Становление империи

               
     Драгоценные камни с древнейших времен являлись символом власти, могущества и богатства. Тот, кто владеет большим количеством драгоценностей, более крупным алмазом – тот обладает и большей властью. Так считали всегда, особенно на Востоке. Да и в Европе со временем обладание редкими драгоценностями приобрело такое же значение.
     Правители государств, считали пополнение своих сокровищниц  едва ли не самым важным делом, сопоставимым, во всяком случае, с решением важнейших государственных задач, определявших престиж государства, его положение в мире.
    
     Крупный алмаз в руках слабого правителя нередко становился причиной агрессии могущественного соседа. История знаменитых алмазов чрезвычайно увлекательна. Ни с одним другим минералом  не связано столько преданий, легенд и кровавых историй. Как правило, стоимость алмаза многократно возрастала, если у камня была родословная, если за сверкающими гранями маячили суеверия, мистические наговоры, легенды, если его прежними владельцами были могущественные правители древних государств, известные миру исторические личности. Обладание таким камнем становилось заветной мечтой коронованных особ, честолюбивых богачей, влиятельных сановников и царедворцев, аферистов и проходимцев.

     Могущество Самарканда, благодаря военным успехам его правителя, росло с каждым годом, и после каждого похода сокровищница Тамерлана в Самарканде пополнялась тысячами драгоценных камней из сокровищниц владетелей покоренных им государств.
     Удивительной личностью был этот человек – Амир Тимур ибн Тарагай Бахадура. Мнения о нем историков – исследователей весьма неоднозначны, иногда даже противоречивы. Одни восторгаются его талантами полководца и военного организатора, создателя процветающего государства, покровителя искусств и инициатора строительства великолепных мечетей и усыпальниц. При этом умалчивают или даже находят оправдания его жестокосердию и беспощадности.
     Другие наоборот, прежде всего, говорят о его маниакальной жестокости, в которой с ним не  сравнится,  пожалуй, ни один деспот более поздних времен и народов.

     Он и в самом деле был неоднозначен в своих поступках, этот человек, необычен многогранностью своих интересов, способностей, даже таланта, личными качествами, – безусловным мужеством, физической силой и выносливостью, остротой своего ума, щедростью и любовью к преданным и близким по крови людям, терпимостью и сочувствием к поверженным противникам своего уровня.
     Но вместе с этим свирепой жестокостью  к сопротивляющемуся противнику, легкостью  в принятии решений об умерщвлении тысяч своих пленников, страстью к драгоценным камням, неукротимым интересом к истории жизни Великих Завоевателей прошлого, честолюбием,  стремлением обессмертить в веках свое имя.
 
     У Темерлана было четверо сыновей. Третьего из них звали Имраншах Жалладин. У него было трое сыновей, в том числе младший – Омаршейх. Сын Омаршейха – Бабур  стал впоследствии эавоевателем Индии и основателем одной из самых прославленных династий индийских правителей – династии Великих Моголов.
     Таким образом, Бабур вел свой род по прямой линии от Тимура, возможно даже от Чингиз-хана, хотя некоторые исследователи и подвергают это сомнению.   Мать его, по свидетельству историков, была из рода Чингиз-хана. Надо думать, что Бабур в какой то степени унаследовал силу, ум и военные способности своих предков - завоевателей.

     По существу, Бабур был монголом или моголом, как стали называть ассимилировавшихся в Средней Азии потомков племени Чингиз-хана.
     К концу XV века созданная Тамерланом империя стала разваливаться. Завоеванные им государства одно за другим освобождались от зависимости. Между потомками Тамерлана разгорелась яростная борьба за власть. Они убивали и теснили друг друга.

     Бабур (другое его имя Захруддин или Захир-ад-дин), родившийся в начале 80-х годов XV столетия и являвшийся, по существу, одним из принцев Самарканда, оказался в самой гуще кровавых событий и разборок. К этому времени власть в Самарканде была захвачена персом Сафави и малолетний Бабур в 12 лет став шахом, принял участие в сражениях с туркменскими и узбекскими ханами, посягнувшими на завоевания тимуридов. Одиннадцать лет продолжалось это противостояние. Бабур возмужал в этих боях, стал одним из главных его участников, но в решающем сражении уступил узбекскому Убейд-хану.
     Теснимые восставшими аборигенами среднеазиатских земель и персами династии Сафавидов, наследники Тимура вынуждены были оставить Среднюю Азию, и закрепились на территории Моголистана. Захватив в 1494 году Кабул, Бабур-шах вновь обрел трон и стал правителем этой афганской провинции, граничащей с Индией.

     Конечно же, монголы со времен Чингиз-хана стали более цивилизованными и Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, живших в то время в Средней Азии. Он был свободен от сектантской ограниченности и религиозного фанатизма, увлекался литературой и искусством, сам писал стихи на персидском языке. Вместе с тем он был храбрым воином и искусным военачальником.
     Когда афганская знать в Индии, окружавшая делийского султана, убедившись в его слабости и неспособности править государством, объявила Бабуру о своей готовности подчиниться его правлению, он с радостью принял такое предложение. Вероятно, он все равно прибыл бы в Индию и безо всякого приглашения.

