Пособие по истории детства. Год 1964. Общий фон

Год 1964-й.  64/65гг-международный  год спокойного солнца!
 Температурные рекорды: - 28 – 2 апреля и - 20 – 13 апреля, но при этом самый тёплый январь столетия!
В городе. На 1 января в Н-ске 1 млн. 28 тыс.жителей
Начато строительство Гусинобродского и Затулинского жилмассивов,
начинается застройка Красного проспекта от путепровода к пл.Калинина.
29 февраля присвоено звание Академического – театру оперы и балета.
10 июня. Открыт Автовокзал (район остановки «Мостовая»), ещё нет выхода – путепровода с ул. Фабричной.
Междугородные автобусы уходят по 27 маршрутам.
Рядом с автовокзалом – глубокий овраг речки Каменки, но уже строится набережная от от р.Каменки до Коммунального моста.

Август. Госкомиссия во главе с М.Келдышем подписала акт приёмки Н-ского научного центра (15 зд.институтов, университет, опытный завод, жилые дома площадью 281,6 тыс.кв.м, 6 школ, 18 детсадов, 15 магазинов, 7 столовых, клуб «Юность», кинотеатр, 2 больницы с 2-мя поликлиниками.
Большая часть городского Ботанического сада переезжает в Академгородок.
Стали академиками: Г.И.Будкер, А.Д.Александров, Л.В.Канторович, Б.Понтекорво;
чл-кор.А.П.Окладников, А.Г.Аганбегян, С.Беляев, Р.З.Сагдеев, Ляпунов

Сентябрь. Первые занятия в Клубе юных техников (КЮТ).
Октябрь. Открыты 9 прокатных пунктов, «Дом одежды» на ул. Трикотажной,
а всего за год – 39 магазинов! В т.ч. Кондитерский на Красном пр.
5 окт. Открыт путепровод на «Новогодней» через ст.Инская, к посёлку Стрелочного и Электровозоремонтного заводов.
Сданы овощехранилища на 12 тыс.т (хранение овощей – постоянная головная боль растущего города).
Председателем Облисполкома стал А.И.Зверев.  Межд.премия «Золотой стетоскоп» - Мясникову А.Л.
14 дек. Троллейбусная линия пролегла из Дзержинского р-на в Центральный (№…?) 

В стране.
Пенсия - колхозникам. 
Реабилитация крымских татар без огласки и без разрешения возвращаться в Крым.
Зима проходит при дефиците хлебо-булочных изделий.
Нарастание недовольства сельхоз политикой Н.С.Хрущёва в массах и в ЦК.
14 октября. Внеочередной Пленум ЦК КПСС отправил Хрущёва «на пенсию» за проявление субъективизма и волюнтаризма(доживёт до 71 г. на даче). Брежнев Леонид Ильич теперь 1-й секретарь ЦК, Косыгин А.Н. - Пред.Сов.мин.,
Микоян А.М. - Пред. Президиума ВС СССР (ещё с 15 июля)
12 окт. Запуск 1-го многоместного косм.корабля «Восход» (В.Комаров, К.Феоктистов-конструктор, Б.Егоров-врач).
Впервые летят двое штатских без скафандров, без средств катапультирования, трое в 2-х местном корабле!
Запуск межпланетных станций к Марсу («Зонд-1» и «Зонд-2»)
15 окт. Ввод в действие крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба».
28 окт. завершено стр. Волго-Балтийского водного пути. Москва-столица 5 морей!
В Москве введены аэровокзал международного аэропорта Шереметьево, а также «Внуково-2».
Пущен 1-й блок Белоярской АЭС.
г.Ставрополь Куйбышевской обл. переименован в Тольятти в честь Пальмиро Тольятти, скончавшегося генсека итальянской компартии (новый - Луиджи Лонго).
г.Чистяково в Донбассе аналогично переименован в Морис Торез, в честь скончавшегося генсека французской компартии (Жак Дюкло-фактический лидер ФКП после кончины Мориса Тореза), но генсеком в 1964 -72 годах формально являлся Вальдек Роше.
В мире.
США. Начало бомбардировок Северного Вьетнама с августа. Поводом послужил Инцидент в Тонкинском заливе - июль.
КНР произвела испытание 1-й атомной бомбы и восстановила уровень производства 57 г. – до начала «Большого скачка»
Египет. Построена высотная Асуанская ГЭС. 16-го мая перекрыт Нил. Мух.Ахмер - рук.комитета по стр. ГЭС становится Героем Сов.Союза
Индия. 27.05.Умер Джавахарлал Неру, пр.- министр - сподвижник Ганди. Его сменил Лал Бахадур Шастри, умер 11 января 1966 года, после подписания мирной Ташкентской
декларации о нормализации отношений между Индией и Пакистаном.
Бразилия. Военный переворот.   Ближний Восток. Создана организация освобождения Палестины (ООП)
Независимость: Мальта, Сев.Родезия-Замбия, Ньясаленд - Малави, Танганьика (61) и Занзибар (дек.63) – объединились в Танзанию (апрель)
Великобритания. Премьер-министром избран лейборист Гарольд Вильсон (по 1970 г). Электрические турникеты в Лондонском метро.

Наука и техника. Ушли Чижевский А.Л.-основоположник гелиобиологии (умер в год спокойного солнца!?);  Норберт Винер – основоположник кибернетики.
Нобелевская премия: Басов Н.Н., Прохоров А.М. совместно с Ч.Таунсом за создание мазера (54 г.)
Лауреаты Лен.пр.: - Калашников М.Т., конструктор стрелкового оружия АК(М)
Глушков В.М. - математик, орг.и дир.инст.кибернетики АН УССР с 62 г. за теорию и создание ЭВМ
Уткин В.Ф. - математик и механик, труды в обл.машиностроения и конструкционных материалов
Мальцев А.М. - математик, основатель научной школы в Н-ске (теория алгоритмов)
Вул Б.М. - физик (теория диэлектриков и полупроводников. Квантовая электроника)
Герой.Сов.Союза: Коккинаки В.К. - лётчик-испытатель ОКБ Микояна

ЛИТЕРАТУРА:  Самуил Маршак, Михаил Светлов
Проза: Ленинская премия: Олесь Гончар (за роман «Тронка» - 63 г.)?
В.Аксёнов – «Пора, мой друг, пора», роман; «Катапульта», сборник рассказов
М.Алексеев – повесть «Хлеб – имя существительное» - к/ф «Журавушка» 68г.
В.Быков – повесть «Альпийская баллада» - к/ф 65
А.Волков – «Семь подземных королей», повесть-сказка
Ю.Герман – роман «Я отвечаю за всё», 3-я часть трилогии
С.Залыгин – «На Иртыше», повесть
А.Крон – роман «Дом и корабль»
П.Проскурин – роман «Горькие травы» (Зап.сиб.кн. изд. 65 г.)
А.Приставкин – «Костры в тайге», документальная повесть
А.и Б.Стругацкие – «Хищные вещи века», «Трудно быть богом»
И.Шамякин – «Сердце на ладони», роман

Поэзия:
А.Вознесенский – сб. «Антимиры», поэма «Оза»
В.Корнилов – сб. «Пристань»
Н.Матвеева – сб. «Лирика»
М.Матусовский – сб. «Не забывай»
Э.Мошковская – сб.«Слушай дождик!», «Люблю, когда утро»; «Сто ребят — детский сад» (65 г.)
Б.Окуджава – сб. «Весёлый барабанщик»
М.Светлов – сб. «Охотничий домик» (последний)
Б.Слуцкий –  сб. «Работа»

Издания:
П.Бажов – «Уральские сказы»
А.Платонов – «Джан», повесть
Вышло 2-е расширенное издание книги С.Смирнова «Брестская крепость»
А.Азимов – «Я – робот» (написана в 1950 г.)

