Трудный путь к королевскому трону

После 10 лет бродяжничества и смены десятка работ и профессий Владимир Алексеевич нашёл призвание в журналистике, репортёрстве.
Владелец газеты Н.И. Пастухов советовал: — «Будь как вор на ярмарке! Репортерское дело такое».
Наставление не шокировало Гиляровского, чего только не видел он в годы своих странствий.
«И я увлекся работой, живой и интересной, требующей сметки, смелости и неутомимости. Это работа как раз была по мне».
 Начинал с хроники происшествий — ограбления, убийства, пожары, крушения поезда.  Но имя сделал на критических репортажах социального значения.

1882 год. В Орехово-Зуеве на Морозовской фабрике пожар, сгорели в казарме люди, а хозяева и полиция заминают дело, чтоб не отвечать и не платить пострадавшим.   Не удалось. Репортаж – расследование Гиляровского прямой и честный всё расставил по своим местам. Губернатор Москвы обвиняет главного редактора и Гиляровского в организации бунта на фабрике и требует его высылки из Москвы. И это на первом году работы - такая «слава».

В этом же году Владимир Алексеевич совершает второй репортерский подвиг. Неподалеку от Орла произошла страшная, немыслимая трагедия, так называемая Кукуевская катастрофа. Рухнувший вместе с рельсами в огромный, размытый ливнем овраг, поезд оказался засыпанным землёй. Говорили - под землю провалился. Гиляровский был первым и какое-то время единственным репортёром на месте крушения. Он пробыл при откапывании трупов 14 дней и ежедневно давал подробное описание событий. Вся Москва читала его статьи.

 Он получил известность как корреспондент, но вряд ли прозвище «Король репортеров» закрепилось именно в 1882 году, как иногда пишут. Ведь Гиляровский был ещё начинающим репортером, пускай и ярким. Однако кукуевские репортажи, видимо, имели решающее значение в его послужном списке.

И ещё раз в том же 1882 году Гиляровский вновь заставил говорить о себе всю Москву. Газеты возвещали: «Воздухоплаватель Берг сегодня 3 сентября в 7 часов вечера совершит полет на воздушном шаре с пустопорожнего места Мошнина в Каретном ряду». И Гиляровский умудряется сделать сенсационный репортаж из корзины воздушного шара, заменив струсившего помощника Берга. Гиляровскому мало сделать простой, дежурный репортаж, ему нужен репортаж, работающий на его имидж, и он использует для этого каждый подходящий случай.

 По началу Гиляровский брал сенсационным, неожиданным, скандальным материалом, но со временем вместо легких диалогов появлялось обстоятельное и подробное повествование. Репортеры той поры не считали достойным интервьюировать представителей простого народа.  Написать интересную статью, в которой представлен диалог не с властями предержащими, а с простым охотнорядцем придумал именно Владимир Алексеевич.

И Гиляровского приглашают в солидную газету «Русские ведомости».

Владимир Алексеевич быстро понял, как с максимальной пользой для имиджа писать газетный репортаж. Рецепт предельно прост — делать себя героем собственных статей, обладателем инсайдерской информации из всех социальных слоев и своим в доску парнем. Да и не было в этом преувеличения. За каждой сенсационной статьёй стояли лишения и опасность — поездка на место происшествия, маскировка, шпионство и прочие вещи, которые, собственно говоря, и привлекали Гиляровского в его профессии.

В 1896 году Гиляровский пишет самый сенсационный репортаж в своей репортёрской практике. 18 мая произошло печальное массовое празднество Москвы — так называемая Ходынская катастрофа. Поводом для торжества послужила коронация императора Николая Второго. На Ходынке собралось полмиллиона — людей далеко не нищих и, во всяком случае, способных позволить себе и вино, и булку, и конфеты. Они пришли сюда ради праздника.  Пришли с вечера, отдыхали, веселились, ждали раздачи подарков.

Но.., Какое-то сумасшествие толпы, чудовищная давка. Гиляровский единственный из газетчиков, приехавший с вечера оказывается внутри людской толчеи. Можно сказать, только чудесный случай спасает его от гибели. По официальным данным на Ходынском поле погибло 1389 человек. В газетах никакой информации. И только одна единственная газета с репортажем Гиляровского.

Статья «Катастрофа на Ходынском поле» («Русские ведомости», 20 мая 1896 года) — пик его репортерской карьеры.

 В 1934 году Гиляровский в послесловии к «Москве газетной» пишет панегирик и профессии газетчика. «С гордостью почти полвека носил я звание репортера — звание, которое у нас вообще не было в почете по разным причинам.— Так, газетный репортеришко! — говорили некоторые чуть не с презрением, забывая, что репортером начинал свою деятельность Диккенс, не хотели думать, что знаменитый Стенли, открывший неизвестную глубь Африки, был репортером и открытие совершил по поручению газеты; репортерствовал В. М. Дорошевич, посетивший Сахалин, дав высокохудожественные, но репортерские описания страшного по тем временам острова… Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости. Я бесконечно любил это дело и отдавался ему весь, часто не без риска. И никогда ни одно мое сообщение не было опровергнуто. Все было строгой, проверенной, чистой правдой. И если теперь я пишу эти строки, так только потому, что я — репортер — имею честь быть членом Союза советских писателей».


Рецензии