Стремление к прекрасному

                Стремление к прекрасному

У людей естественное стремление к прекрасному. Когда видишь заполонившие телевидение детективы, «мыльные» оперы вперемешку с рекламой всего, кажется, что прекрасного нам не надо. Все то, что происходит в театральной жизни, в кинематографе и в изобразительном искусстве свидетельствует о падении морали. Кажется, что это кем то делается специально, со злым умыслом. Или это является проявлением очередной внутренней деградацией творческой интеллигенции? Такие проявления в жизни интеллигенции происходят регулярно на всей истории развития государств. Это происходит вместе с локальной деградацией экономических и политических отношений. На сей раз не будем обсуждать что такое деградация общества и и причины ее периодичности. Однако проявления декаденса культурной жизни, сопровождаемые скандалами, сейчас опять обращают на себя внимание. Тем более потому, что в условиях Интернета это сразу же становится общеизвестными. На фоне этого в общей сложности духовная жизнь, наука и техника развиваются положительно.

Хочу рассказать об одном интересном наблюдением проявления духовной жизни людей в самом конце 90-ых. Это были последние годы СССР, незабываемое время гласности и перестройки. Дело было в Ленинграде, где мне пришлось несколько лет учится в ВУЗ-е компартии. Были такие, якобы гуманитарное заведения, которые формально готовило преподавателей коммунизма. Но в основном выпускники готовились к карьерному росту в партийно-хозяйственной системе СССР. Ввиду своей активности я попал в ряд перспективных кадров, и меня для такого поприща учили. Среди важнейших предметов были научный коммунизм, государственное строительство, советская экономика, ораторское искусство. Были и другие, необходимым для советского руководителя знания. В том числе было немного, но меня особенно интересовавших лекций по литературе и искусству.

В то время уже наступили «гобаческие» времена. По телевизору очень много говорили и показывали, в прессе писали тоже много. Избыточно много. Уже можно было «валять» обо всем, подвергать сомнению все, что угодно. И даже в партийную школу сквозь информационные «щели» проникали новые идеи управления государством и устройства экономики. Как джин из сосуда в экономику были выпушены кооперативы. «Запахло» НЕП-ом из 20-ых. Но нарушать основы марксизма-ленинизма и авторитет классиков еще было нельзя. Не знаю, как партийная школа через несколько лет, в конце концов закрылась. Но еще год-два марксизм-ленинизм был «верным», потому, что был «правильным». И все «знали» что было «умом, честью и совестью» той эпохи.

Я так много обращаю внимания место своей учебы потому, что оно также характеризовала дух того времени.

Вспоминается, какая особенная была, и, надеюсь есть и сегодня, ленинградская - петербургская интеллигенция. Мне, провинциалу чем то особенным были посещения и участие в разных научных мероприятиях того времени. Дух питерской интеллигенции жил и в партийной школе. В ней ввиду повышенные зарплаты собрались умницы, дважды доктора наук. Были там и «зашоренные», истинные, ортодоксальные марксисты. На школьных семинарах и конференциях было очень интересно. Тогда, ухе в зрелом возрасте, я в полную силу увлекся кибернетикой. В своих кибернетические выкладках развития всего, и общества в частности, на семинарах и конференциях я был «смел»ю Даже так обнаглел, что подвергал сомнению даже основной вопрос философии. Преподаватели и сокурсники это выслушивали с большим интересам. Чувствовалось, что слушали даже со скрытым пониманием и поддержкой. Это чувствовалось потому, что, то, что происходило в обществе влияло на мысли служителей храма марксистов-ленинцев. Однако жалование то им еще платила партия-гегемон. Но думать уже «можно было о том, чем думаешь». Время думать о том чем не думаешь (из фильма Кин дза дза) понемногу уходило.

Анализируя процессы советского общества с системной точки зрения, я с досадой и озабоченностью наблюдал признаки начала развала и КПСС, и СССР и соц лагеря в целом. В Польше тогда уже несколько лет трудно свергалось, и в конце концов пало правление коммунистов. Как оказалось уже позже, сразу за этим повалили берлинскою стену, и социализм повсеместно и быстро рухнул как карточный домик. А ведь идеи социализма все таки постепенно побеждают.

Находясь в стенах партийной школы можно было думать, что СССР нерушим и КПСС сильна. Но, выйдя на улицы и на площади Ленинграда, можно было окунутся в стихийные собрания и организованные диссидентские митинги. У большого количества людей идеи главенствующей идеологии каким то образом «вымывались». Это происходило каким то метафизическим образом. Может быть либерализм мышления сохранился еще с начала века. Он все время находился в советские годы под спудом марксизма. И вдруг, массово начал вырываться на свободу. Нам, слушателям партийной школы было очень интересно побывать там, где циркулировала совсем другая, более живая информация. Это было совсем непохоже на «гениальные» мысли из 56-ти томов В.И. Ленина, которые нужно было знать и цитировать. При этом особые «знатоки» этого учения упоминали номера томов и страниц наизусть. Услышанное на площадях было совсем другой информацией и по содержанию, и по виду представления.