Журналы:
В №1 «Иностранной лит.» рассказ Кафки «Превращение», позже выйдет роман «Процесс»
А.Бек сдал в редакцию журнала «Новый мир» рукопись романа «Новое назначение», но опубликует его только в 1986 году в журнале «Знамя»
Ю.Домбровский – «Хранитель древностей», роман в журнале «Новый мир», книга в 66 г.
Н.Носов – «Незнайка на Луне», журнал «Семья и школа» (64 — 66 гг.)
Альманах «Наш современник» стал журналом.
Начал выходить ежемесячник «Кругозор» с виниловыми пластинками
40 лет исполнилось журналам «Пионер» и «Мурзилка»

Драматургия:
М.Шатров – «Шестое июля». Постановка; к/ф — 68 г.
В.Розов – «В день свадьбы»; к/ф — 68 г.

Музыка:  Ленинская премия — М.Ростропович (виолончель)
фирма «Мелодия» объединила все предприятия, выпускавшие грампластинки и магнитофонные кассеты с записями, в т.ч. Всесоюзную студию грамзаписи и Апрелевский завод.
Запись первой и последней "большой" пластинки Лидии Клемент: "Карелия" (А.Колкер, Ким Рыжов), "На кургане" (А.Петров, Юлия Друнина), "Когда нам 20 лет" и другие. Была записана ещё песня (А.Колкер, Инна Кашежева) "Опять плывут куда-то корабли". Лидии не стало в 26 лет.

Иосиф Кобзон получил звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР и за пьяный дебош в Грозном попадает в опалу на год.

Песни. На Голубом огоньке дебют солиста Киевского театра оперы и балета (с 1960 г.) Юрия Гуляева «Завтра снова в дорогу»
«Вальс о вальсе» - Э.Колмановский-Е.Евтушенко-К.Шульженко
«Ты комсомолец? – Да! Давай не расставаться никогда» - Комсомольская песня опубл. 21.04.64 где?
Дебют Полада Бюль-Бюль Оглы с азербайджанскими песнями
В одном и первых выпусков «Кругозора» на виниле поёт Нина Бродская – 16 лет?
Выступала в группе Эдди Рознера, потом исчезла по национальным признакам (Эмиграция евреев с 1970 г.)
Рок-группы (год рождения) «BROTHERS» и «Сокол» г.Москва, не оставили следов, как и 3-я 
Александр Градский создаёт 3-ю (по счёту в СССР) рок-группу «Славяне», но поют всё не наше.
из к/ф:  Музыка А.Петрова, песня на стихи Г.Шпаликова из к/ф «Я шагаю по Москве», спел сам Никита Михалков, но первой исполнительницей стала Лидия Клемент.
В музыкальном фильме-ревю «Когда песня не кончается» поют: Эдуард Хиль, Георг Отс, Майя Кристалинская, Л.Зыкина, И.Кобзон, М.Магомаев, Э.Пьеха, Вероника Круглова ("Мы с тобою навсегда")
«Мелодии Дунаевского» – музыкальная киномонография по сц.Эрика Пырьева и М.Матусовского
«Добрый вечер, а что это значит?» – А.Лепин - А.Галич
«На безымянной высоте» – Баснер - М.Матусовский

Театр:
Ленинская премия Майе Плисецкой
Елена Образцова (25 лет) приглашена в Большой театр
Год рождения «Таганки» Юрия Любимова, 23 апреля спектаклем «Добрый человек из Сезуана»

Изо:
Б.Пиотровский назначен директором «Эрмитажа»
Цирк
Леонид Енгибаров – клоун-пантомим – Лауреат международного конкурса клоунов в Праге

За рубежом:
Политика: 11 дек.на ГенАссамблее ООН выступал Че Гевара - министр нац.промышленности Кубы, именно в этот время здание ООН неизвестные обстреляли из «базуки»
Лауреаты Международной Ленинской премии:
Херлуф Бидструп, датский художник-карикатурист, коммунист;
Долорес Ибаррури, председатель испанской компартии;
Бен Белла, президент Алжирской Народно-Демокр.Республики
Ноб.премия Мира присуждена Мартину Лютеру Кингу, баптистскому пастору, лидеру борьбы за гражданские права негров  США;
Наука: Н.Винер, США - основоположник кибернетики и вычислительной техники
Открытие Р.Вильсоном и А.Пензиасом реликтового излучения. Нобелевские лауреаты 78 г.
Гелл-Ман прошёл квантовый путь от «странности-53 г» до гипотезы «кварков», позаимствовав словечко у Дж.Джойса
Музыка: Гастроли Марлен Дитрих в СССР
Робертино Лоретти - «Ямайка», «Санта Лючия», «Вернись в Соренто»
«The Animals», англ.рок-группа, записала «House of the Rising Sun» = «Дом восходящего солнца»
«The Byrds», англ. группа (Дэвид Кросби), записала синглы  комп. Боба Дилана и Питера Сигера
«Hollies», поп-группа, Англия, первые записи
Пит Сигер в 64 и 66 гг. побывал с гастролями в СССР

Литература:
Станислав Лем, Польша - «Сумма технологий»

КИНО :  ЛЕОНИД Луков, 
Лен.пр.Николаю Черкасову. Нар.арт - И.Хейфиц, Г.Козинцев, Н.Гриценко
Экранизации:               
«Живые и мёртвые» –А.Столпер по р-ну К.Симонова (К.Лавров, А.Папанов) с 22-го февр.*
«Гамлет» – Г.Козинцев, муз.Дм.Шостаковича (И.Смоктуновский, А.Вертинская) – Лен.премия 67 г.
«Верьте мне, люди» – И.Гурин по Ю.Герману, завершил фильмЛ.Лукова (К.Лавров) *
«Большая руда» – В.Ордынский, сц.Г.Владимова по одноимён.повести (Е.Урбанский) *
«Родная кровь» – М.Ершов, по одноимён. п-сти Ф.Кнорре (Е.Матвеев, В.Артмане, А.Папанов)*
«Гранатовый браслет» – А.Роом, по расск. А.И.Куприна (А.Шенгелая, И.Озеров, О.Басилашвили)
«Пядь земли» – А.Смирнов, Б.Яшин по одноимён. п-ти Г.Бакланова (А.Збруев, Е.Урбанский)*
«Обыкновенное чудо» – Э.Гарин-Хеся Локшина (А.Консовский, О.Видов, Э.Гарин) по Е.Шварцу
«Женитьба Бальзаминова» – К.Воинов, букет кинозвёзд вокруг Г.Вицина, по А.Н.Островскому
«Крепостная актриса» – Р.Тихомиров, Ленф.(Т.Сёмина, Д.Смирнов, Е.Леонов, С.Юрский)*
«Доская повесть» – В.Фетин, Ленфильм (Е.Леонов-Л.Чурсина), сц.А.Витоль по М.Шолохову
«Тишина» – В.Басов, по одноимён. р-ну Ю.Бондарева (В.Коняев, Г.Мартынюк, Л.Лужина)*
«Третья ракета» – Р.Викторов, сц.В.Быков,1-я экраниз., Беларусьфильм (С.Любшин, Г.Жжёнов)*
«Поезд милосердия» – И.Хамраев, Ленф., по п-сти В.Пановой «Спутники» (Е.Лебедев, В.Зубков)
«Палата» – Г.Натансон, по пьесе С.Алёшина (А.Попов, Р.Нифонтова, Н.Фатеева, Ж.Прохоренко)
«Свет далёкой звезды» – И.Пырьев по одноимённой повести А.Чуковского (Л.Пырьева)
«Через кладбище» – В.Туров, сц. П.Нилина по своей одноимён. повести, Беларусьфильм*

