Эксперементальная VJ 88

На фото: аэродром Таблада (Tablada), декабрь 1936 года. На старте Henkel He.112V б/н 5-1 и Messerschmitt Bf.109V б/н 6-1 из VJ/88.


К 3 ноября 1936 года была создана полноценная и структурированная истребительная группа Легиона Кондор. По крайней мере, на бумаге. Фактически эскадрильи стали более-менее боеспособными лишь  к концу месяца.
Практически сразу было принято решение о создании отдельного подразделения для испытания в полевых и боевых условиях новых образцов авиатехники, поступавших на вооружение Люфтваффе.

Испания превратилась в полигон для проверки на практике теоретических нововведений в военном деле и передовых образцов вооружения и техники со всего мира.

Германия не была исключением. В составе немецкой истребительной группы в ноябре было создано отдельное подразделение – Versuchsjagdstaffel (VJ/88) – экспериментальная (опытная) эскадрилья.

В конце ноября 1936 в условиях полной секретности для проверки боевых возможностей в Испанию прибыли следующие самолеты:

– Henkel Не.50G – двухместный пикирующий бомбардировщик-биплан с не убирающимся шасси.
К сожалению, автору не известны подробности испытаний, ни имена авиаторов, на нем летавших. По-видимому, результаты были неудовлетворительными, так как машина была отправлена в рейх в январе 1937 года, а в Германии его производство свернуто.

– Junkers Ju.87V-4 W.Nr.4924 (A-0, гражданская регистрация D-UBIP), в Испании получил бортовой код 23-1, – двухместный цельнометаллический пикирующий бомбардировщик-моноплан с не убирающимся шасси.
С середины ноября 1936 по февраль 1937 находился на аэродроме Таблада в пригороде Севильи (с 01.12.1936. по 15.01.1937. налет составил 40 часов).
Далее выполнил несколько боевых вылетов на Северном фронте в районе Бильбао.
Были выявлены конструктивные недоработки и, главное, – недостаточная мощность двигателя Junkers Jumo 210Aа из-за которой машина несла одну 250 кг бомбу, зачастую, без второго члена экипажа.
Вылеты выполняли: унтер-офицер Герман Борер (Beurer Hermann, пилот), унтер-офицер (Wilmsen August, пилот, погиб 11.06.1937.),  унтер-офицер фон Цитцевиц (von Zitzewitz, воздушный стрелок, возможно, летчик-испытатель).
В июле 1937 года машина отправлена в Германию по морю из одного из портов страны Басков.

– Henschel Hs.123A-1 – одноместный цельнометаллический штурмовик-биплан с не убирающимся шасси.
3 единицы прибыли в ноябре: Hs.123V (вероятно, V-1 W.Nr.265 гражданская регистрация D-ILUA), получивший бортовой номер 24-1 и два Hs.123A-1 - б/н 24-2 и 24-3. Еще три самолета были доставлены в середине декабря. Получили в Испании бортовые коды с 24-4 по 24-6. Они составили отдельное звено, иногда называемое Stuka/88.
Активно использовались в боях на Северном фронте в первой половине 1937 года в районе укреплений «железного пояса» Бильбао. Было потеряно 3 (б/н 24-2, 24-4 и 24-6) машины и 2 летчика. Hs.123V был, вероятно, отправлен в Германию.
Пилоты: унтер-офицер Герман Борер (Beurer Hermann), лейтенант Генрих Брукер (Brucker Heinrich), обер-фельдфебель Фритц Хиллман (Hillmann Fritz), унтер-офицер Конрад Рукерт (Ruckert Konrad, погиб 25.03.1937.), унтер-офицер (Wilmsen August, погиб 11.06.1937.).
Так или иначе, два оставшихся самолета (Henschel Hs.123A-1 W.Nr.830 б/н 24-3 и W.Nr.838 б/н 24-5) были переданы испанским националистам 25.08.1937. Уцелели и встретили конец боевых действий в составе группы Gr.86/70.