Мне запомнилось активное выступление против сноса известной ленинградской гостиницы Англетер. Под предлогом того, что она историческая ценность, ведь там самоубийство совершили Есенин, интеллигенция начала очень активно выступать против планов городских властей. Здание все таки снесли. Но вскоре, всего только через 4 года, построили вновь в похожем на оригинал виде. Не потому, что сразу после сноса против проходил постоянно действующий пикет. И не потому, что группу протестующих поддержали многие известные деятели культуры. После сноса состоялся митинг «Месяц памяти „Англетера“», собравший около 2 тыс. человек. «Шуму» было много...

А отстроили заново гостинцу потому, что это центр города, очень доходное место. Тогда еще явно не ощущалась сила «золотого тельца». Сейчас управляет гостиницей некая компания Rocco Forte Hotels. Думается, что пикетчики в правление этой компании не вошли. Про попрание памяти Есенина забыли. Сейчас история Англетера уже никого не волнует. Была такая акция в конце 90-ых..А сейчас гостиница есть бизнес план..

В 1987 году в Ленинграде впервые себя мощно показала оппозиция власти именно там. Споры по Англетеру выплеснулись в прессу, звучали по радио и телевидению. И никого не посадили, даже не осудили. Это был знак — можно.

Почему я так долго задержался на описании атмосферы того времени? Потому, что мое ощущение того времени были навеяны и своим статусом готовящегося для карьеры партийного функционера с одной стороны. С другой стороны я видел, как растет сила оппозиции власти на площадях города на Неве. Посещая митинги, я видел с какой энергией вдруг от куда-то взялись пассионарные лидеры разных групп, выступая со своими идеями изменения общества. И это было в ключе того времени. Даже компартия вместе с гласностью объявила перестройку . А с третей стороны мои ощущения времени были навеяны кибернетикой, системным подходом. Экстраполяция общественных событий на графике показывали мне, что в жизни советских людей грянут серьезные события. Так оно и оказалось.

И вот мы наконец подошли к заявленной теме — стремлению к прекрасному. Почва для разговора о прекрасном была «взрыхлена» более чем достаточно.

Одним из излюбленных мест сбора оппозиции коммунистической власти в конце 90-ых был Казанский собор.

Все посетившие Ленинграда тогда, и Санкт Петербург сейчас, бывают у собора, и помнят его узнаваемую колоннаду. Коренные жители также посещают Казанский собор по поводу и без него — по дороге на работу и по делам. Замечательное место в центре города!

Во время борьбы за Англетер почти каждый вечер площадь перед собором полнилась народом. Это было каким то ленинградским гайд парком, Самые активные и голосистые собирали вокруг себя большую или меньшую группу слушателей. И спорили, спорили, спорили... Вглядываясь в лица и вслушиваясь в речи можно было видеть, что некоторые из выступающих были горемыками советского времени. Это были неудавшиеся журналисты, непризнанные советской цензурой писатели, просто злые на советский строй люди. Была перестройка, и гласность «расцвела» во всех ее проявлениях. Наиболее активных граждан сорвало с «тормозов». Переходя от группы к группе можно было слышать и такое:

«Вы знаете сказку про деда Мазая. Детей воспитывали на том, как дедушка в наводнение спасал зайчиков. А вот Ленин в половодье на лодке плавал с острова на остров. И там он безжалостно стрелял, стрелял и стрелял беззащитных зверушек. Однажды даже так перегрузил лодку убитыми зайцами, что чуть не утонул. А жаль! История Россия пошла бы другим путем...»

Уже тогда я понимал, что это мнение совершенная глупость. С Российской империей произошло то, что нужно было произойти, по законам развития общества. В том числе что-то начало происходить у Казанского собора, и в других городах СССР, начинался очередной ее кризис. Сначала в головах, что есть самое главное в поворотных периодах развития общественных систем.

Там, на площади перед собором уже можно было услышать сейчас уже ставшую известной историю пломбированного вагона немецкого генштаба. В вагоне якобы было 10 миллионами золотом. Почти открыто из Германии в Россию были переправлены «сливки» российских революционных социал демократы во главе с Лениным. Для развала Российской империи. И о сифилисе и любовницах Ленина, и о еврейском заговорщическом первом правительстве большевиков. Можно было слышать и много других «жаренных» фактах времен российских революций, войн и всего советского периода. И где-то эту информацию находили? Я тогда пользовался Спецхраной (закрытый книжный фонд) Салтыковкой библиотеки. Но там такой информации «на поверхности» не было. Правда, я ее специально и не искал потому, что тогда меня интересовала ненавидимая коммунистами социал демократия, ее история и состояние в мире. Это сейчас в Интернете «вся правда» стала публичной. Особенно в телевизионных программах типа — все тайное становится явным. Где это под это продаются таблетки, и всякими вкусности.