Киноповести:
«Я шагаю по Москве» – Г.Данелия, сц.Г.Шпаликова-ещё студента! (А.Локтев, Г.Польских)*
«Живёт такой парень» – В.Шукшин (Л.Куравлёв, Родион Нахапетов-д.)*
«Я — Куба» – СССР-Куба, М.Калатозов, кинопоэма по сц.Е.Евтушенко/Э-П.Барнет
«Жаворонок» – Н.Курихин, Л.Менакер, по сценарию М.Дудина и С.Орлова Ленфильм*
«Жили-были старик со старухой» – Г.Чухрай (И.Марин, В.Кузнецова, Г.Польских, Н.Крючков)
«Мать и мачеха» – Л.Пчёлкин (Л.Соколова, Н.Ургант, Н.Гриценко, Е.Матвеев)
«Если ты прав» – Ю.Егоров, сц.Э.Брагинского по рас.Г.Шелеста«Самородок» (Ж.Болотова, С.Любшин)
«Когда песня не кончается» – Р.Тихомиров, (Г.Сполуденская, Дальвин Щербаков, А.Райкин и цвет эстрады)
«Выстрел в тумане» – А.Бобровский, А.Серый, сц.В.Алексеев, М.Маклярский (Л.Пырьева)*
«Москва - Генуя» – А.Спешнев, П.Арманд, Беларусьфильм
«Наш честный хлеб» – Кира и Александр Муратовы, Одесская к/ст. (Д.Милютенко, Олег Фандера)
«День счастья» – И.Хейфиц, сц.Ю.Герман, Ленфильм (Т.Сёмина, В.Зубков, А.Баталов, Л.Голубкина)
«Синяя тетрадь» – Л.Кулиджанов (с 65г. секретарь Союза кинематографистов), В.Ливанов – Ф.Э.Дзержинский
«Хоккеисты» – Р.Гольдин (В.Шалевич, Н.Рыбников, Э.Леждей, В.Ивашов, Г.Жжёнов, В.Павлов)
«Звезда Улугбека» – Л.Файзиев, Узбекфильм
Грузия-фильм – «Свадьба» – М.Кобахидзе, «Серенада» Хотивари – мода на грузинские короткометражки

Кинокомедии
«Ключи от неба» – В.Иванов, сц. И.Стаднюк, к/ст.Довженко (А.Леньков –Н.Суровегина) этот фильм про будни ПВО стал судьбоносным для нас с братом
«Зайчик» – Л.Быков, Ленфильм (Л.Быков, С.Филиппов, Г.Вицин, И.Горбачёв, Ольга Красина)
«Зелёный огонёк» – В.Азаров (Алексей Кузнецов, А.Папанов, С.Савелова)
«Лёгкая жизнь» – В.Дорман, ст.Г. (Вера Марецкая с бессмертной фразой: «Такова селяви!» Ф.Раневская, Р.Плятт, Ю.Яковлев, В.Сафонов, Нинель Мышкова, Н.Румянцева), болонка.
«Весенние хлопоты» – Я.Фрид, Л-ф. (Т.Королюк, В.Трещалов, Н.Крючков, Г.Вицин, А.Леньков, С.Соколов)

Детское кино
«Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» – Элем Климов (Е.Евстигнеев), см прил.
«Сказка о мальчише-Кибальчише» – Е.Шерстобитов, к/ст.Довженко по сказке А.Гайдара
«Сказка о потерянном времени» – А.Птушко по ск. Е.Шварца (О.Анофриев, Р.Зелёная, Г.Вицин)
«Армия Трясогузки» – А.Лейманис, Рижская к/ст. (Гунар Цилинский) по расск. А.Млодика, А.Власова
«Хотите – верьте,  хотите – нет…» – И.Усов, С.Чаплин, к/ст.Горького
«Приключения Толи Клюквина» – В.Эйсымонт, к/ст.Горького по повести Н.Носова
«Меня зовут Кожа» – Казахфильм
«Барбос в гостях у Бобика» – Вит.Мельников, Ленфильм, короткометражка по рассказу Н.Носова

Восстановлены:
«Трактористы» – И.Пырьев, М-Киевская к/ст. 1939 г. (М.Ладынина, Н.Крючков, П.Алейников, Б.Андреев)
«Александр Невский» – С.Эйзенштейн, Мосфильм 1938 г. (Н.Черкасов, А.Абрикосов, Н.Охлопков)
«Каменный цветок» – А.Птушко, 1946 г. (В.Дружников, Т.Макарова) по Бажову
«Конёк-Горбунок» – А.Роу, 1941 г. (П.Алейников, Г.Милляр) по сказке Петра Ершова
«Гроза» – В.Петров, 1934 г. (Алла Тарасова, М.Жаров)
«Щорс» – А.Довженко (1939 г. Киевская к/ст.), Евгений Самойлов

Мультфильмы:
«Левша» – И.Иванов-Вано, «Шайбу-шайбу!» – Борис Дёжкин

Из-за рубежа
«Шербургские зонтики» – Ж.Деми (Катрин Денёв), музыка Мишеля Леграна «Оскар»
«Лимонадный Джо» – ЧССР
«Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» – США, Стэнли Крамер (Питер Фальк, Бастер Китон)
«Клеопатра» – США, Дж.Манкевич (Элизабет Тейлор, Ричард Бертон, Р.Харрисон), 3 «Оскара»
«Чёрный тюльпан» – Франция, реж.Кристиан-Жак (Ален Делон)
«Брак по-итальянски» – В.де Сика (Софи Лорен – Марчелло Мастроянни) по пьесе Э. де Филиппо
«Анжелика – маркиза ангелов» – Франция, реж.Юнебель когда был прокат???
«Фантомас» » – Франция, реж.Юнебель (Жан Марэ, Милен Демонжо)
«Итальянец в Варшаве» – Польша, С.Ленартович (Э.Чижевска – З.Цибульский)
«За мной, канальи!» – ГДР

