1. 8 Подлинное искусство

             Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского (слова Г.И. Гурджиева):

(стр.37) «… люди, живущие на земле, могут принадлежать к весьма различным уровням, хотя внешне они выглядят очень похожими друг на друга. Совершенно так  же, как существуют разные уровни людей, есть и разные уровни в искусстве. Но сейчас вы не понимаете, что разница между этими уровнями гораздо больше, нежели вы можете предположить. Вы ставите разные вещи на один уровень, близко друг к другу, и думаете, что эти разные уровни вам доступны.

Я не называю искусством всё то, что вы так называете; это всего-навсего механическое воспроизведение, подражание природе или другим людям, или фантазирование, оригинальничание.  Подлинное искусство – нечто совсем другое. Среди произведений искусства, особенно древнего, вы встречаетесь со многими вещами, которые невозможно объяснить, в которых содержится что-то такое, чего лишены современные произведения искусства. Но поскольку вы не понимаете, в чём именно заключается разница, вы вскоре забываете о ней и продолжаете принимать всё искусство за один и тот же вид. Тем не менее между вашим искусством и тем, о котором я говорю, существует огромная разница. В вашем искусстве всё субъективно: и восприятие художником тех или иных ощущений, и формы, в которых он пытается выразить свои ощущения, восприятие этих форм другими людьми.  В одном и том же явлении один художник может ощутить одно, а другой художник – нечто совершенно противоположное. Один и тот же закат может вызвать в одном художнике радость, в другом печаль. Два художника могут  стремиться выразить одинаковые восприятия совершенно разными методами, в разных формах, или совершенно разные восприятия в одних и тех же формах – в соответствии с теми или иными традициями обучения или наперекор им.    И зрители, слушатели или читатели воспримут не то, что хотел передать им художник, не то, что чувствовал, а  свои ассоциации, связанные с формами, в которые он облекает свои ощущения. Всё субъективно, всё случайно; иными словами, всё основано на случайных ассоциациях – и впечатления художника, и его «творчество» (это слово Гурджиев произнёс с ударением), и восприятие зрителей, слушателей или читателей. 

В подлинном искусстве нет ничего случайного. Это математика. В нём всё можно вычислить, всё можно знать заранее. Художник знает и понимает, что ему нужно передать, и его работа не может произвести на одного человека одно впечатление, а на другого – другое, при условии, конечно, что оба они – люди одного уровня. Она с математической точностью производит одно и то же впечатление.

Одно и то же произведение искусства вызовет, однако, разные впечатления у людей разных уровней, и люди низшего уровня никогда не получат от него того, что получают люди высших уровней. Это – истинное, объективное искусство.

Вообразите какой-нибудь научный труд, книгу по астрономии или химии. Невозможно, чтобы один человек понимал её так, а другой – иначе.
Каждый человек, достаточно подготовленный и способный прочесть её, поймёт, что имеет в виду автор, - и поймёт именно так, как это выражено автором.
Объективное произведение искусства подобно такой книге, но оно действует и на эмоциональную сторону человека, а не только на интеллект».

Существуют ли в наше время такие произведения объективного искусства?

«Конечно, существуют. Таким произведением искусства является большой египетский сфинкс, равно как и некоторые известные нам творения архитектуры, некоторые статуи богов и многое другое. Есть фигуры божеств и мифологических существ, которые можно читать как книги, но только не умом, а эмоциями – при условии, что они достаточно развиты.

Во время наших путешествий по центральной Азии, в пустыне у подножия Гиндукуша, мы нашли странную фигуру, которую приняли за какого-то древнего бога или демона.  Сперва она произвела просто курьёзное впечатление. Однако через несколько дней мы почувствовали, что фигура содержит в себе многое, какую-то большую, полную и сложную систему космологии. И медленно, шаг зашагом, начали расшифровывать эту систему. Она была скрыта во всём – в туловище фигуры, в её руках, ногах, в голове, в глазах, ушах – во всём. В статуе не было ничего случайного, ничего бессмысленного. И постепенно мы поняли цель тех людей, которые её воздвигли. Мы начали ощущать их мысли и чувства, некоторые из нас, казалось, видели их лица, слышали их голоса. Во всех явлениях мы схватывали смысл того, что они хотели передать через тысячелетия, и не только смысл, но и всё, что связывалось с чувствами и эмоциями. Это было подлинное искусство!» 

            Основная суть подлинного искусства в том, что через него идёт передача информации о  строении Вселенной. Если мы сможем это понять, почувствовать, то сможем познать, как устроена Вселенная. Взять хотя бы стихи Пушкина. Во всех стихах есть четкий определённый ритм. Это значит, что один из принципов построения Вселенной есть ритм. Ритм связан с музыкой. Музыка – это гармония звуков. Любой звук - это вибрация определённой частоты. Основных нот в музыке семь. Это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Вибрации звуков этих нот отличаются друг от друга определённым образом. Получаем, что следующий принцип построения  Вселенной – это гармония определённых вибраций и определённого ритма. Существует семь миров Мироздания, семь подпланов в каждом мире. Семь состояний духо-материи в физическом мире.
          
           Каждый из нас при желании, может попробовать в произведениях подлинного искусства найти тайну, которую они передают людям. Где искать такие произведения? Думаю, что это, прежде всего, семь чудес света.
       
           Что же получается, если мы не можем создавать подлинное искусство, то нам и не стоит заниматься им?  Думаю, что стоит. Начинать надо же с чего-то, хотя бы для того, чтобы научиться отображать образно свои мысли, чувства и желания.


Рецензии