Музыкант Глава 1. Часть 5. Первенцы

Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
  1.5. ПЕРВЕНЦЫ
   — В 1963-м году, - загадочно улыбнулся Дёмин, - родилась моя первая песня «Алло, алло!» И слова мои, и музыка моя.
   — Стоп!  В шестидесятые годы телефон был редкостью. Почему песня о телефоне?
   — Дома у нас телефон был. Отцу он полагался по службе. Но песня, хоть и называется «Алло, алло!», не совсем о телефоне. Слова там такие:

Однажды мне приснился сон,
Что в тишине зазвонил телефон.
Звонил в ночи, не умолкал,
Неужто мне? И я трубку поднял. 
   — Алло! Алло! Кто там звонит?
   Кто же в этот поздний час не спит?
   — Алло! Алло! Кто говорит?
А это песня мне в окно стучит!
Придёт рассвет – начало дня,
Улыбкой светлой поманит меня.
Я улыбнусь, скажу: «Привет!»
И песню эту услышу в ответ. 

   — Вот с этого и начался восход вашей музыкальной судьбы. Вас посетили музы  лирической поэзии и музыки.
    — В том же году родилась песня «Я и время». Задание получил от учительницы: «В школе работает много кружков. Нужна песня для школьной линейки, отображающая школьную жизнь». Она сочинила несколько строк. Я дополнил слова, написал музыку.
«Всё течёт, всё бежит во Вселенной,
Исчезает, чтоб снова взойти.
Не стой на месте!
Я и время рядом шагаем, вместе.
Вместе мечтаем, вместе летим вперёд!»
   — Песня получилась философская.
   — В шестидесятые годы кумиром публики стал Муслим Магомаев. Моим тоже. Подражая Магомаеву, сочинил песню про любовь.
   — А любовь была?
   — Нет! Мне захотелось написать музыку с азербайджанским акцентом.
   — О Магомаеве  надо сказать как о выдающемся певце. В 1962 году он стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат» (В. Марадели, А. Соболев). Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года. Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в Концертном зале им. Чайковского.
   — А в 1964 году Магомаев прибыл на гастроли на Камчатку. Я был на его концерте в Доме офицеров. Выступление всем так понравилось, что после концерта зрители стоя аплодировали минут двадцать.
   — У него редкий голос — драматический баритон. Это оптимальный голосовой диапазон, вызывающий максимальный душевный отклик. Он обладает бархатистостью, силой, мощью, сочностью. Голос Магомаева ввергал людей в сферу транцендентности и необъяснимого. Я была на его концерте в Краснодаре на стадионе. Я видела воздействие его голоса на слушателей. Он ввергал людей в сферу трансцендентности и необъяснимого.
   — С бархатным баритоном в достойном обрамлении Магомаев был обречён на феерический успех. С детства шёл музыкальной дорогой. В 1963-1964 годах стажировался в Италии в «Ла Скала». Овладел премудростями бельканто — техникой красивого виртуозного пения с плавным переходом от звука к звуку, лёгкостью звуковедения. Под стать голосу — аристократизм поведения Магомаева.
   — Его талант многогранный: певец, пианист, сочинитель.
   Продолжили разговор о творчестве нашего героя:
   — Четвёртая песня школьных лет появилась в 1965 году к 225-летию Петропавловска-Камчатского. Это старейший город Дальнего Востока России. Он основан в 1740 году Витусом Берингом — руководителем Камчатских экспедиций. Назван в честь используемых кораблей «Святой Пётр» и «Святой Павел».
Слова одного куплета написала учительница литературы. Я сочинил музыку. Стихи пришлось подправить, чтобы они стали песенными, с выдержанным ритмом. Дописал припев и ещё два куплета. Получилась песня  про дальневосточный город «Я живу далеко».
   — Хотелось бы послушать вашу песню.
   — Теперь всё с собой. Всё на смартфоне. Запись, правда, сделана уже в наши дни. И городу уже не 225 лет, а значительно больше.
   На красивую музыку жемчугом легли слова:

Я живу далеко,
На востоке России,
Там, где солнце встаёт так красиво,
И где ловится рыба легко.
Припев: Гребни белоснежные
        Мелькают за кормой,
        Заря с улыбкой нежною
        Входит в город мой.
        Город мой,
        Тебе чуть меньше трёх веков,
        Ты - гордость наших рыбаков,
        Ты - очень молодой.
Я живу далеко,
Там, где сопки в тумане,
Где мальчишек романтика манит,
И где люди живут нелегко.
   Припев.
Я живу далеко,
Где вулканы дымятся,
И где парни все в море стремятся,
И где чайки летят высоко.
   Припев.
Я живу далеко,
Где впадает Авача,
Где не могут жить люди иначе,
Петропавловск - душа рыбаков.
   Припев.