Спорт
IX зимние олимпийские игры – Инсбрук (Австрия). С 29 января
2-е  золото хоккеистов (Коноваленко, Рагулин, Кузькин, Давыдов, Локтев-Альметов-Александров, Б.Майоров-Старшинов-Е.Майоров, А.Фирсов и др.) Коньки: Лидия Скобликова – 4 забега – 4 золота! Антс Антсон. Фигуристы Белоусова-Протопопов. Биатлон – Меланьин. Лыжи: К.Боярских
Футбол. 2-е место в кубке Европы. 21 июня финал с Испанией в Мадриде на стадионе «Сантьяго Бернабеу». 1-я ТВ трансляция финальных игр.
Проигрыш 0:1 был оценён тогда как неудача, и тренера К.Бескова поменяли на Морозова. А журнал «Франс футбол» назвал сборную СССР лучшей в Европе за пятилетие 1959-1964 гг. Лев Яшин и Воронин сыграли по 2 матча за сборную Европы. 1-я победа «Динамо Тбилиси» в чемпионате.
Тренер - Г.Качалин (М.Месхи, С.Метревели, Хурцилава).
В «Динамо» Киев отыграл В.Лобановский и ушёл в «Черноморец»
XVIII летние ОИ –Токио. 10 – 24 октября.
(14 октября сместили Н.С.Хрущёва – и это был удар по команде сопровождения!)
3-е золото В.Иванова – гребля. А.Жаботинский побеждает Ю.Власова. Бокс: Б.Лагутин, В.Попенченко, Степашкин. Т.Пресс, Г.Прозуменщикова, В.Брумель, А.Медведь, Л.Латынина, Б.Шахлин (в гимнастике у мужчин начинают доминировать японцы, у женщин – Чаславска ЧССР)
Обе олимпиады команды СССР выиграли в общем зачёте. Последнее (до объединения в 199?) выступление ОГК, далее ФРГ и ГДР – раздельно.
Ю.Власов - 562, 5 кг в классическом троеборье; Бокс – В.Попенченко, золото в категории до 75 кг

За рубежом
Кассиус Клей победил Ч.Листона (тот снялся в 7-м раунде) и стал ЧМ среди боксёров-профессионалов.

Мода 1962-64 гг.
Появление нейлоновых рубашек, синтетика начинает вытеснять натуральные ткани.
Появление подпольного рынка продукции цеховиков и скрытых частников
Тридцатилетие выхода на экраны к/ф «Чапаев» («Чапай») бр.Васильевых, и наряду с серией анекдотов про Никиту Сергеевича заживёт долгой жизнью серия про Василия Ивановича (Петьку, Анку, Фурманова). Вплоть до пелевинской (а он только родился) «Чапаев и Пустота» конца века.
Новые термины: бестселлер, комикс, гипнопедия (обучение во сне под гипнозом)
Битломания докатилась до Москвы и далее.
Появляются первые группы, из которых вскоре вырастет первая волна ВИА
Электро-гитары и органы в дефиците. Цена электрооргана «Юность» - 500 руб., есть в продаже, с гитарами вообще хуже. Электрогитары в основном самопальные, как и усилители. Но звукосниматели продаются.

Радио

Рождение радиостанции «Маяк» – 1 августа
«КОАПП» – Комитет Охраны Авторских Прав Природы детская программа Майлена Константиновского

ТВ

«Спокойной ночи, малыши!» – 1 сентября
«Капитан Тенкеш» – Ф.Тамаш, сериал Венгрия – историческая драма 17 в.(Клеренс Зентел – Марианна Кренчи)

«ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1963, ч/б, 201 мин.
Лидер проката (1964, 1 место) — 41.5+40.3 млн. зрителей.
Военный кинороман. По одноименному роману К.Симонова. Один из лучших фильмов о войне. Это действительно «о сорок первом страшном и героическом годе», как сказано в первом кадре картины. Продолжение дилогии — фильм «Возмездие» (1969, по роману Константина Симонова «Солдатами не рождаются»).
В ролях: Кирилл Лавров, Анатолий Папанов, Алексей Глазырин, Олег Ефремов, Людмила Крылова, Л. Любимова, Лев Любецкий, Василий Макаров, Роман Хомятов, Зиновий Высоковский, Евгений Самойлов, Олег Табаков, Борис Чирков, Виктор Авдюшко, Михаил Глузский, Владимир Муравьев, Раиса Куркина, Ю. Веревкин.
Режиссер: Александр Столпер. Автор сценария: Александр Столпер.Оператор: Николай Олоновский. Композитор: нет.
Государственная премия РСФСР имени Братьев Васильевых (1966, коллективу);
Главная премия фильму, премия актеру (А.Папанов, за роли в фильмах «Живые и мертвые», «Родная кровь», «Приходите завтра»)

«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», СССР, Мосфильм, 1963, ч/б, 78 мин. Лирическая комедия. Автор сценария: Геннадий Шпаликов.
Георгий Данелия в этом фильме склонился к жанру городской сказки. Серия анекдотов из жизни трех молодых людей: двух москвичей и командировочного из Сибири, — становится гирляндой забавных приключений, объединенных нехитрым и как бы необязательным сюжетом.
В ролях: Алексей Локтев, Никита Михалков, Галина Польских, Евгений Стеблов,Владимир Басов, Ролан Быков, Ирина Мирошниченко, Инна Чурикова, Мария Виноградова, Лев Дуров, Ирина Скобцева, Любовь Соколова, Валентина Ананьина.
Режиссер: Георгий Данелия.  Оператор: Вадим Юсов. Композитор: Андрей Петров. Текст песен: Геннадий Шпаликов.

«ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1964, ч/б, 101 мин.
Киноповесть. Режиссер: Автор сценария: Василий Шукшин.
В кинотворчестве В. Шукшина «Живет такой парень» — самая солнечная, самая простая и жизнерадостная картина.
В начале 60-х Шукшин привел на экран Пашку Колокольникова, дал возможность Л. Куравлеву представить народный характер в стихии жизни, исполненной надежд.
В ролях: Леонид Куравлев, Белла Ахмадулина, Лидия Чащина, Лариса Буркова, Родион Нахапетов, Анастасия Зуева, Нина Сазонова, Борис Балакин, Иван Рыжов, Борис Романов, Юрий Григорьев, Ренита Григорьева, Виктор Филиппов, Евгений Тетерин.
Оператор: Валерий Гинзбург. Художник-постановщик: Александр Вагичев. Используемая музыка: Павел Чекалов.
«Золотой Лев св. Марка» МКФ для детей и юношества в Венеции—64; Премия за лучший комедийный фильм ВКФ—64 в Ленинграде.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН, СССР, Мосфильм, 1964, ч/б, 8 ч., 2040 м., 74 мин. Комедия.
Авторы сценария: С.Лунгин, И.Нусинов. После первых просмотров фильм, как антисоветский и антихрущевский, был снят с проката.
В картине Климова сама система лагерной жизни с абсурдным, но многозначительным сочетанием взаимоотрицающих лозунгов над входом («Добро пожаловать!» и «Посторонним вход воспрещен!») очень смахивала на еще не вовсе пережитую (в реальности!) систему отрядно-лагерного бытия под бдительным оком государства.
В ролях: Евгений Евстигнеев, Арина Алейникова, Илья Рутберг, Лидия Смирнова,Алексей Смирнов, Нина Шацкая, Виктор Косых, Юра Бондаренко, Лида Волкова,Екатерина Мазурова, Виктор Уральский, Татьяна Барышева, А. Лагранский.
Режиссер: Элем Климов. Композиторы: Микаэл Таривердиев, Игорь Якушенко.

