Эдуард Мане-предшественник импрессионизма-1

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Сегодня мы поговорим о выдающемся французском художнике 19 века – Эдуарде Мане, который волею судьбы оказался в самом центре своей художественной эпохи, ее стержнем, ее движущей силой.
В истории искусства удалось бы насчитать совсем немного революций, подобных той, которую совершил Мане,- революции основополагающей, чреватой целым рядом серьезнейших последствий для искусства.
От Эд. Мане начинает отсчет великолепный импрессионизм с К.Моне, О.Ренуаром, Э.Дега, К.Писарро и др., могучий постимпрессионизм с Ваг Гогом, Сезанном, Полем Гогеном, а далее колесо истории искусства привело к Матиссу, Пикассо и т.д и т.д.

Буржуа, завсегдатай бульваров, человек тонкого ума, денди, привыкший прово-дить время в кафе Тортони, приятель дам полусвета–таким был живописец Эд. Мане, опрокинувший основы искусства своего времени.
Он хотел бы для себя официальных почестей, успехов модных и почитаемых художников Салона – Кабанеля, Бугро, Жерома и др.
Но драма состояла в том, что Мане умел писать как они, но этого себе позволить не мог.

Мане писал: «Если бы меня спросили об искусстве, я бы сформулировал так: Всё, что имеет дух человечности, современности, интересно. Всё, что не имеет этого,- ничтожно».

Эдуард Мане родился 23 января 1832г. (т.е. ровно 187 лет тому назад), в большом доме №5 на улице ныне именуемой - улицей Бонапарта. Этот дом был расположен между Школой изящных искусств и Институтом искусств.
Он не поступил ни в первое, ни второе учебное заведение и они оба считали Э.Мане своим смертельным врагом всю его жизнь.
Эдуард был старшим из трех сыновей в семье. Отец будущего художника Огюст Мане – был высокопоставленным чиновником в Министерстве юстиции и был человеком строгих буржуазных нравов. Мать – Эжени Мане (Фурнье) была на 14 лет моложе.

В этом же доме проживали и др. родственники. В общем все Мане – буржуа весьма зажиточные.
Так Огюст Мане владел 63 га земли и имел дома под Парижем, плюс весьма солидное состояние жены.
Брат матери Эдуард Фурнье, как и ее отец был дипломатом в Стокгольме, к нему очень благоволил король Швеции, а сам король был крестным матери Мане.
Мане-отец желал, чтобы его старший сын Эдуард унаследовал семейную карьеру.
Но у Эдуарда рано проявился художественный талант, который развивался против родительской воли.
Именно дядюшка Фурнье, который был к тому же немного художником, «семейным оппозиционером», приохотил юного Эдуарда к рисованию и посещению музеев, в частности Лувра.
Учился Эдуард в колледже Роллен. Учеником он был посредственным и довольно
дерзким. Яркий талант рисовальщика заставлял его украшать свои школьные тетради рисунками на своих соседей в классе и учителей.
Возможно, рисунок и живопись уже тогда воплощали для Эдуарда средство неподчинения, его собственный способ оппозиции и освобождения.
Отцу пришлось с большим сожалением отказаться ориентировать сына (плохого ученика) на карьеру в области права.
Сам Эдуард, как альтернативу, выбрал себе карьеру моряка.
Он даже в 16 лет плавал юнгой на учебном судне «Гавр и Гваделупа» и побывал в Бразилии в Рио-де-Жанейро.
Моряком он не стал, но закалил характер, открыл для себя новые миры, мир экзотических стран, мир трудной жизни моряков. Он увидел в Бразилии и невольничьи рынки, поразившие его своей дикостью и жестокостью.
Увлечение живописью во время морских плаваний только усилилось, он много рисовал: небо, горизонт, своих товарищей-моряков, офицеров (в основном дружеские шаржи – очень популярные на корабле).
Профессия моряка Эдуарду не понравилась из-за монотонности ,«которая отупляет», говорил он. Но изображать море, корабли Мане любил всю жизнь.