Ну, а теперь, самое интересное, – самолеты-истребители:

– Henkel He.112V6 W.Nr.1952  (A-0, гражданская регистрация  D-ISJY),  в Испании получил бортовой код 5-1, – одноместный цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси.
Первый полет 09.12.1936. Участвовал в боях в первой половине 1937 года, благодаря установленной 20-мм авиапушке MG C30 L с боекомплектом из 60 снарядов, также выполнял штурмовые удары (заявлено уничтожение 3 танков Т-26).
В июне 1937 года машина передана в состав эскадрильи 1./J88 вместе с пилотом.
Пилоты: лейтенант Гюнтер Радуш (Radusch Gunther), обер-лейтенант Отто-Ханс Винтерер (Winterer Otto-Hans), также на нем попробовал свои силы пилот Не.70 из штабного звена К/88 Вильгельм Бальтазар (Balthasar Wilhelm, будущий ас-истребитель ЛК), позднее – унтер-офицер Макс Шульц (Schulz Max).
Самолет разбит при вынужденной посадке в районе аэродрома Эскалона (Escalona) из-за отказа двигателя 19.07.1937. Вероятно, его обломки отправлены в Германию.

– Messerschmitt Bf.109V-4 W.Nr.878 (гражданская регистрация D-IALY), в Испании получил бортовой код 6-1, – одноместный цельнометаллический истребитель-моноплан с убирающимися шасси.
Первый полет 09.12.1936. Пилот лейтенант Ханнес Траутлофт (Trautloft Hannes). В последствии на нем летал Хервиг Кнюппель (Knuppel Herwig). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Вероятнее всего, самолет сбит в воздушном бою 07.02.1938.
– Messerschmitt Bf.109V-6 W.Nr.880 (гражданская регистрация D-IHHB), в Испании получил бортовой код 6-2.
Первый полет 17.12.1936. Пилот лейтенант Пауль Рехан (Rehahn Paul). Самолет потерян в авиакатастрофе 11.02.1937.
– Messerschmitt Bf.109V-3 W.Nr.760 (гражданская регистрация D-IOQY), в Испании получил бортовой код 6-3.
Первый полет 11.12.1936. Пилот унтер-офицер Эрвин Клей (Kley Erwin). При посадке в этот же день самолет поврежден.
Здесь хотелось бы остановиться по-подробнее. По версии фон Рихтгофена самолет списан (автору удалось найти фото этого борта после посадки без шасси: повреждены плоскости и деформирована моторама). На самом деле, повреждения самолета оценены в 30% и машина отправлена на заводской ремонт в Германию.
На этом можно было бы и остановиться.
Но. Есть весенние фото (листва на деревьях) борта 6-3, с сияющими поверхностями и кодом также мелким шрифтом и... эмблемой 2.J/88. Выходит, самолет передан в 2.J/88. и дальнейшая его судьба не известна.
Если принять за истину, утверждение из документов по боевой работе Легиона - через истребительную группу прошло 139 истребителей Мессершмитта (а бортовые номера они получили от 6-1 до 6-131), то выходит, что некоторые летали без идентификации (что вряд ли) ИЛИ некоторые борта имели "дублеров". В данном случае бортовой номер 6-3 получил один из прибывших в марте Bf.109А.
Такое положение вещей многое объясняет: как пример, борты 6-7 и 6-56, - самолеты, на разных фотоснимках имеющих признаки различных вариантов Bf.109.