     Собрав войска, Бабур перешел через Инд и вторгся в пределы Индии. Армия его была  невелика, но он располагал артиллерией нового типа, которую в то время начали применять в Европе и Западной Азии. Несмотря на превосходящие по численности силы противника, выступившего на борьбу с ним, он был разгромлен небольшой, но хорошо обученной и оснащенной армией Бабура.
     Нельзя сказать, что победа далась ему легко. Однажды, когда ему угрожала опасность, его полководцы советовали ему отступить на север. Но он заявил, что предпочитает встретить смерть, но не отступить. В решающей битве на равнине Панипата близ Дели Бабур в 1526 году окончательно разгромил войско    Ибрагим-шаха и стал правителем Дели. В этой битве погибло с обеих сторон более 50 тысяч человек.

     Как это ни удивительно, но во всей этой суетной, наполненной боевыми походами жизни, Бабур находил время для обсуждения градостроительных дел, писательскому делу. В Агре он заложил великолепный город, послал в Константинополь своего человека, чтобы привлечь к строительству именитого архитектора.
     Это было время, когда Сулейман Великолепный отстраивал Константинополь. Знаменитым оттоманским архитектором был Синан, он отправил в Индию своего любимого ученика - Юсуфа.

     Бабур написал книгу о годах своего правления в Индии. В ней он писал об Индостане, о его животных и цветах, деревьях и фруктах; о людях Индостана, природных богатствах индийской земли, ее мастерах.
     Правители соседних провинций, почувствовав силу Бабура, приходили к нему с дарами, просили его покровительства. Так зарождалась империя Великих Моголов.

                *
         
     Стала наполняться сокровищница Бабур-шаха. Кроме богатств, захваченных им при овладении Дели и прилегающих к нему провинций, в нее поступали дары послов, сокровища, захваченные в битвах за расширение сферы влияния. У Бабур-шаха было четверо сыновей, старшим и любимейшим из которых был Хумаюн.
     Именно в это время в сокровищницу Бабура попадает совершенно уникальная драгоценность – алмаз Кох-и-Нур (Гора света). Если верить индийским сказаниям, история этого камня восходит к временам легендарного индийского героя Викрамадитья (56 год до н.э.). Этот камень упоминается индийскими лапидариями, написанными в 1304 году. Согласно легенде, его носил сын бога Солнца.

     Более достоверные сведения об этом камне оставил сам Бабур-шах в своих "записках", где первая запись о нем сделана 4 мая 1526 года. В соответствии с этими записями, алмаз в течение многих столетий был родовой драгоценностью раджей княжества Мальва. В результате завоевания княжества султаном Ал-ат-дином Хильджи в 1304 году он оказался в сокровищнице Дели.  Как он пережил два с лишним столетия, кто утаил его при захвате  и разграблении Дели Тамерланом в 1398 году – история умалчивает. Но к приходу в Индию Бабура,  владельцем его был раджа Гвалияра Бикермаджи.
     Именно он и преподнес божественный камень в качестве дани ли, добровольного ли дара сыну и наследнику Бабур-шаха Хумаюну. Камень был великолепен. Он отличался неповторимой игрой света и огромными размерами – 191 карат. Уже в то время он, видимо, был огранен. 

     Можно представить себе восторг и восхищение Бабур-шаха. Ведь, по всей вероятности, ничего подобного он в своей жизни еще не видел и ни о чем подобном даже не слышал. Сейчас, почти полтысячелетие спустя, мы не знаем равного ему по размерам и великолепию бриллиантов того времени. Возможно, они и были, и след их потерялся в истории, но то, что это был один из самых замечательных бриллиантов средневековья, не подлежит сомнению.
     Для Бабур-шаха неожиданное приношение было предвестником удачи, успеха, сулило возвышение его власти и могущества.

     Несмотря на счастливое предзнаменование, судьба Бабур-шаха и его сына Хумаюна оказалась не такой  безоблачной, как ожидалось. Основатель династии Великих Моголов умер в 1530 году в возрасте сорока девяти лет, пробыв на троне делийского правителя всего лишь четыре года. В истории сохранился трагически печальный и трогательный рассказ о его смерти.
     Шах Бабур  был правоверным мусульманином. Когда его сын Хумаюн тяжело заболел, Бабур, из любви к сыну, поклялся Аллаху отдать свою жизнь взамен, если сын поправится. Рассказывают, что Хумаюн выздоровел, а Бабур-шах умер через несколько дней после этого. Перед смертью Бабур завещал престол своему любимцу Хумаюму, почтительному сыну и храброму воину, чей первый военный поход, по словам Бабура, "явился прекрасным предзнаменованием на будущее".
     Тело Бабура доставили в Кабул и похоронили там, в саду, о котором он часто вспоминал.