После возвращения в Париж Эдуард вновь разговаривает с отцом о своем будущем. Теперь ему удается убедить его и в январе 1850 года в возрасте 18 лет Мане-сын поступает в мастерскую Тома Кутюра – модного тогда художника салонно-академического толка и добросовестного педагога.
Кутюру было тогда всего 34 года,он пожинал лавры успеха его картины «РИМЛЯНЕ ПЕРИОДА УПАДКА» (ЛУВР) – это огромная композиция на исторический сюжет.
Написана она с блеском и легкостью.
Эдуард чувствовал себя совершенно счастливым.
Мане много взял у Кутюра . И так прошло 6 лет. Мане, конечно, много писал маслом и рисовал в течение этих лет, но удивляет почти полное отсутствие полотен Мане этого периода ( за исключением нескольких копий старых мастеров).
Это заставляет предположить, что Мане уничтожил их. Они создавались под различными влияниями и не нашли позднее признания.
Но наступил момент, когда, из-за различия во взглядах на задачи искусства, отношения учителя и ученика испортились. Кутюр хотел, чтобы его ученики стали «маленькими Кутюрами».
Кутюр был прежде всего исторический художник (для него Древний Рим был куда милее современной жизни), благородным Кутюр считал искусство, связанное с сюжетом, аллегорией, с античностью.

Мане говорил уже тогда:«Мы не в Риме ! Мы туда не собираемся. Мы в Париже и хотим остаться здесь», т.е. его привлекала жизнь его современников и мир, окружающий его современников.
Мане покидает мастерскую Кутюра в 1856 году и сразу снимает на паях собственную мастерскую.
Мане не спешит продемонстрировать всем свою революционность.
«Прежде, чем завоевать салоны, мне нужно отвезти свою визитную карточку великим предкам»-говорил он.
Летом этого же года Мане много путешествует. Он посещает Голландию, Германию, Австрию и Италию.
Объекты его поклонения: Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа, Энгр, но прежде всего великие испанцы, Веласкес и Гойа. Хотя в Испанию Мане впервые попал только через 9 лет.
Еще в 1850 году, когда Мане поступил к Тома Кутюру, Эдуард встречает свою будущую жену - пианистку Сюзанну Леенхоф (голландку).
В течение 12 лет они были связаны отношениями, которые хранились в глубочайшей тайне от семьи и от друзей.
Сюзанна родила сына, который был очень похож на Мане.
Мане открылся позднее своей матери, но от отца все скрывалось.
Была распространена версия, что ребенок не сын Сюзанны, а ее брат, которого она вынуждена была взять на воспитание, что всех и устроило.
В 1858 году начинается дружба Мане с Шарлем Бодлером, известным поэтом и
критиком.
Бодлер был намного старше Мане. В их дружбе была какая-то предопределенность, закономерность.
Ведь Бодлер мечтал о художнике, который показал бы «поэзию и героизм современной человеческой пустыни».

В этом же году Мане пишет картину «ЛЮБИТЕЛЬ АБСЕНТА». Это была его первая реалистическая картина, ее подчеркнуто эскизная манера – демонстрация разрыва со школой Т.Кутюра.
Скорее всего Бодлер вдохновил Мане на создание образа нищего-поэта, пьяницы-философа, нечто вроде Эдгара По парижских улиц.
Салон 1859 года, куда Мане предложил свою картину, отвергает ее.
Первый отказ, первый скандал, но и первый успех: талант Мане в жюри Салона защищал сам Эжен Делакруа, а в литературно-артистическом мире Парижа – Шарль Бодлер.

Конечно жюри Салона можно было понять. Портрет пьяницы с бутылкой – совсем не аллегория, а абсолютная реальность, помимо того размашисто написанные формы и свободный рисунок могли только оттолкнуть жюри.


Рецензии