А в то время… Может кто-то специально на площади «сливал» эту чернуху в умы людей. Это информация часто была бездоказательной и даже глупой. Может быть это организовывали иностранные спецслужбы по ставшим известными сейчас планам развала СССР. Интересно, что КГБ это все видел, и почти ничего не делал. Казалось, что чекисты находились в какой то прострации. Никто никого не связывал по рукам и ногам и не увозил в каталажку. Это «окрыляло» выступающих и притягивало любознательных. Тогда услышанная информация казалась ужасной выдумкой. Весь этот «гайд парк» напоминал какую то лужу грязи, которая диссонировала с тем, чему учили в партийной школе.

Особый колорит привносили в оппозиционную тусовку водрузившиеся на колоннаде Казанского всякие блатные. Их недавно скручивали быстро и сурово. Как то, несколько лет до описываемых событий, я это наблюдал на Красной площади. Помню, как моментально подъехала волга и в нее затолкали диссидента, как только он поднял какой то плакат. Никто даже не успел прочитать, что там было написано. А вокруг Казанского собора, в группах слушателей думаю, что были чекисты, слушали, и записывали. И только. Может и в коридорах КГБ тоже началась перестройка и гласность?

Вспоминаю, что на колоннаде, на верхних ее ступеньках, то там, то тут появлялись странные персонажи с большими крестами в руках, в черных балахонах с вышитыми таким же большими крестами на спинах. На белых балахонах были черные кресты, и наоборот — на черных большие белые кресты. Какую секту они представляли я тогда не разбирался. Казалось, что они были нетрезвыми. Толи от водки, или от наркотиков. Их облик «украшали» синяки под глазами. А речи против коммунистов были каким-то бредом, далеким от христианства.

Мне запомнился «поэт», который уже около часа читал свою поэму. Притом, на начало его «представления» я не успел. Оглашал свое «произведение» без бумажки. «Талант»! Это было нечто политическое. Начиналось, а может уже продолжалось, про царя Николая II, которому досталось и насмешки, и мат и описание интимных подробностей в жизни монаршей семьи. Публика воспринимала творчество «пиита» поощрительно. Но не слишком бурно. В своей поэме автор «прошелся» по всем советским лидерам, вплоть до Горбачева. Помнится, что досталось небезызвестному члену политбюро Лигачеву. Это даже вызвало смех, настолько комичным казался этот ортодоксальный коммунист на фоне «продвинутого» генсека Горбачева. И ему мата досталось сполна. Несколько раз явно пьяный «ассистент» проходил по рядам слушателей с какой то безобразной и грязной шапкой для пожертвований.

Почему я там находился и слушал потоки «грязной» информации? Было что-то новое, сенсационное, о чем можно было поделиться с сокурсники, подискутировать. Потом оказалось, что я там был не один из наших. Было еще несколько любопытствующих. Они тоже хотели«глотнуть» крамолы.

И вдруг! Это нельзя назвать громом с ясного неба. Прежде нужно еще заметить, что площадь перед колоннадой собора фактически больше чем это видно на показанной выше картинке. Она примыкает к Невскому проспекту и обычно заполнена туристами, местными, ожидающими транспорт, просто зеваками. В тот день и еще потому, что гудел «дискуссионный» клуб, народу собралось больше обычного. В каких то в средствах массовой информации такие собрания людей даже рекламировалось.

Где то в центре площади неожиданно зазвучала какая то красивая песня а капелла в исполнении детских голосов. Это сразу заинтересовало многих. И люди постепенно потянулись к импровизированному концерту у Казанского собора. Пошел туда и я. И был поражен увиденным и услышанным. Через какое то время начал разбираться - а что происходит? Это сейчас людей не удивить флеш-мобами. В Интернете есть много записей до слез трогающих внезапных концертов симфонических оркестров, хоров, танцевальных групп. А тогда такой спонтанный концерт для Ленинграда как с неба свалился. В то время когда я подошел из детских уст лилась Хавана гила. Вообще я догадывался, что это некая еврейская песня. Это сейчас она очень популярна. В советское время все таки были какие то предрассудки к всему еврейскому — культуре, стране обетованной. Поэтому песня была чем то экзотическим.