     Бабур-хан оставил своему сыну Хумаюму трудную задачу. Груз этого наследства оказался очень тяжелым,  Индию пришлось отвоевывать заново при непрерывной борьбе с другими претендентами.
     Хумаюн был культурным и образованным человеком, но  не был воином, подобно своему отцу. По всей его  империи происходили беспорядки, с которыми Хумаюн не мог справиться. В конце концов, в 1540 году афганский правитель Бихара по имени Шер-хан нанес ему поражение и изгнал Хумаюна из Индии. Так второй из династии Великих Моголов превратился в странника, вынужденного скрываться и испытывать всевозможные лишения. Он вынужден был бежать в Персию.

     Говорят, что он захватил с собой лишь алмаз Кох-и-Нур, который подарил персидскому шаху Тахмаспу в знак  благодарности за гостеприимство и поддержку. Во время этих странствий, в ноябре 1542 года его жена родила сына. Этому мальчику, рожденному в пустыне Раджастхана, суждено было стать великим правителем Индии Акбар-шахом.
     Шер-хан, завладев верховной властью в Дели, показал себя весьма способным правителем. Он был блестящим организатором, его правление было активным и умелым. Занятый войнами, он нашел время для того, чтобы ввести новую, более эффективную систему обложения налогами. Но, как это часто случается со способными самодержцами, он  все задачи решал сам, а потому с его смертью все здание рухнуло.

     Хумаюн, воспользовавшись этим развалом, в 1555 году возвратился с армией из Персии. Персидский шах   Тахмасп не только помог снарядить ему армию, но и вернул своему индийскому другу и, как он надеялся, верному союзнику, алмаз Кох-и-Нур. Что ни говорите, а некоторым владетелям Востока было свойственно и великое благородство. Пример тому – поступок шаха Тахмаспа. Посудите сами, каковы были чувства этого человека, готового добровольно расстаться  со столь великолепной и редкой драгоценностью.
     Хумаюн в походе на Дели одержал победу и, таким образом, после шестнадцати лет изгнания, вновь оказался на троне, завоеванном его отцом. Но ненадолго. Через полгода, неудачно упав с мраморной лестницы, он умер, и на престоле оказался его 13-летний сын Акбар.

                *

     Как видите, Акбар, подобно своему деду, рано взошел на престол. У него был опекун и защитник Байрам-хан, или Хан-Баба, как его называли. Но уже через четыре года Акбару надоели опека и руководство, и он взял управление в собственные руки.
Что представляла собой Индия в исторический период становления государства Великих Моголов. На самом юге полуострова Индостан располагалось могущественное государство Виджаянагар, существовавшее к тому времени уже 200 лет и продолжавшее процветать. Государство это было основано в 1336 году. Будучи индуистским государством, в отличие от северных индийских государств, где властвовали мусульмане, Виджаянагар привлекал к себе многочисленных беженцев. Спустя несколько лет  после основания, это государство уже господствовало на юге, привлекая к себе внимание богатством и красотой.
 
     В начале XV века на р. Кришне были построены большие ирригационные сооружения, чтобы подвести к столице хорошую воду. Река была перекрыта плотиной. Вода поступала по акведуку длиной 15 миль во многих местах пробитому в скалах.
     В 1406 году, когда мусульманский царь соседнего государства Бахмани прибыл в столицу, чтобы сочетаться браком с принцессой Виджаянагара, на протяжении шести миль, как описывали современники, дорога была устлана златотканой парчой, бархатом и другими  дорогими тканями.

     Путешественник из Средней Азии Абд-ар-Раззак писал, что видел на пути к столице в районе Мангалура великолепный храм целиком из литой меди высотой 5 метров и площадью почти 10 квадратных метров. О городе он писал: "Город был таков, что нет другого места на земле, которое могло бы с ним сравниться…. В этой пленительной местности, где расположен дворец царя, есть много ручейков и потоков, текущих в руслах, высеченных в камне, гладком и полированном…".
     Он описывает великолепие базаров, торговлю цветами, восторгается изобилием торговцев драгоценными камнями и их разнообразием. И не удивительно, ведь на территории этого государства находились знаменитые южно-индийские алмазные копи Портиал и Колур. Большая часть наиболее крупных алмазов, конечно же, попадала в руки правителя страны.

     Хватало их и местным купцам, которые вели их оживленный обмен на аравийский жемчуг, цейлонские лалы  и изумруды, кроваво-красные рубины и небесно-синие сапфиры стран Юго-восточной Азии, - все было рядом. Можно представить себе богатства династической сокровищницы виджаянагарских султанов после двухсотлетнего их правления и процветания государства. Роскошь ослепляла путешественников,  побывавших в столице этого края.               
     Португалец Паеш писал о Виджаянагаре, что город этот велик, как Рим и вид его прекрасен. Он описывает чудеса города, очарование его бес-численных озер, водных потоков и фруктовых садов, называет его самым обеспеченным городом мира, ибо…" состояние города не похоже на состояние других городов, в которых часто не хватает продовольствия, здесь же изобилие всего".

