можно было увидеть и отведать кусочки нарезанного арбуза. Расклад и норма продуктов по всей армии оставался неизменным. Неужели тыловики заботились о солдатах и не следовали шаблонной жидкой каше из гречки, а в большей степени пшено и крупу под названием «шрапнель»? Разница было велика.
Пока ремонт не закончится надо носить солдатскую одежду.
Группе сержантов предстояло отремонтировать штаб к зимней передислокации.
Стены помещений, давно требующие профессионально капитального ремонта, были покрыты сетками трещин. Надо всё снять и порыть новым слоем известкового раствора. Избавить стены от трещин и нанести новую побелку. Получен сухой алебастр, солдатские миски и шпатели.
- Я не умею проводить ремонт и шпаклевать, возмутился сержант.
- Ерундовая работа, вымолвил Михальчишин Павел. Я на этом деле зубы съел.
Он нагнулся к полу за инструментом. Из внутреннего кармана кителя, на площадку лестничного марша, выпал верхний зубной протез. Ближайший час о работе четвёрка забыла. Паша был на высоте, в точном изложении ситуации.
Надо штаб ремонтировать. Музыканты.
Штаб постепенно приводился в порядок. После очередного приёма пищи ремонтники-штукатуры решили отдохнуть, на правах старослужащих. В фойе второго этажа стоял настоящий бильярдный стол необычно больших размеров без шаров и орудием ударов под названием кий и кобылка. На всех четверых хватало места расположиться на столе и в горизонтальном положении представить дальнейшую свою жизнь.
Подполковнику, начальнику штаба, потребовалось проконтролировать ход ремонта объекта. Увидев четверых сержантов в горизонтальном положении, а зашел как вор с кошачьей походкой, уверенный быть не замеченным. Что случилось у него дома во время обеда неизвестно. Настроение его было испорчено окончательно. Требовалось выплеснуть наружу всё из себя. Солдаты не могли с подполковником пререкаться.
- Вот так вы несёте службу и спите на бильярдном столе. Вам дали задание заниматься ремонтом, а не спать.
Армейский разнос продолжался долго и в конце обрадовал всю группу.
- Я вам устрою дембель! Раньше 31 декабря не собирайтесь покинуть пределы части. Новый год встретите в поезде. Вскоре проверю вашу работу.
С этими, окончательно испорченным состоянием морального духа, покинул пределы части.
Вопреки мнению командира, ребята не сачковали и честно занимались ремонтом. Теперь их внутреннее состояние было как у командира, переступившего порог штаба. Вампир добился своего. Укусил. Испил солдатской кровушки и был таков. Хорошо что не отобрал увольнительные на посещение института. Придёт время и будет на нашей улице праздник.
Ремонт постепенно заканчивался. Мусор из кабинетов убирался и сержант складировал его перед лестничным маршем. Это были остатка алебастра и старая штукатурка совместно с пылью, обрывками бумаги и прочего хлама. Лопата стояла рядом.
- Давайте вынесем мусор, роптал Паша. Мы ходим и спотыкаемся об него. Всё равно придётся убирать.
- Паша, угомонись. Скоро подполковник приедет нас проверять. Он должен сдержать своё слово. Через одно из окон просматривались въездные ворота на территорию части. После обеда, один из группы нёс службу, наблюдая за воротами. Трое располагались на просторном столе. Через три дня подполковник приехал с контролем. Когда приблизился к лестничному маршу, со второго этажа посыпался мусор, ссыпаемый лопатой на первый этаж. В пыли показался силуэт подполковника.
- Молодцы! Теперь видно что вы работаете.
Служим Советскому Союзу!
Дружно ответили четыре сержанта.
- Три дня на окончание всех работ. Больше подполковник сержантов не контролировал. Пути военнослужащих окончательно разошлись.
Ремонт штаба закончился и предстояла ещё одна дембельская работа. Подготовить овощехранилище к приёму и заготовке овощей. Теперь работами руководила тётя Поля. Она была и командиром и мамочкой. Все контейнера из хранилища вынесены на улицу. Под сентябрьским ещё теплым солнцем просушивались уничтожая бактерии и следы плесени. После просушки покрывались известью. Просушенное хранилище сияло белизной свежей побелки. С поступлением первых машин с картошкой, бережно закладывалась на хранение. Не допустить гниения в зимнее время. Тётя Поля не скупилась. Насыпав сидор картошки, сержант относил в общежитие студентам. В комнате, где проживает семь, а с «партизанами» и десять душ, её хватало на два дня.
Для ремонта штаба и овощехранилища переоделись в комбинезоны.
В промежутках между работой, тётя Поля варила картошку. Она приносила с собой помидоры или огурцы и подкармливала своих помощников. Возложенные задачи были выполнены. Третьего сентября министр обороны подписал приказ о демобилизации воинов призванных в 1962 году. Прошло тридцать три дня со дна его подписания. Старший сержант уволен в запас. Придя на занятия в институт в форме, сержант подбросил к потолку балетку с возгласом: «Ура, дембель!» По этой уважительной причине пришлось пропустить занятия в этот день.
В военном билете, в графе военно-учётной специальности появилась запись: «Специалист по хранению и ремонта баллистических ракет». Техник. Участвовать в переподготовке на сборах не пришлось. При похождении медицинской комиссии для убытия на сборы появилось заключение: «Годен к воинской службе в мирное время вне строя с индивидуальным подходом».
Окончен институт и появились новые записи. Присвоено звание прапорщика. В графе ВУС последовало дополнение, подтверждающее прежнюю основную воинскую специальность. 29 августа 1991 года Волжский райвоенкомат города Саратова снял с воинского учёта с присвоением звания «Старшего прапорщика».
Свидетельство о публикации №219121200612