«РОДНАЯ КРОВЬ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1963, ч/б, 91 мин. Мелодрама. По одноименной повести Федора Кнорре.
Лидер проката (1964, 4 место) — 34.94 млн. зрителей. Вия Артмане лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран»
Сержант-танкист Федотов по пути из госпиталя на побывку домой знакомится с паромщицей Соней, матерью троих детей. После демобилизации возвращается к любимой, но счастье их длится недолго. После смерти Сони за детьми приезжает ее бывший муж. Чистая, как слеза, мелодрама — без политики и социальных лозунгов, один из любимых фильмов всех народов Советской страны.
В ролях: Евгений Матвеев, Вия Артмане, Таня Доронина, Вера Поветкина, Анатолий Папанов, Коля Морозов, Андрей Данилов, Юрий Фисенко, Владимир Ратомский, Игорь Селюжонок, Юрий Соловьев, Тамара Тимофеева, Роза Свердлова.
Режиссер: Михаил Ершов. Автор сценария: Федор Кнорре. Композитор: Вениамин Баснер.

«БОЛЬШАЯ РУДА», СССР, Мосфильм, 1964, ч/б, 88 мин. Киноповесть. По мотивам одноименной повести Г. Вадимова.
 Виктор Пронякин вернулся из армии к невесте, а у нее — другой. Рванул Виктор на «большую» курскую руду. Работы здесь идут в самом разгаре — все живут ожиданием первой машины с рудой. Чтобы проверить «новенького», бригадир дает ему побитый МАЗ: починит — значит надолго пришел. Парень устроился в «общаге», починил машину, и стал ставить один за другим рекорды...
В ролях: Евгений Урбанский, Всеволод Санаев, Станислав Любшин, Борис Юрченко,Михаил Глузский, Роман Хомятов, Лариса Лужина, Инна Макарова, Валентин Никулин, Георгий Жженов.
Режиссер: Василий Ордынский. Автор сценария: Георгий Владимов.
Композитор:Микаэл Таривердиев. Текст песен: Николай Добронравов. Исполнение песен: Владимир Трошин

«КРЕПОСТНАЯ АКТРИСА», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1963, цв., 101 мин.
Водевиль, музыкальная костюмная комедия. По мотивам оперетты Н.Стрельникова «Холопка».
Первый цветной широкоформатный советский фильм. Лидер проката (1964, 6 место) — 31.8 млн. зрителей.
В ролях: Тамара Семина, Дмитрий Смирнов, Гренада Мнацаканова, Сергей Филиппов,Евгений Леонов, Сергей Юрский, Гликерия Богданова-Чеснокова, Александр Потапов,Марина Полбенцева, Алексей Смирнов, Георгий Штиль.
Режиссер: Роман Тихомиров. Авторы сценария: Леонид Трауберг. Композитор: Н. Стрельников. Текст песен:С. Фогельсон, Ефим Геркен.
Исполнение песен: Тамара Милашкина, Евгений Райков, З. Емельянова, Лев Морозов, А. Александрович.

«ТИШИНА», СССР, МОСФИЛЬМ, 1963, ч/б, 209 мин. Социальный кинороман. По одноименному роману Юрия Бондарева.
Демобилизованный Сергей Вохминцев возвращается в Москву и поступает в институт. Неожиданно по клеветническому доносу соседа арестовывают его отца — и Сергея, как сына «врага народа», исключают из партии и института. Парень едет в Казахстан, работает на стройке. У него много верных друзей и он верит в справедливость. Честно отразив годы войны и сталинских репрессий, фильм стал событием периода «оттепели». Лидер проката (1964, 8 место) — 30.32+29.87 млн. зрителей.
В ролях: Виталий Коняев, Георгий Мартынюк, Лариса Лужина, Наталья Величко,Николай Волков, Владимир Емельянов, Георгий Жженов, Михаил Ульянов, Лидия Смирнова, Иван Переверзев, Николай Парфенов, Сергей Плотников, Владимир Земляникин, Всеволод Сафонов, Лилия Гриценко, Евгений Лазарев.
Режиссер: Владимир Басов. Авторы сц.: Юрий Бондарев, В. Басов.Композитор: Вениамин Баснер.Текст песен: Михаил Матусовский.

«ВЫСТРЕЛ В ТУМАНЕ», СССР, Мосфильм, 1963, ч/б, 87 мин. Приключенческий фильм. . Авторы сценария: В.Алексеев, М.Маклярский.
Остросюжетный рассказ о чекистах, оберегающих от иностранной разведки молодого ученого, первая работа которого произвела мировую сенсацию. Лидер проката (1964, 10 место) — 28.6 млн. зрителей.
В ролях: Владимир Краснопольский, Лионелла Пырьева, Юрий Горобец, Роман Хомятов,Бруно Оя, Михаил Майоров, Владимир Колчин, Андрей Файт, Николай Рушковский,Галина Шостко, Виктор Байков, Анатолий Адоскин.
Режиссеры: Анатолий Бобровский, Александр Серый.  Композитор: Александр Флярковский.

«ЗЕЛЕНЫЙ ОГОНЕК», СССР, МОСФИЛЬМ, 1964, ч/б, 74 мин. Комедия. Автор сценария: В.Спирина.  Прокат — 28 млн. зрителей.
Никогда не унывающий юноша Сергей Никитин поступает в таксомоторный парк, получает «на пробу» списанный «Москвич»и отправляется в свою первую поездку по любимому городу...
В ролях: Алексей Кузнецов, Светлана Савелова, Анатолий Папанов, Татьяна Бестаева,Иван Рыжов, Всеволод Санаев, Вячеслав Невинный, Василий Ливанов, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, Эммануил Геллер, Светлана Коновалова, Дая Смирнова.
Режиссер: Виллен Азаров.Оператор: Виктор Листопадов. Композитор: Александр Флярковский.
Спец. диплом фильму за участие в лучшей программе фестиваля Международная встреча фильмов для молодежи в Канне—64.

«ЗАЙЧИК», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1964, цв., 87 мин. Комедия. Авторы сценария: М.Гиндин. Генрих Рябкин, Ким Рыжов.
Театральный гример Зайчик — скромный, честный и добрый человек — не может смириться с рутиной и бюрократизмом, царящими в театре. Поэтому Зайчик часто попадает в смешные и нелепые ситуации. Однако его упорству можно только позавидовать.
В ролях: Леонид Быков, Ольга Красина, Игорь Горбачев, Сергей Филиппов, Георгий Вицин, Алексей Смирнов, Игорь Дмитриев, Лев Степанов, Алексей Кожевников,Елизавета Уварова, Гликерия Богданова-Чеснокова, Любовь Малиновская, Борис Рыжухин.
Режиссер: Леонид Быков. Композитор: Андрей Петров.