     Одна из комнат, виденных им во дворце, была "целиком из слоновой кости, как сама комната и стены ее сверху донизу, так и колонны, поддерживающие поперечные балки, были украшены розами и цветами лотоса целиком из слоновой кости и все выполнено так хорошо, что лучше и не может быть".
     О правителе Виджаянагара он пишет как о великом воине, человеке, который с врагом обращался по рыцарски, как о покровителе литературы и искусств, популярном и щедром царе. Что он веселого нрава, старается оказать почет чужестранцам, принимает их милостиво и расспрашивает о делах, каково бы ни было их положение.
     Таково было государство Виджаянагар в начале семидесятых годов XVI  столетия.

     Другим крупным государством юга страны было мусульманское государство Бахмани или Гулбарга. Оно занимало всю область Махарашитры и частично Карнашапу вдоль почти всего западного побережья Индостана. Это государство к приходу к власти Великих Моголов существовало уже более 150 лет. Это  было тоже очень большое и богатое царство. Там было много прекрасных городов. Великолепные здания строились в Голконде и Биджапуре. Примерно в это время был основан город Хайдарабад. Говорят, что строители и ремесленники, сооружавшие Хайдарабад, ушли в последствии на север и помогали в строительстве Тадж-Махал в Агре.
     На территории Бахмани находились самые старые в Индии знаменитые Голкондские алмазоносные копи, так красочно описанные Марком Поло.

     Во времена расцвета этого государства в Голконде регулярно действовал мирового значения рынок драгоценных камней. Со всех краев света съезжались сюда купцы, обменивали свои товары на самоцветные камни, жемчуг и слоновую кость, изделия индийских мастеров-ремесленников и восточные пряности. Слава о Голконде и богатствах индийской земли растекалась отсюда по всему свету.
     Но в отличие от государства Виджаянагара история царства Бахмани позорна и нелицеприятна. Там царили нетерпимость и насилие, убийства и обман, с роскошью султана и знати соседствовали крайняя нищета и бесправие простых людей.

     Оказавшись в 1469 году в "Индии мусульманской", в г. Бидаре русский купец и путешественник Афанасий Никитин был поражен великолепием правителей: "…выехал султан на прогулку, а с ним 20 визиров великих, да 300 слонов, наряженных в доспехи булатные с башнями, а башни окованы. В башнях же по 6 человек в доспехах с пушками да с пищалями, а на великом слоне – 12 человек".
     И дальше перечисляет: "Да коней выехало простых тысяча в сбруе золотой, да верблюдов 100 с литаврами, да трубников 300, да плясунов 300, да дев из гарема 300". Особенно его привлекает роскошная одежда владыки: "на султане кафтан весь унизан яхонтами, да на шапке – большой алмаз". Наблюдая пышную процессию, Афанасий Никитин удивляется: "А брат султанов сидит на носилках золотых и над ним балдахин бархатный, маковка золотая с яхонтами".

     Из Бидара Афанасий Никитин снова пускается в путь, намереваясь посетить столицу Виджаянагара, о которой был много наслышан По дороге он задерживается в г. Кульбарги, посещает алмазные копи провинции Райчур  восхищается красотою драгоценных камней и с горечью отмечает, что "то, что можно дешево приобрести в этих краях, облагается большой пошлиной".
     В самом начале XVI  века царство Бахмани погибло из-за неспособности его правителей. Оно распалось на пять княжеств: Биджапур, Ахмаднагар, Голконда, Бидар и Берар. Между этими пятью государствами часто происходили войны, каждое из них стремилось установить свое господство на юге. Между ними возникали всевозможные комбинации союзов, которые то и дело менялись. Если одно из государств слишком усиливалось, то другие объединялись против него. Иногда даже несколько из них,  объединившись, пытались противоборствовать с могучим восточным соседом – государством Виджаянагар, богатство которого вызывало зависть и не давало покоя правителям этих малых государств.

     В конце концов, сила, могущество и богатство Виджаянагара побудили мусульманские царства объединиться против него, и  в 1565 году в битве при Таликоте они разгромили индусскую армию. Это было совершенно неожиданно. Трудно сказать, было ли это результатом трагической ошибки военачальников или причина лежала глубже - в безмятежном благодушии и самоуверенной бездеятельности правителя, но армия великого государства была разбита.
     Произошло ужасное массовое избиение и гибель ни в чем не повинных людей, а вслед за этим пала великая столица Виджаянагара.

     "Никогда, - писал английский историк, -  никогда еще в истории мир не знал такого разрушения, притом разрушения внезапного, такого великолепного города; накануне еще полный зажиточного и трудолюбивого населения, обильный и процветающий, он на следующий день был захвачен, разграблен и превращен в руины среди сцен дикого избиения и ужасов, не поддающихся описанию".
     Все прекрасные здания, храмы и дворцы, были разрушены, изящные скульптуры и резные изображения на камне – разбиты вдребезги. Были разведены огромные костры, чтобы сжечь все, что могло гореть. Разумеется, одной из первых была разгромлена и разграблена сокровищница султана, растащены собиравшиеся сотнями лет драгоценные жертвоприношения храмов.
    