В марте 1937-го в Испанию доставили серийные  Bf.109А (да, я не ошибся: именно такой индекс современные исследователи используют для обозначения ранней продукции завода в Аусгбурге).
Согласно одним данным, в Испанию были отправлены 15 Bf.109А. На данный момент имеются сведения о передаче из II./JG132 в состав Легиона Кондор следующих самолетов:
Bf.109A W.Nr.809 (D-IUDE), Bf.109A W.Nr.883 (D-ITGE), Bf.109A W.Nr.995 (D-IPLA), Bf.109A W.Nr.996 (D-IVSE), Bf.109A W.Nr.997 (D-IZQE), Bf.109A W.Nr.1000 (D-IMTY), Bf.109A W.Nr.1002 (D-IQMU), Bf.109A W.Nr.1003 (D-IVTO), Bf.109A W.Nr.1004 (D-ILZY), Bf.109A W.Nr.1005 (D-IJFY), Bf.109A W.Nr.1006 (D-IBLE), Bf.109A W.Nr.1007 (D-IHDU), Bf.109A W.Nr.1008 (D-IYTY), Bf.109A W.Nr.1009 (D-IOMY).
Итого 14 истребителей, которые получили в Испании бортовые номера от 6-3 до 6-16. То есть, 6-3 получил "дублера". К сожалению, не известно, какому заводскому номеру был присвоен конкретный бортовой код. С марта по июнь (июль) они находились в VJ/88:

– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-3. Пилот обер-лейтенант Хенниг Штрюмпель (Strumpell Hennin). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Дальнейшая судьба не известна.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-4. Пилот лейтенант Курт фон Гилза (von Gilsa Kurt). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет сбит в воздушном бою 12.07.1937.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-5. Пилот лейтенант Дитрих фон Ботмер (von Bothmer Dietrich). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет списан в 1937 году (подробности не известны).
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-6. Пилот лейтенант Урбан Шлаффер (Schlaffer Urban). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет разбит в авиакатастрофе 25.07.1938.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-7. Пилот лейтенант Рольф Пингель (Pingel Rolf). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет вошел в состав Испанских ВВС в 1939 году (?).
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-8. Пилот фельдфебель Франц Хеилмеер (Heilmeyer Franz). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет разбит в авиакатастрофе в июле (августе) 1937 года (подробности не известны).
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-9. Пилот унтер-офицер Хейнц "Вилли" Гедеке (Godecke Heiz «Willi»). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет сбит в воздушном бою 17.07.1937.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-10. Пилот унтер-офицер Эрнст Мрацек (Mratzek Ernst). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет вошел в состав Испанских ВВС в 1939 году.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-11. Пилот унтер-офицер Адольф Буль (Buhl Adolf). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Судьба машины не известна.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-12. Пилот унтер-офицер Петер Бодден (Bodden Peter). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет разбит в авиакатастрофе в августе (сентябре) 1937 года.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-13. Пилот унтер-офицер Хаарбах (Haarbach). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Разбит и списан в 1937 году.
– Messerschmitt Bf.109А в Испании получил бортовой код 6-14. Пилот обер-лейтенант Отто-Ханс Винтерер (Winterer Otto-Hans, что подтверждает версию его обмена 11.05.1937.). В июне 1937 передан в состав 2.J/88. Самолет сбит в воздушном бою 18.07.1937.

"Мессершмитты" Bf.109А б/н 6-15 и 6-16 оставались в резерве Versuchsjagdstaffel (VJ/88).

Благодаря большому числу пилотов, прошедших обучение на новой машине, довольно быстро была сформирована полноценная боевая эскадрилья «мессеров» на базе 2.J/88.

Сказать, что первые 109-тые имели подавляющее превосходство над истребителями Поликарпова, однозначно нельзя. Однако, самолет дал немецким пилотам-истребителям главное: уверенность в своей машине, шансы в бою с И-16 «рата» и возможность догнать пресловутый "мартин-бомбер" - советский СБ.

Финалом истории экспериментальной эскадрильи, как выходит из вышесказанного, стал июнь 1937 года. К этому моменту часть уцелевшей техники отправлена обратно в Германию (He.50, Ju.87 и 1 Hs.123), а оставшаяся распределена между строевыми эскадрильями Легиона (Bf.109 и He.112) и франкистами (Hs.123).

