Художник счастья. Огюст Ренуар-1

Дорогие друзья, я решила опубликовать цикл о жизни и творчестве Огюста Ренуара - французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма.
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА


 На фоне кровопролитных трагедий современной истории, порожденных жестокостью, насилием, бездушным рационализмом, именно Ренуар встает, как фигура мастера, воспевавшего жизнь, молодость, радость мирного бытия и завещавшего будущему веру в право человека на счастье.

Он относится к тем любимым художникам, о которых многие предпочитают не читать научные статьи и монографии, а просто смотреть их работы в музеях или, в крайнем случае, в альбомах с репродукциями, чтобы без сложных комментариев и научных терминов самим любоваться их работами.

Художники рождаются, не выбирая эпоху, общество, сословие, национальность. Жизнь и творческая судьба талантливых людей непредсказуемы, и большинство начинало свой путь в случайных обстоятельствах.
Это можно сказать и об Огюсте Ренуаре.

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841г. в Лиможе – городе в центральной Франции, известном своими фарфоровыми заводами. Огюст был шестым из семи сыновей Леонарда Ренуара, портного мужской одежды, и Маргерит Мерле, швеи.

В 1844г. семья перебралась в Париж. Все детские воспоминания были связаны с парижским кварталом Карузель.
Огюст был очень впечатлительным, необычайно чутким ребенком, но он умел быстро забывать теневые или горестные впечатления жизни и жадно впитывал радостные.
И не потому, что был беззаботен – при всей своей жизнерадостности и непосредственности он часто был задумчив, о чем-то мечтал,- но он отличался редким душевным здоровьем и чистотой.
Он пел в церковном хоре. Голос был так хорош, что руководитель хора настойчиво убеждал родителей в необходимости серьезного обучения мальчика музыке.
А руководил хором не кто иной, как известный композитор Шарль Гуно.
Но в многодетной семье, переживавшей постоянно финансовые трудности,
было решено отдать юного Ренуара учеником в мастерскую по расписыванию фарфора.

К тому же в 13 лет, когда Огюст стал постигать приемы росписи по фарфору, он уже успел показать недюжинные способности к рисованию.
Почти 4 года провел Огюст на фабрике фарфора братьев Леви. Ремесло, которым пришлось заниматься, увлекло подростка.
Вскоре Ренуару стали поручать расписывать маленькими розочками тарелки и чашки, а потом писать цветы на более крупных предметах.
Во время обеденного перерыва, наскоро перекусив, он торопился в Лувр.
«Студенты и копиисты в Лувре», гравюра из газеты, 11 января 1868г.

С января 1860г. Ренуар получил удостоверение копииста для работы в Лувре.

После работы он либо бродил по бульвару Талиль, либо шел на вечерние курсы рисунка на улицу Пти-Карро. Но ручную роспись стало вытеснять печатание и Ренуару пришлось искать другую работу. К тому же фабрика вообще закрывалась из-за финансовых трудностей.

Через некоторое время Огюст устроился на фирму по росписи ширм и штор и, надо сказать, преуспел в этом новом ремесле.
Накопив достаточно денег, Ренуар в начале 1862г. решился держать экзамены в Академию художеств.
Фото. ЦенТР. зал Школы изящных искусств в Париже. Конец XIX в.

Уже 1 апреля 1862г он был зачислен в Школу изящных искусств и записался в мастерскую художника Шарля Глейра, довольно известного портретиста и жанриста.


Рецензии