Слушая детский хор начал размышлять — а кто они? То, как они разговаривали между собой между песнями показывало, что это финские дети, приехавшие на экскурсию в Ленинград, чтобы увидеть в их бывшей столице то, чего нет в Финляндии. Конечно и замков, и музеев в северной столице России побольше чем у финнов. В Ленинграде даже жителей было и есть больше, чем во всей Финляндии.

Рассматривая хористов я по одежде, по тому, что было у детей в руках, я для себя определил, что это были ученики какой-то христианской школы. Дети были чисто, аккуратно одеты. Лица их светились. Таким же был «с иголочки» одетый и по прическе и поведению похожим на Клифа Ричарда, популярного в то время певца, учитель пения или дирижер. Как на него смотрели дети! Не низкопоклоннически, а с христианской любовью к своему учителю. Эти чувства еще подогревались красотой песен разных народов, которыми нас радовали финские дети и их учитель. И радовались тому сами. Это было красиво!

Когда первый культурный шок от увиденного прошел, я начал озираться. Вокруг собралось много народу. Все улыбались, радовались, активно аплодировали и одобрительно обсуждали неожиданный и замечательный концерт детской самодеятельности. Из центра представления разливались положительные волны звуков, усиливаемые волнами духовной доброты. Это резонировало среди слушателей и создавало удивительную атмосферу на небольшой территории между Казанским собором и Невским проспектом. К окончанию концерта ближе к хору яблоку не было где упасть. Это было одно из таких событий событий в моей жизни, когда «мурашки» по коже бегали.

А что же было на колоннаде, рядом с ней, где шла «чернуха». Там осталось гораздо меньше слушателей. Даже некоторые из «выступающих» примкнули с слушателям детского хора. Описанные ранее «синеглазые крестоносцы» о чем то растерянно говорили между собой. И от «поэта» публика ушла. Самые колоритные персонажи, пылкие ораторы стояли с удивленными и грустными выражениями лиц. Может быть в их головах что-то шевельнулось, появились вопросы. Почему дети, 15-18 летние, не знающие ничего о мировых закулисьях, оказались сильнее. Не информаций, каким то «интеллектом», а чистотой душ, красотой своей, и красотой своих песен.

Несомненно Финляндия и тогда, и до сих пор находится на более высоком уровне развития. Развития экономического, политического и интеллектуального. Это суммируется в продолжительности жизни финнов. Решающим в Финляндии и других странах севера Европы становится, образование, культура духовное состояние людей.

Это было очередным доказательством того, что духовность, потоки интеллектуальной информации сильнее зла, жадности. Это будет основной силой, стимулом развития будущего общества. Я верю в это. Даже если в более отсталых обществах гремят войны, люди собираются (или их собирают) на публичные казни. Люди массово собираются (или их собирает реклама) на футбол, бокс и другие современные гладиаторские турниры. И по ящику еще идут, и какое то время будут идти детективы и реалии криминалиформов. Однако тенденция к более красивой и полезной для людей духовной жизни наблюдается. Во время концерта финских детей внизу списка благосостояния стран было много стран, в которых люди жили около 50 лет. Сейчас там люди живут на 10-20 лет дольше. Благосостояние и жизненный уровень людей зависит от их интеллектуального и духовного уровеней. Людей не нужно за это агитировать или принуждать. Описанный выше события дня на площади перед Казанским собором это показывает. Духовные и политические лидеры стран должны только поспособствовать стремлению людей к прекрасному.

Вот такой рассказ об увиденном и услышанном в тот незабываемый день. На фоне того, когда к каких то школах еще прилагали усилия по «втирание» в общество становящейся неактуальной теории. Как грибы, подогреваемые извне появлялись разные общественные движения. Появились коммерческие предприятия, где на продаже компьютеров уже появились первые миллионеры. Общество «знало», что скоро советский строй рухнет. Это все начало напрягать мысли, поведение людей. Но навсегда, как светлый лучик солнца в облачную погоду, я буду помнить голоса финских детей. Это, и как пример духовной силы, сила красоты, которая в конце концов победит в жизни землян. И совсем скоро.

Инженер Алфред Белявский

14.07.17


Рецензии
Я прочитал. И мысль пришла такая: даже хорошо, что язык Ваш "корявый", как Вы сами выразились под моими прошлыми рецензиями Ваших работ! Почему хорошо? Да потому, что сквозь эту "корявость" прорастает искренность и почти детская непосредственность увиденного и услышанного Вами в тот незабываемый Вами день. Эта искренность сильнее действует на читателя, нежели сухой язык чистого разума и железной логики!
Оттого и не возникает желания "править" эту Вашу публикацию. Пусть она такой и останется, как песня финских детей! Мне понравилось.

Владимир Деев 2   20.03.2021 11:55     Заявить о нарушении