     Тащили все, кто мог и что мог. Из-за отсутствия централизованного управления войсками сокровища растаскивались правителями-союзниками, их окружением, военачальниками, простыми воинами, случайными людьми, - различного рода авантюристами и проходимцами, оказавшимися в этой круговерти волею случая.
Еще не угасли пожарища, а победившие союзники уже перессорились между собой, не поделив награбленное, вступили друг с другом в борьбу за овладение поверженным царством.
     Но вскоре над всеми ними нависла тень империи Великих Моголов. Другая опасность исходила от португальцев, которые высадившись со своих кораблей на западном побережье, в 1510 году захватили г. Гоа. Их предводитель Албукерке, грозный и беспощадный, устроил там чудовищные избиения и жестокости, не щадя ни женщин, ни детей.      

     Так было на юге. Севернее Ваджаянагара на востоке страны почти до самого Аллахобада, было расположено государство Гаур, в которое входили Бенгалия и Бихар. Город Гуар, - столица этого государства был морским портом, который поддерживал сообщение по морю с прибрежными городами Индии.
В Центральной Индии, западнее Аллахобада, и почти до самого Гуджарата простиралось государство Мальва со столицей Манду, которая одновременно была и городом и крепостью.
     Это было тоже очень сильное и богатое государство. На ее территории к юго-западу от Аллахобада, в междуречье правых притоков Ганга рек Сон и Кен, располагался еще один алмазоносный район Индии, где, как и в Голконде, алмазы начали добывать еще в эпоху древнего мира. По своему богатству и величию Мальва мало чем уступала могущественным государствам юга Индии.

     Северо-восточнее Мальвы было расположено государство Раджпутана. В нем находилось множество раджпутанских княжеств, среди которых особенно выделялся Читор. Между Читором, Мальвой и Гуджаратом постоянно происходили военные столкновения. Читор был невелик, по сравнению с этими могущественными государствами, но раджпуты были храбрыми воинами и иногда, даже при малой численности, они одерживали победы.
     Впрочем, к описываемому времени, когда на престол Великих Моголов взошел Акбар-шах, государство раджпутов уже было подчинено Великим Моголам. Это было сделано еще Бабур-шахом.

     К западу от Мальвы было расположено государство Гуджарат. Это было тоже могущественное царство со столицей Ахмадобад, основанной султаном Ахмад-шахом. Это был великолепный город с населением почти миллион человек и почти трехсотлетней историей. Говорят, что Ахмадобад в то время был одним из красивейших городов мира.
     Правители Гуджарата, используя выгодное географическое положение прибрежного государства, наладили тесные торгово-экономические и политические связи с Персией, Афганистаном, Арабией и даже Турцией. Однако, выход к морю, это безусловное преимущество Гуджарата по сравнению с центрально-индийскими государствами, сослужил ему плохую службу.

     Именно здесь, на побережье Гуджарата наиболее крепко закрепились португальцы. Первым в Индию, как вы помните, пришел Васка-да-Гама. Он обогнул мыс Доброй надежды и достиг в 1498 году Каликута на юге Индии. Португальских кораблей приходило все больше и больше. Они обогнули западное побережье  Индостана и под командованием Албукерке высадились на побережье Гуджарата. Конечно, и до этого многие европейцы посещали Индию, но они приезжали в качестве торговцев или просто путешественников.
     Португальцы же явились с другими помыслами – с намерением завоевать Индию. Они, правда, так и не достигли существенных успехов, так и не сумели проникнуть  внутрь страны. Султаны Гуджарата мужественно сражались с пришельцами на суше и на море. Заключив союз с турками-оттоманами, они даже однажды нанесли поражение грозной португальской эскадре. Но впоследствии португальцы все же одержали победу и установили свое господство на море.

     Страх перед Великими Моголами вынудил султанов Гуджарата искать мира  с португальцами, но те их обманули. Такова была обстановка в Индии к началу 70-х годов XVI столетия, когда начал входить в силу новый властитель империи Великих Моголов Джелладин Мохаммед Акбар.
     Это  был удивительный человек, одаренный разнообразнейшими способностями и талантом, каких мало рождает мать-Земля. Он был третьим из династии Великих Моголов и они все еще считались чужеземцами в стране и их власть поддерживалась с помощью военной силы. Но именно в это время титул "Великий Могол" вошел в употребление в Европе.

     Официальных связей Руси с Великими Моголами в это время еще не было. Они установились позже, при Ауранг-Зебе. Но доподлинно известно, что правивший в это время на Руси царь Алексей Михайлович – отец Петра I, проявлял живой интерес к Средней Азии, Персии и далекой Индии, из которой и тогда уже привозили русские купцы червчатые царские яхонты и яхонты лазоревые – чудной красоты самоцветы.
     В начале 70-х годов XVI столетия Алексей Михайлович уже имел своего посла в Самарканде и послал его властителю подарки… Что бы вы думали?  Пушки! Да! Именно так! Три длинноствольные пушки были доставлены в качестве подарка эмиру самаркандскому в 1571 году, - это подтверждают исторические документ.
     Эмир был в восторге от эффективности действия этих подарков, как сегодня в восторге Персия, то бишь, Иран, Ирак и Афганистан от русских "калашниковых" и зенитных комплексов "Тополь". Алексей Михайлович "Тишайший" знал, что посылать в качестве впечатляющего дружественного подарка. Мало что изменилось в этом отношении за минувшие пять веков!