  От прикосновения к воспоминаниям детства нашего героя в моей груди возникает щемяще-тёплое чувство. Нахожусь под сильным впечатлением от переданной словами и музыкой любви к отчему краю, а собеседник ошарашивает меня словами:
   — 27 июня 1965 года — день окончания школы. Фотографируюсь с родителями. Прощай, Камчатка! В сопровождении отца отправляюсь на другой крайний полуостров страны для поступления в Севастопольский приборостроительный институт.
 — Как? Почему в приборостроительный? Вы же талантливый музыкант! — с удивлением восклицаю я.
   — В одиннадцатом классе на уроках по производственному обучению нас готовили стать радистами. Я выполнил нормативы первого разряда по передаче и приёму знаков азбуки Морзе, стал чемпионом области и собирался после окончания школы пойти работать на Большой морозильный рыболовный траулер радистом с высоким по тому времени окладом — триста рублей. Но в марте 1965 года произошло трагическое событие. Три средних рыболовных траулера обледенели, перевернулись, сто двадцать человек погибло. В городе объявили траур. Мама заявила: «Ни за что не пойдёшь радистом на суда!» Стали думать, куда же мне идти после окончания школы? Отец знал, что меня интересовали изучаемые в школе передатчики, приёмники и другая аппаратура. У него была мечта видеть сына инженером и возникла мысль, чтобы я поступил в приборостроительный институт. В стране приборостроительные институты находились в Ленинграде и в Севастополе. Выбор пал на Севастополь. Там жила младшая сестра отца.
    Слушаю признания и понимаю: характер и судьба нашего героя предопределены привязанностью к отцу. Эта сыновья любовь не дала ему возможность сделать свой выбор. Не последовал он советам "Писания": "Иди, юноша, в молодости твоей, куда ведёт тебя сердце твоё, куда глядят глаза твои".
   После небольшой паузы спрашиваю:
   — Покинули Камчатку, но не забыли её?
   — Нет, конечно! Спустя полвека, я получил стихи от своей одноклассницы, и тут же родилась песня "Камчадалам". Слушайте. Запись на смартфоне.
   Прозвучала песня, заканчивающаяся словами:

   И как бы мне ни было сладко на юге в тепле загорать,
   Вовек не забуду Камчатку! Отчизны во век не отнять!

   — Красивые получились песни про Камчатку. А я посмотрела несколько фильмов про Камчатку. Понравилось многое. В том числе и монумент «Здесь начинается Россия».
   — Монумент этот находится в километре от Елизовского аэропорта по направлению к Петропавловску-Камчатскому. Елизово отстоит от Петропавловска в тридцати километрах на север. Лет шестьдесят тому назад это был посёлок с населением около пяти тысяч, а сейчас город стотысячный.
   — Но Камчатка до сих пор считается малонаселённым полуостровом.
   — Природа красивая, но гулять лучше с проводником.
   — Проводниками служат кто угодно, или есть коренные камчадалы?
   — Проводники — коряки, или ительмены. Коряки похожи на чукчей. У них такие же, как у чукчей, собачьи и оленьи упряжки, язык горловой. Ительмены — смесь алеутов (американских северных индейцев) с русскими. Среди алеутов есть очень красивые, а коряки в основном не красивые.
   — Это на ваш взгляд.
   — Сейчас уже есть поколения коряков, несколько раз смешанные с русскими. Они даже очень симпатичные.
  — Вы хорошо знали Камчатку?
   — Да! В десять лет я с отцом за две недели облетел на вертолете весь полуостров с посадками в леспромхозах для проверки их работы. Поэтому я и сверху посмотрел, и с земли тоже. Много поездил,
   — А были приключения во время походов?
   — Конечно. Старшеклассниками в сопровождении проводника ительмена отправились в поход к потухшему вулкану. Вдали заметили большое стадо. «Смотрите! Коровы!» — закричала девочка. «Тихо! — осадил проводник. — Это быки. Не должны нас заметить, а то плохо будет». Заметили! Помчались в нашу сторону. Страшно было! Мы в рассыпную. Я побежал в гору. Быки передумали нас преследовать. Остановились. Мы потихоньку вернулись. Проводник спросил у меня: «Помнишь, куда бежал? Пробеги ещё раз!» Я повторил свой путь. Спустился. Проводник дал нам урок: «В этот раз ты пробежал расстояние в четыре раза медленнее. Помните! У человека в запасе много силы. При необходимости она проявляется».
   А это не что иное, как наставление молодёжи, вступающей в жизнь: если есть цель, ради которой стоит жить, то силы для достижения цели найдутся.
Продолжение http://proza.ru/2019/12/14/564


Рецензии
Слушаем первую песню Вячеслава Дёмина
"Алло, алло"
http://youtube.com/watch?v=RwkBDcjcaqI&feature=share
"Мой Петропавловск"
http://youtu.be/KRTejf800yU
"Камчадалам"
http://youtu.be/xkTEQyQSZoY
Галина

Галина Дейнега   18.01.2023 09:44     Заявить о нарушении