На этом испытания новых модификаций немецких самолетов продолжались, но уже без выделение их в отдельное подразделение. Так 3 и 4 (новая) эскадрильи получали Не.51С-1, оборудованные бомбодержателями. Через строевые части Легиона прошли все ранние модификации «мессершмитта» Bf.109, включая пушечную Е-3.
В 1938 прибыл Henkel He.112V9  W.Nr.1944 (B-0, гражданская регистрация D-IGSI), в Испании получил бортовой код 8-2.
Пилот: Харро Хардер – ас Легиона Кондор, проводил испытания машины с апреля по июль 1938 года (второй тур в Испанию, статус и должность не известны).
Не исключено (такую версию высказывал С.В. Абросов), что машина позже получила новый бортовой код 5-50 и была сбита 05.09.1938. в бою на р. Эбро (Ebro).

Еще одной «темной» страницей истории Легиона Кондор является использование истребителей-бипланов в ночное время. В июле 1938 года пикировщики Ju.87А были выведены из состава J/88, а в октябре 1938 года были вывезены в Германию. Их место в 5 эскадрилье (5.J/88) заняли истребители фирмы Арадо.
Arado Ar.68E-1, одноместный истребитель-биплан с не убирающимся шасси, по состоянию на 1938 год – самый массовый самолет Люфтваффе. В Испанию было доставлено 3 самолета, получили б/н от 9-1 до 9-3. Чем это было вызвано – не известно, – то ли известиями об определенных успехах республиканцев ночью, то ли желанием «прорекламировать» еще один самолет перед франкистами.
Выполняли ночное патрулирование в районе Кастелльона (Castellon). Результаты боевой работы и имена немецких ночных истребителей на данный момент не известны. Под занавес гражданской войны машины переданы испанцам.

Несколько слов хочется сказать о летчиках, тестировавших машины в боевой обстановке. Наиболее опытных из имеющихся пилотов формально приписывали к «испытателям». Фактически же они продолжали вылеты со своими подразделениями, правда, на машинах другого типа. Исключение составили штурмовики, перед которыми стояли отличные задачи. В дальнейшем, написав соответствующие отчеты, авиаторы возвращались к прежней боевой работе.
Вопрос об отдельном офицере (командире отряда), курировавшем всю деятельность и отвечавшем за результаты работы экспериментального подразделения, остается открытым. Однозначно можно утверждать следующее: к работам по сборке самолетов, отладке узлов и механизмов были привлечены гражданские специалисты фирм-производителей авиатехники и двигателей – «Юнкерс», «Хенкель», «Мессершмитт» и «Хеншель».

Версия от 10.12.2019.
Дополнено 30.08.2021.
 


Рецензии
Что ж, дальновидные немцы поступили очень разумно, создав экспериментальную часть непосредственно на театре боевых действий, чтобы быстрее выявить достоинства и недостатки новейшей техники. Павел, написано отлично и со знанием темы!
С уважением,

Олег Каминский   14.12.2019 22:47     Заявить о нарушении
Благодарю
Тема не простая, очень много "белых пятен"
С ув. Павел

Павел Селезнев   14.12.2019 23:16   Заявить о нарушении
Павел, могу сказать, что новая версия статьи написана с поразительной скрупулезностью, поэтому мне добавить практически нечего. А вот насчет бортовых кодов есть вопросы. Например, по имеющимся у меня данным (возможно устаревшим), бортовой код 23 был у итальянского самолета Fiat BR.20, а Junkers Ju 87 имел бортовой код 29.
С уважением,

Олег Каминский   08.09.2021 10:54   Заявить о нарушении
В 1936 году у националистов еще толком не сложилась система бортовых номеров. "23-1" нанесли на Не-50 (есть только описание его окраски), потом, "Хенкель" собрали в ящики для отправки в Германию и код "23-1" нанесли на первый Ju-87V, с ним он и летал (есть фото). Следующие прибывшие Ju-87 получили коды "29-2" и т.д. (фото).
Вы правы, ближе к концу конфликта, итальянский BR.20 получил "вакантный" код "23". Все верно.
Спасибо за оценку и внимательное прочтение статьи.
С ув. Павел

Павел Селезнев   09.09.2021 09:09   Заявить о нарушении