     Тоже ведь небезынтересная личность в русской истории, - государь Алексей Михайлович. Непонятно, по каким причинам человек этот для большинства русских людей остался в тени истории, заслоненный такими одиозными фигурами, как Иван Грозный, Петр Великий, Екатерина…  Да еще и "тишайший"!  Что за нелепая приставка осталась за ним в русской истории. А может быть потому и "тишайший", что не звонил попусту, а тихо, мудро и настойчиво делал свое государево дело? Ведь этот тишайший государь российский отхватил за время своего правления большую часть современной Сибири и Дальний Восток от Чукотки до Амура, почти втрое расширив территорию Российского государства. Превеликих трудов стоило это русским государевым людям – первопроходцам Земли Сибирской.

     Современник и сподвижник Петра В.Н.Татищев – артиллерист, один из основателей горнозаводского дела за Уралом, первостроитель Екатеринбурга, ученый, историк и государственный деятель, усматривал именно в правление Алексея Михайловича зарождение всех положительных тенденций в развитии русской экономики и культуры. Петровская эпоха была лишь приемником этого исторического движения.
     "Алексей Михайлович, - писал Татищев, - как его храбростию в делах военных, так преострым умом и охотою ко экономии, вечную по себе память оставил; между многими его знатными и вечной славы достойными делами, не меньше он о рукоделиях, ремеслах и купечестве его труда показал. В его время медные и железные заводы, яко же и оружейные устроены, холщовые и шелковые фабрики заведены, неколико и о кораблеплавании в пользу купечества выписанными разными ремесленниками прилежность и пользу показал, договоры с Англией и Голландиею в полезнейшее состояние русским купцам учинил". Так – то вот!

     Несправедлива все же русская история к некоторым сынам своим. По фильмам, театральным постановкам, знаменитым историческим романам мы с детства многое знаем об Иване Грозном и Ермаке, Петре Великом и Меньшикове, блистательной императрице Екатерине, графе Орлове и Потемкине, Суворове и уральских заводчиках Демидовых и почти ничего, во всяком случае – очень мало, об Алексее Михайловиче и его ближайших помощниках.
     Русские мальчишки с малолетства знают о войне американского севера и юга, освоении колонистами просторов американского континента, захватывающих столкновениях индейцев с "бледнолицыми", о Чингачгуке – "Ястребиный коготь" и Следопыте, но так мало – почти ничего, - о походах енисейского сотника Петра Бекетова, становлении Нерчинского острога и защите Албазинской крепости, эвенкийском князе Гантимуре, одним из первых связавшем свою судьбу с судьбой России, Григории Лоншакове – первооткрывателе серебряных руд в Забайкалье (первого, кстати сказать, отечественного серебра), опальном гетмане Демьяне Многогрешном, - героях многотрудной и полной приключений истории освоения русскими людьми  Земли Сибирской.
     Может быть, еще не пришло время для этой необъятной темы?

     Пусть простит меня читатель за это отступление, но никак нельзя было перед началом повествования об одном из самых могущественных правителей империи Великих Моголов, - Акбар-шахе, не упомянуть имя и нашего русского государя, столь широко раздвинувшего пределы России. Тем более,  что  это,  в общем-то, и не уводит нас в сторону от основной темы повествования, - Алексей Михайлович тоже не был равнодушен к драгоценным камням-самоцветам.

     Что же представлял собой Акбар-шах – третий и самый знаменитый     представитель династии Великих Моголов. Акбар, по свидетельству современников, отличался огромной физической силой и обладал деятельной натурой, не было для него более увлекательного занятия, чем охота на диких и опасных зверей. Его храбрость, как воина, доходила до безрассудства.
     Вскоре после своего утверждения на троне, Акбар завоевал Гунджарат и присоединил его к империи Великих Моголов. Когда через некоторое время в Гуджарате вспыхнуло восстание, Акбар поспешил туда с небольшой армией через пустыню Раджпутаны, преодолев расстояние в 700 километров за девять дней. Об этом свидетельствует история.

     Вы, дорогой мой читатель, представляете, что это такое? Это подвиг! Это образец расторопности и организованности. Такого правителя не возьмешь врасплох! Это почти по 80 километров в сутки, по бездорожью, по пустыне. Не знаю уж, какой вид транспорта при этом был использован. Не иначе, как верблюжий – "со скоростью ветра". Восстание в Гуджарате было, конечно же, подавлено.
     Два столетия спустя, когда незабвенный государь российский Павел предпринял поход казачьего войска на Индию  (прерванный, впрочем, сразу после его смерти), конный экспедиционный корпус генерала Платова делал, даже в пределах родной обустроенной Саратовской губернии, от силы 40 верст в сутки.