«КЛЮЧИ ОТ НЕБА», СССР, киностудия ИМ. А.ДОВЖЕНКО, 1964, цв., 78 мин.Комедия. Автор сценария: Иван Стаднюк.
Судьба свела в одном ракетном дивизионе: лейтенанта Кириллова, новобранца Лагоду, юную Полину и доктора Анну. Вполне понятно, что к финалу — после всевозможных несуразиц и ссор — в дивизионе сыграют свадьбу две счастливые пары.
В ролях: Александр Леньков, Валерий Бессараб, Наталья Суровегина, Генрих Осташевский, Александр Гай, Андрей Гончар.
Режиссер: Виктор Иванов. Оператор: Михаил Иванов. Композитор: Вадим Гомоляка.Текст песен: Василий Федоров, Борис Палийчук.

«ГАМЛЕТ», СССР, Ленфильм, 1964, ч/б, 2 серии, (8+8) ч., (2079+2061) м., ш/э, 70 +70 мин. Костюмная драма.
Режиссер, автор сценария: Г.Козинцев.  Лидер проката (1964, 19 место) — 21.1+20.7 млн. зрителей.
По одноименной трагедии Вильяма Шекспира (пер. Бориса Пастернака).
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Михаил Названов, Эльзе Радзиня, Юрий Толубеев,Анастасия Вертинская, Вадим Медведев, Владимир Эренберг, Степан Олексенко, Игорь Дмитриев, А. Чекаевский, Рейно Арен, А. Кревальд, Антс Лаутер, Виктор Колпаков, Юрий Беркун.
Оператор: Йонас Грицюс. Художники-постановщики: Евгений Еней, Георгий Кропачев. Композитор:Дмитрий Шостакович. Звукорежиссер: Борис Хуторянский. Монтаж: Е. Маханькова.

«МЕТЕЛЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1964, цв.Историческая киноповесть. Режиссер и Автор сценария: В.Басов. Композитор: Г.Свиридов.
По одноименной повести А.С. Пушкина из цикла «Повести Белкина».
В ролях: Олег Видов, Валентина Титова, Георгий Мартынюк, Мария Пастухова, Сергей Папов, Владимир Маренков, Нина Вильвовская, Николай Бурляев, Анатолий Игнатьев,Николай Прокопович, Сергей Плотников,


«ВЕРЬТЕ МНЕ, ЛЮДИ», СССР, киностудия им. М. Горького, 1964, ч/б, 111 мин. Драма по мотивам романа Юрия Германа «Один год».
1956 год. За месяц до освобождения Алексей Лапин, сын репрессированного комкора Корнева, получает приказ отвезти в санчасть Каина, осужденного на длительный срок. По дороге ситуация складывается таким образом, что Алексей теперь вынужден бежать с Каином, инсценировавшим аварию и убившим шофера. Приехав в Ленинград, Алексей влюбляется в дочь рабочего, у которого снимает комнату, и решает начать честную жизнь. Начинал работу над фильмом режиссер Леонид Луков, умерший на съемках.
В ролях: Кирилл Лавров, Владимир Самойлов, Ирина Бунина, Станислав Чекан, Всеволод Кузнецов, Сергей Плотников, Валентина Беляева, Евгений Евстигнеев, Николай Парфенов, Иван Рыжов.
Режиссеры: Илья Гурин, Владимир Беренштейн. Автор сценария: Юрий Герман, Петр Пашкевич. Композитор: Марк Фрадкин.

«ПЯДЬ ЗЕМЛИ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1964, ч/б, 83 мин.
Героическая драма. Автор сценария: Григорий Бакланов. По мотивам одноименной повести Григория Бакланова.
Вот уже несколько недель небольшая группа артиллеристов обороняет крохотный плацдарм на правом берегу Днестра. Скоро начнется бой, в котором, может быть, суждено всем погибнуть — слишком неравны силы. Но пока можно отдохнуть, расслабиться и на миг почувствовать себя в обстановке мирной жизни… Время действия — Великая Отечественная.
В ролях: Александр Збруев, Евгений Урбанский, Элли Суханова, Сергей Курилов, Михаил Воронцов, Александр Титов, Юрий Дубровин, Алексей Бахарь, Леонид Чубаров,Светлана Живанкова, Георгий Склянский, В. Сускин, Анатолий Голик, Лев Дуров,Алексей Зайцев, Юрий Волынцев, Олег Форостенко, В. Денисов.
Режиссеры: Андрей Смирнов, Борис Яшин. Композитор: нет.

«ЖАВОРОНОК», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1964, ч/б. Героико-приключенческий фильм. Авторы сценария: Михаил Дудин, Сергей Орлов.
События развиваются в тылу фашистской Германии. Минуя засады, группе советских танкистов удается бежать из фашистского плена. Уходя на танке от погони и нанося последние удары противнику, все члены экипажа погибают в неравной схватке.
В ролях: Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев, Валентинас Скулме, Бруно Оя, Эрвин Абель, Хейно Мандри, Олев Тинн, Людмила Глазова, Я. Юров, Ж. Катлап, Гунар Плаценс, Любовь Малиновская, Наталья Фатеева, Тыну Аав, Александр Афанасьев.
Режиссеры: Никита Курихин, Леонид Менакер.Композитор: Яков Вайсбурд. Исполнение песен: Майя Кристалинская.

«ТРЕТЬЯ РАКЕТА», СССР, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1963, ч/б, 81 мин. Военный фильм. Автор сценария: Василь Быков.
По прозе Василя Быкова. Первая экранизация прозы известного писателя Василя Быкова.
Судьба сводит в одном окопе на передовой очень разных людей, которым предстоит выдержать первую танковую атаку немцев...
В ролях: Станислав Любшин, Георгий Жженов.
Режиссер: Ричард Викторов. Композитор: Евгений Глебов. Монтаж: нет.

ЧЕРЕЗ КЛАДБИЩЕ, СССР, Беларусьфильм, 1964, ч/б, 82 мин. Киноповесть. Автор сценария:  Павел Нилин. По мотивам своей повести.
Осенью 1942 года, когда немецкие войска подходили к Сталинграду, группа белорусских партизан взяла на себя задачу по подрыву в тылу немецких военных эшелонов. Оказавшиеся без снарядов, партизаны посылают молодого Михася к механику Бугрееву. Сопровождающим идет Сазон Иванович, по заданию партизан сотрудничающий с немцами. Они приходят в сторожку, где спрятаны снаряды, разводят огонь и начинают вытапливать взрывчатку. Неожиданное появление немцев нарушает план героев...
В ролях: Елизавета Уварова, Владимир Белокуров,Владимир Емельянов, Владимир Мартынов, Игорь Ясулович.
Режиссер: Виктор Туров.  Оператор: Анатолий Заболоцкий.
В 1995 году по решению ЮНЕСКО фильм вошел в список ста лучших фильмов о войне.

«КОГДА КАЗАКИ ПЛАЧУТ», СССР, Свердловская киностудия, 1963, ч/б, 27 мин.
Комедия. По мотивам рассказа Михаила Шолохова «О Колчаке, крапиве и прочем».
1926 год. После очередной гулянки донские казаки обнаружили, что их жены забрали пожитки, детей и исчезли с хутора.
Первая и единственная режиссерская работа известного актера кино Евгения Моргунова, снимавшаяся под патронажем Михаила Шолохова на его родине.
В ролях: Эмма Цесарская, Ирина Мурзаева, Зоя Василькова, Татьяна Забродина, А. Андреева, Александр Гречаный, Николай Горлов, Георгий Светлани, Владимир Емельянов.
Режиссер: Евгений Моргунов. Автор сценария: Евгений Моргунов. Композитор: Иван Дзержинский.Текст песен: Леонид Куксо.

«ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1963,  Рецензия.
В многофигурной композиции каждый, даже эпизодический персонаж, имеет свой характер и свою судьбу. Близость смерти проверяет личность до дна и открывает в ней даже то, о чем человек мог раньше и не подозревать. Не батальные сцены, не героические атаки, а именно люди в экстремальной ситуации оказываются в центре внимания создателей фильма.
Удивление вызывает, пожалуй, одно обстоятельство. В фильмах о войне сложилась традиция: большую роль в них играла песня. В фильме «Живые и мертвые» нет песен, нет музыки. И это не остается незамеченным. В хроникальной манере изложения, в особом внимании к реальным звукам войны (гулу орудий и самолетов, треску пулеметных очередей, взрывам, грохоту, скрежету), к слову, которое приобретает важный смысл — решает судьбу, ломает жизнь, служит напутствием или поддержкой, — и которое может оказаться последним для говорящего, есть последовательно воплощаемая авторская мысль. Два основных звуковых состояния сталкиваются в фильме: шумы боя и тишина передышек. Слух измучен звуковыми перегрузками, ему нужна тишина. В ней выразительнее звучит слово, в ней любое движение человека, любое эмоциональное переживание воспринимается острее, пронзительнее, драматичнее. В спорах, в которых нужно защитить себя от ложных подозрений, в разговорах с близкими во время случайных побывок дома, в криках приказов, в тихих интонациях увещеваний — палитра разнообразных реакций на обстоятельства, требующие от людей собранности и ответственности.
Бой курантов в финале картины заставляет как бы наткнуться на нечто, отсутствующее в фильме, на то, что оставлено за его рамками как признак нормальной, мирной жизни, которой нет места на войне. Когда пушки стреляют, музы молчат. И это молчание многоречиво. Человек, лишенный поэтического пространства, оказывается «оголенным» — наедине с миром войны и с самим собой.

«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ», СССР, Мосфильм, 1963, ч/б, 78 мин. Рецензия.
Георгий Данелия в этом фильме склонился к жанру городской сказки. Серия анекдотов из жизни трех молодых людей: двух москвичей и командировочного из Сибири, — становится гирляндой забавных приключений, объединенных нехитрым и как бы необязательным сюжетом. Один (Е. Стеблов) перед отправкой в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с любимой. Другой, юный метростроевец (Н. Михалков) — всем готов помочь, но сам безнадежно влюблен. Третий (А. Локтев) привозит в Москву рукопись своей новой повести, и тоже влюбляется в лучшую девушку 1963 года. Ее сыграла Галина Польских.
Все они молоды, поэтому молодость становится эмблемой фильма. Ребята склонны к розыгрышам, к участию в приключениях, к наивным выяснениям отношений, к детским обидам. Можно сопроводить приятеля в дом к писателю и выслушать отповедь полотера (В. Басов), требующего от пишущих правды жизни. Можно загипнотизировать прохожего (Р. Быков) и оказаться в милиции. Можно уговорить случайно встреченную женщину (И. Скобцева) позвонить твоей маме и объяснить нечаянное отсутствие. Можно задержать преступника, укачав его на карусели. Можно попробовать уговорить любимую девушку уехать с тобой в Сибирь. В этом мире все легко и все должно обязательно закончиться благополучно.
Образ Москвы занимает в фильме особое место. В. Юсов создает реальный и сказочный город, увиденный глазами влюбленного, глазами художника. Улицы и площади, дворы и парки узнаваемы, но в то же время — опоэтизированы, прекрасны. Музыка А. Петрова, то лирическая, то пародийно-шутливая, мелодичная и изящная, вносила в общий строй интонацию радостного ожидания счастья. Песенка «А я иду, шагаю по Москве» на слова Г. Шпаликова, непритязательная, легко запоминающаяся, которую напевал герой Н. Михалкова, стала квинтэссенцией фильма. Показом фильма «Я шагаю по Москве» открылся столичный кинотеатр «Россия», построенный по проекту Ю. М. Шевердяева, учителя Георгия Данелии по архитектурному институту. Этот фильм принес оператору В. Юсову приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964).
Там девушка 63 года по тексту. Чернильные ручки в милиции и машинная мойка ст.метро. Смирнитский? в эпизоде спрашивает: «Р.Лоретти-есть? – Нет. – А почему?  – Вырос.» Чистильщик обуви. Полотёр. Телепатия и гипноз.

«ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1964, ч/б, 101 мин.  Рецензия.
В кинотворчестве В. Шукшина «Живет такой парень» — самая солнечная, самая простая и жизнерадостная картина. Сюжет путешествия и путешествующий герой — Паша Колокольников — позволили художнику вторгнуться в мир реальности и проявить его настрой, его житейские и человеческие проблемы. Фокус состоял в том, что в путешествие отправлен фольклорный персонаж — непобедимый, добрый, желающий помочь всем вокруг, побеждающий напасти юмором. Сколько вокруг судеб, одиноких людей, тяжких воспоминаний. Важно настроиться на счастье, на удачу, и все может перемениться. Пашка и становится настройщиком душ. Там, где нужно, он товарища на работе подменит, горящую машину в безопасное место уведет, двух пожилых людей сведет, чтобы были они счастливы, вместе коротали жизнь. Он впитывает в себя поверья, разыгрывает спектакли, дурит людям голову, шутя с ними и посмеиваясь над собой. Он готов бичевать мещанство, поносить несчастных слоников, стоящих на комоде в доме своей подруги, объяснять ей, каким должен быть культурный быт, какой должна стать она сама, чтобы быть счастливой, а в ответ получит горькую отповедь, услышит о непоколебимых правилах жизни среди людей, которые нельзя ломать, не сломав человека. Он услышит рассказ о девушке, бродящей по земле и предвещающей беду, и во сне встретится с ней, узнав свой женский идеал. Он даст интервью журналистке в больнице (роль журналистки исполнила поэтесса Белла Ахмадулина), будет представляться, ерничать, завлекая столичную корреспондентку. Но на вопрос: почему же он совершил свой подвиг, ответит быстро — по глупости. Ведь ясно — любой бы так поступил, просто он был первым. Новеллистическая организация материала позволила Шукшину использовать свой писательский опыт, но и включить в повествование столь важный в контексте мир природы родного Шукшину Алтая. На фоне рек, взгорий, полей человек должен оставаться органической частью общей гармонии. Ему необходимо понять окружающее, разобраться в себе, пройти трудный человеческий путь достойно, не забывая ни своей истории (могила у дороги не должна зарасти, остановившиеся люди должны помянуть умершего) и пытаться понять смысл и цель собственной жизни.
В начале 60-х Шукшин привел на экран Пашку Колокольникова, дал возможность Л. Куравлеву представить народный характер в стихии жизни, исполненной надежд.

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН, СССР, Мосфильм, 1964,  Рецензия.
Пионер Костя Иночкин (В. Косых), будучи в пионерском лагере, переплыл реку и оказался на запретной для посещений территории, за что и был изгнан его начальником товарищем Дыниным (Е. Евстигнеев). Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным прибытием, мальчик тайно возвращается в лагерь, где его друзья так же тайно содержат его и предпринимают все меры, чтобы не состоялся родительский день. Ведь именно в этот день Костина бабушка заявится в лагерь. Между тем все активно готовятся к встрече родителей, а точнее, не столько родителей, сколько высокопоставленного товарища Митрофанова, дочь которого как раз в этом лагере и отдыхает. Праздник, несмотря на все усилия ребят, наступает, и в кульминационный его момент происходит развязка. В грандиозном костюме Кукурузы, за который был заранее определен Главный приз, оказалась не пионерка Митрофанова, а подпольщик Иночкин. И что же? Все завершилось благополучно. Плохой мальчик был тут же забыт, а все — дети, вожатые, родители — полетели на запретный берег. Особенно красиво летали бабушка и «мальчик с профилем Гоголя», постоянно в течение фильма вопрошающий: «А что вы тут делаете?».
В картине Климова сама система лагерной жизни с абсурдным, но многозначительным сочетанием взаимоотрицающих лозунгов над входом («Добро пожаловать!» и «Посторонним вход воспрещен!») очень смахивала на еще не вовсе пережитую (в реальности!) систему отрядно-лагерного бытия под бдительным оком государства. Отчетливо виделось подавление естественных устремлений человеческой индивидуальности, механизм возникновения подпольного, так сказать, инакомыслия (не отсюда ли — Иночкин?), разделение человеческого существования на официальное и неофициальное, порождающее ложь, изворотливость, стукачество. Так в картине Климова явилась эксцентрическая модель очень знакомого зрителю социального государства. И фигура Дынина оказалась в многозначительном социально-политическом контексте, поскольку фильм, созданный в 1963 году, на экраны вышел в памятном октябре 1964-го, отмеченном очередным дворцовым переворотом в стране.
Вместе с тем «детское» художественное мировосприятие сценаристов и комедийное чутье Э. Климова, никогда затем не создававшего столь же веселых лент, спасло фильм от сатирической насупленной серьезности и озабоченности. Светлый талант создателей картины адекватно выплеснулся в финальном полете героев, по-шестидесятнически безоглядно и трогательно.
После первых просмотров фильм, как антисоветский и антихрущевский, был снят с проката.

ГАМЛЕТ, СССР, Ленфильм, 1964, ч/б, 2 серии, Рецензия.
По одноименной трагедии Вильяма Шекспира (пер. Бориса Пастернака).
Фильм этот — попытка современного прочтения шекспировской трагедии. За всю историю Эльсинора, мрачного замка, хранящего тайну не одного преступления, Гамлет, быть может, первый человек, который без прежней легкости и уверенности в своей правоте берется за оружие, чтобы отомстить. Он — первый мыслитель в ряду воинов. Мысль его выше действия, яснее и точнее поступков. Постановщика фильма привлекают действия Гамлета. Композитор Д. Шостакович остается сторонником мысли Гамлета. Героизм размышления, героизм понимания — вот что воплощает музыка композитора. Музыкальная тема гамлетовского сомнения в фильме становится важнейшей. Она звучит неоднократно: озвучивает монолог «Быть или не быть», возникает в эпизоде с войсками Фортинбраса и в финальном поединке. Свое прочтение дает режиссер и образу Офелии. Она предстает на экране марионеткой, красивой куклой. Заученны ее движения, словно бы она действует под гипнозом: рука направо, шаг вперед, поворот. Шостакович присоединяется к такой трактовке. Ее танец и в музыке — танец заводной куклы, танец балерины с музыкальной шкатулки. Казалось бы, в экспозиции заключен приговор. Но композитор убежден: чувство Гамлета к Офелии не было ошибкой. Девушка подавлена страшным миром интриг и злодейств, пытается быть послушной отцу, выполнять чужие приказы. Сама гибель Офелии для композитора — ее спасение и приговор обществу, запутавшему ее в своих интригах. И над водой, этой своеобразной «гробницей Офелии», звучит мелодия огромной впечатляющей силы и любви. Композитор не скрывает своего авторского отношения к представленному на экране. Он судит Клавдия и Гертруду, симпатизирует актерам, понимает драму Офелии. Он находит в Гамлете И. Смоктуновского своего героя, заряжает интонацией актера свою музыку. Медленно движется процессия, провожающая Гамлета в последний путь. Звучит траурный марш. Убит герой, чужой среди современников и близкий всем грядущим поколениям. Это грандиозный марш-плач, открывающий дорогу в бессмертие. Полемика режиссера и композитора окончена. В этой точке они солидарны. И не случайно Г. Козинцев позволил композитору иметь свою точку зрения, свою позицию. Гамлет — наш современник — рождался на пересечении разных пониманий классического образа и потому становился действительно современным: героем действия и героем мысли.
Чемпион студии «Ленфильм» среди премированных картин 23 награды за четыре года: Ленинские премии (1965, удостоены режиссер Г.Козинцев, актер И.Смоктуновский); Лучшая картина КФ шекспировских фильмов в Висбадене—64; Лучшая картина (1964) по признанию Английского института кинематографии; Спец. премия жюри МКФ в Венеции—64 «За убежденность, художественную эффективность, с которыми трактуются и связываются проблемы сегодняшнего дня с вечными темами шекспировского гения», а также «Золотая доска» (премия журнала «Чинема нуова») за лучшее исполнение мужской роли (И.Смоктуновский); Специальная премия жюри «За выдающееся воплощение на экране трагедии Шекспира», за лучшую музыку к фильму (Д.Шостакович), дипломы Союза художников СССР (Е.Еней, С.Вирсаладзе), диплом СК СССР за исполнение роли Гамлета (И.Смоктуновский) ВКФ—64 в Ленинграде; Почетный диплом клуба кинокритиков Союза польских журналистов (1965); Высшая премия Совета Британской киноакадемии (Г.Козинцев), лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся на экранах Англии в 1965 году, а также исполнитель роли Гамлета И.Смоктуновский лучший иностранный актер года; Спец. приз жюри и премия Национальной федерации испанских киноклубов МКФ в Сан-Себастьяне—65; Призы «Серебряное блюдо» (Г.Козинцев, И.Смоктуновский, к/ст «Ленфильм») МКФ в Панаме—66; «Золотой лавровый венок» фонда Дэвида Оливера Селзника «За вклад в международное взаимопонимание путем разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня» МКФ в Сан-Франциско—66; Премия «Фемина» (Бельгия, 1966); Премия Национального совета киноцензуры «Серебряная лама» МКФ в Лиме—66); Лучший фильм 1964 года, Иннокентий Смоктуновский лучший актер года по опросу журнала «Советский экран»


Рецензии
Жак Дюкло _ фактический лидер ФКП после кончины Мориса Тореза, но генсеком
в 1964 -72 годах формально являлся Вальдек Роше.

Татьяна Буторина   20.12.2019 23:45     Заявить о нарушении