     Акбар-шах сумел собрать вокруг себя много способных помощников, которые были ему преданы. Главными среди них были два его брата и раджа Ман Сингх из Джайпура, - один из лучших его полководцев. Одно время он даже был правителем Кабула.
Акбар женился на девушке из знатной раджпутской семьи и позднее женил своего сына тоже на индианке. Он назначал знатных раджпутов на самые высокие должности в своей империи. Многие из числа его наиболее храбрых полководцев и наиболее способных министров и правителей были индуистами.
     Он сумел добиться расположения к себе индусов, и раджпуты толпами стекались к нему на службу и на поклон. Именно в правление Акбара династия Великих Моголов утвердилась в Индии и стала индийской по своему облику.

     Как и любой другой восточный правитель, Акбар-шах много внимания уделял своей сокровищнице, в которой хранились драгоценные камни, редкие по художественному мастерству золотые изделия и украшения. Но он был человеком прагматичным и смотрел на эти сокровища не только как на символ могущества своей империи, но и как на казну, богатства которой позволяли ему решать вопросы переустройства и содержания армии, градостроительства. Использовать часть из драгоценностей для посольских даров, поощрения своих помощников, решать многие другие житейские вопросы.

     Сокровищница пополнялась данью вассалов, посольскими дарами, трофеями военных походов, подношениями разного рода просителей и подчиненных ему правителей индийских княжеств. Велась, конечно, и добыча самоцветных камней под строгим надзором доверенных шаху людей. Высоко в горах Юго-Западного Памира на горе Кух-и-Лал добывались красно-розовые лалы, в Кашмире – васильково-синие сапфиры, но камни оттуда, при всей их красоте, были некрупные. Лучшие из них попадали в сокровищницу, остальные шли на продажу и обмен.
     Алмазов в подвластных Акбар-шаху северных районах Индии не было. Не без зависти обращал шах свой взор на южные земли, столь щедрые на алмазы и кроваво-красные рубины.

     Он вел очень беспокойную жизнь, заполненную завоевательными походами и заботами о сплочении своей великой империи. Но при всей этой занятости в нем проявляется еще одна замечательная черта: беспредельная любознательность, стремление познать истину.  Он призывал к себе и расспрашивал всякого, кто мог пролить свет на интересовавшие его вопросы и люди разных религий собирались вокруг него. Он, видимо, был убежден, что истина не является монополией какой то одной религии и открыто объявлял, что его принципом является общая терпимость в вопросах религии. Интересно отметить, что он издал приказ, запрещавший выполнение обряда сати (самоубийства) вдовами индуистов, а также практику обращения военнопленных в рабство.
     Акбар-шах основал Агру и Аллахобад, построил там крепости, воздвиг прекрасную мечеть Фатихпур-Сикри, великолепный Буланд Дарваза, которые и сейчас радуют глаз людей.

     Португальские миссионеры писали о нем: "Он был бесспорно великим царем, т.к. знал, что хорошим повелителем является только тот, кто внушает своим подданным одновременно чувство покорности и уважения, любви и страха. Он был возлюбленным государем для всех. Тверд с сильными, добр с людьми низших сословий и вообще со всеми людьми, независимо от их положения…
     Его можно было видеть глубоко погруженным в государственные дела или дающим аудиенции своим подданным, а через некоторое время застать его за стрижкой верблюдов, тесанием камней, занятым резьбой по дереву или кующим железо, - и все это он делал с большим прилежанием, словно это было  его особым призванием. Хотя он и был могущественным и самодержным монархом, однако, не считал физический труд ниже своего достоинства."

     Как это ни странно, Акбар был неграмотен, т.е. не умел ни писать, ни читать, - сказалась, видимо, скитальческая жизнь в изгнании его отца Хумаюн-шаха в годы детства и отрочества Акбара. Тем не менее, он был весьма образован и очень любил, чтобы ему читали книги вслух.
     Акбар-шах был не равнодушен к драгоценным камням. Современники писали, что он постоянно носил с собой в качестве амулета большой ярко-красный, сверкающий под солнцем рубин, весом почти 200 карат.

     Наверное, немало он провёл времени, слушая чтение древней книги знаменитого среднеазиатского путешественника и ученого Ал-Бируни, который путешествовал по всей Индии и оставил после себя, помимо записей о путешествиях, великолепно составленный трактат "Собрание сведений для познания драгоценностей". В этой своей книге он называл рубин первым из драгоценных камней, наиболее красивых и дорогих.
     Мог ли не удивляться Акбар-шах содержавшимся в этой книге сведениям о рубинах совершенно фантастической величины. "Торговцы драгоценностями, - писал ал-Бируни, - рассказывают, что у царя Саранддиба (о. Цейлон) есть продолговатый рубин в виде рукоятки ножа, который он постоянно вертит в руках, и вес этого рубина пятьдесят пять мискалей (1 мискаль – 4,46 грамма), т.е. 254 грамма или 1226 карат.

     Упоминает Бируни и о драгоценных рубиновых четках, принадлежавших одной из жен легендарного багдадского халифа Гаруна-ар-Рашида (того самого, -  из "Тысяча и одной ночи"). Каждая рубиновая бусинка  в этих четках была величиною с лещинный орех. Среди особо крупных рубинов называются в книге камни из сокровищницы Сасанидов: Анка - 468 карат и  Джабалия – 669 карат.
     Слушая обо всем этом, Акбар-шах чувствовал, наверное, себя ущербным и несчастным правителем, - ведь при огромной территории и сказочных богатствах его империи, не было еще у него подобных драгоценностей. Если, конечно, не считать сказочно древнего алмаза Кох-и-Нур, подаренного когда-то его отцу Хумаюн-шаху раджой Гвалияра.            

     Не раз, наверное,  вспоминал Акбар-шах о легендарном рубине своего грозного предка, -  Хромого Тимура, который захватил этот камень здесь, в Индии, у правителя Дели почти 300 лет тому назад. Этот камень долгое время был династической драгоценностью Тимуридов, передовавшейся из поколения в поколение.
     На нем, кроме имени самого Тимура были начертаны имена его наследников – сына Мир Шахура и внука – знаменитого астронома мирзы Улугбека. Акбар-шах не без оснований полагал, что место этому камню – в сокровищнице Великих Моголов – достойных потомков Темерлана.

     Но, увы!  Камень этот еще во времена молодости его деда шаха Бабура попал в руки династии Сафавидов, захвативших власть в Самарканде, и теперь находился в руках могущественного западного соседа империи Великих Моголов персидского шаха Аббаса Сафави. Когда камнем завладели первые представители династии Сафави, начертанные на нем имена Тимура и его потомков, были уничтожены. Шах Аббас Сафави приказал выгравировать на нем свое имя.
     Акбар-шаху так и не удалось в своей жизни увидеть этот камень.   

     За время своего правления Акбар-шах покорил всю северную Индию, присоединил к себе Кашмир, Синд, Бенгалию и Ориссу. Армия Великого Могола завоевала Гунджарат и осадила Читор. Несмотря на мужественную защиту крепости, она была взята. При этом жители города почти все поголовно погибли, выполнив ужасный обряд джаухар.
     Армия Акбар-шаха неоднократно одерживала победы в центральной и южной Индии. С правителей этих государств он взимал богатую дань, - потекли, наконец, в сокровищницу Великих Моголов долгожданные алмазы.

     Теперь подвластные Акбар-шаху территории простирались почти на две с половиной тысячи километров – от Балха на севере Моголистана до р. Годовари на юге Индии.
     Видимо, именно в это время в сокровищнице Акбар-шаха появляется алмаз, который впоследствии будет назван его именем. По всей вероятности, он получил его в качестве дани от своих среднеиндийских вассалов. Камень был великолепной чистоты с естественными гранями и весил почти 120 карат.

     При всем своем неравнодушии к драгоценным камням, Акбар-шах не увлекался нанесением на них надписей. Может быть потому, что он был человеком более скромным, чем его честолюбивые наследники. Многие годы этот алмаз так и хранился в сокровищнице Великих Моголов в необработанном виде.
     В одном из походов на юг, армия Акбар-шаха столкнулась с ожесточенным сопротивлением  небольшого внутрииндийского государства западного побережья Индии – княжества Ахмаднагара. Его правительницей была женщина – знаменитая Чанд Биби. Она обладала смелостью, была прекрасной воительницей и обладала большими способностями полководца. Ее мужественный отпор произвел на Акбар-шаха неизгладимое впечатление и хотя войско Чанд Биби, в конце концов, потерпело поражение, Акбар-шах даровал ей почетный мир. Она была оставлена правительницей страны.

     При этом Акбар-шах, разумеется, не забыл наложить дань на это царство, хотя, может быть, и не такую обременительную, как на соседние княжества.   
     К несчастью, вскоре Чанд Биби была убита каким-то недовольным солдатом ее же собственной армии. Ее место занял новый правитель - мусульманин Бурхан Второй. Этот султан оказался тщеславным и заносчивым человеком, он присвоил себе титул Низам-шаха, т.е. "Владыки порядка" и стал всяческими путями уклоняться от  возложенной на царство дани Великим Моголам.

     В 1591 году Акбар-шах отправил в Ахмаднагар посольство, чтобы напомнить Бурхан-шаху о его обязанностях. Но послы вернулись через два года с ничтожными подарками, - только пятнадцать слонов и пять драгоценных предметов доставили они на север из далекой провинции. Такого неуважения к себе Акбар-шах не стерпел. Он направил на юг военную экспедицию, которая разгромила войско Ахмаднагара, и подчинила его государству Великих Моголов. "Владыка порядка" бежал из страны.
     Теперь  Акбар-шах забрал себе столько слонов и драгоценностей, сколько посчитал нужным.

     Особый восторг вызвал у него доставленный ему крупный, слегка желтоватый удлиненный алмаз весом в 90 карат, сегодня известный всему миру, как алмаз "Шах". На одной из пришлифованных граней камня арабской вязью было начертано: "Бурхан Второй Низами-шах 1000 год (по нашему летоисчислению 1591).
     Так сокровищница Великих Моголов обогатилась еще одной уникальной драгоценностью, предметом гордости всех ее последующих владельцев.
Шах Акбар умер в 1605 году на шестьдесят четвертом году жизни, после почти пятидесятилетнего правления. Он был третьим по счету в роду, после Бабура, но именно он стал действительным основателем в Индии династии Великих Моголов.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.