Пирит. Охота на слова

В дошкольные годы я часто с матерью ездил в Карабаш. Там жила моя тётя Нюся, мамина сестра – Анна Ильинична Булаева. Ездили мы и зимой и летом до станции Пирит. Мне было не совсем понятно, почему едем в Карабаш, а станция Пирит. В те времена я видел в основном шахты, копры и терриконы. Муж моей тёти Андрей Иванович работал в шахте с тех пор, как вернулся с фронта, где был танкистом. Говорили, что тётя Нюся ездила в Латвию, где служил Андрей Иванович после войны. На его кителе было много орденов и медалей, и мы гордились, что он герой. А в Карабаше он был шахтером.

Карабаш. Название этого города в   Челябинской области происходит от названия горы, башкирская кара башка  - «чёрная голова/вершина».

История города начинается с основания Соймановского посёлка близ горы Карабаш. Кыштымский  заводчик Григорий Зотов присматривался к богатствам  этой долины и в 1822 году   привёз сюда первую группу старателей, которые и занялись мытьём золота в пойме Сак-Элги. Здесь же были открыты залежи медной руды, а в 1837 году был построен первый медеплавильный завод, просуществовавший пять лет.

В 1907 году  в долине был построен второй медноделательный завод, который и получил название Старый медный. Этот завод был в том же году куплен английской горной компанией под руководством Лесли Уркварта. Старый медный проработал только три года. За это время была построена узкоколейная железная дорога до Кыштыма, её открыли 110 лет назад, в декабре 1909 года.

А через год в долине возле горы Карабаш был запущен новый медеплавильный завод, он работает до сих пор. Через пять лет после открытия он производил уже третью часть всей российской меди.


А потом была революция, завод был национализирован, но во время гражданской войны приостановились и добыча руды, и выплавка меди. Рабочие ушли в революционные отряды.

Производство в Карабаше было возобновлено только через 8 лет, в мае 1925 года. Именно тогда началось интенсивное увеличение добычи руд и выплавки металлов, причём так, что через десять лет производство меди и добыча руд возросли в три раза по сравнению с предреволюционным временем.

В 1920-1930 годы в городе  открыли ряд социально значимых учреждений: школы, больницы, дома культуры. К середине первой пятилетки население Карабаша составляло уже 50 тысяч человек, а  20 июня 1933 года поселку Карабаш присвоен статус города. Кстати, мой родной Кыштым статус города получил годом позднее, в 1934 –ом.

Я учился в первом и втором классе, когда из соседнего Карабаша к нам в Кыштым стали переезжать целыми семьями, были карабашцы и в нашем классе. Уезжали, потому что там шахты закрылись и трудно стало найти работу. А медеплавильный продолжал работать.

В дни Первого Съезда Народных Депутатов в конце мая 1989 года я был в Москве и очень удивился, когда увидел сразу в нескольких изданиях публикации экологов о Карабаше как самой грязной точке планеты. Депутаты тогда активно включились в диалоги и говорили о необходимости закрыть завод, который отравил всю округу. А в начале июня о Челябинской области опять заговорили на Съезде. В ночь с 3 на 4 -е июня 1989 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа, столкнулось два «артековских» поезда на перегоне Уфа-Челябинск в 11 километрах от Аши. Погибли 575 человек (из них 181 ребенок) и еще 600 человек ранено.  От Карабаша это менее 200 километров. Это было страшно. В тот же день моя командировка закончилась, и я приехал в Челябинск. А к концу 1989 года старое металлургическое производство было остановлено. Пятая часть населения города осталась без работы. Численность Карабаша уменьшилась до 15 тысяч человек.

Потом, в конце 1999 года, я снова побывал в Карабаше. После дефолта  и обесценивания рубля 17 августа 1998 года, объявленного   главой правительства Сергеем Кириенко («Киндерсюрприз»), Карабаш представлял жуткое зрелище, сотни людей в грязной одежде собирали в грязные мешки на отвалах старых заводов куски шлака, содержащие медь. Это давало небольшую возможность заработать на продукты.

А ещё я был в Карабаше в начале 2000 года, сопровождал губернатора Петра Сумина, который с инспекторской проверкой посещал запущенный плавильный завод, больницы и другие социальные объекты вновь оживающего города. Поразило тогда, насколько тёмный дым поднимался из огромных заводских труб. Говорили, что нужно сперва заработать деньги, чтобы установить фильтры и защитить природу от опасных выбросов.

 Источником для получения черновой меди был ПИРИТ с содержанием меди.

Пирит (греч. ;;;;;;; ;;;;;, буквально — камень, высекающий огонь), серный колчедан, железный колчедан — минерал, дисульфид железа с примесью меди.  Пирит кристаллизуется в кубической сингонии, образуя кубические, пентагондодекаэдрические, кубооктаэдрические, иногда октаэдрические кристаллы; на гранях куба характерна грубая штриховка, параллельная рёбрам. Часто образует округлые  конкреции и псевдоморфозы по другим минералам и органическим остаткам. Распространён преимущественно в виде сплошных масс, мелкозернистых агрегатов, прожилков, а в осадочных горных породах — желваков и стяжений различной формы. Цвет на свежем сколе светлый латунно-жёлтый до золотисто-жёлтого, со временем меняется до тёмно-жёлтого, часто с побежалостью, за счёт образования поверхностной окисной плёнки. Имеет металлический блеск. Обладает  проводниковыми  свойствами.
Это выписка из Википедии.

А мы, дети, в Карабаше, а ещё в посёлках Северном и Южная Кузнечиха возле Кыштыма на отвалах и остатках терриконов находили иногда крупные и довольно весомые куски пирита. Мы называли его золотом и прятали в укромных местах. Считали их богатством. К тому же при ударе камень о камень пирит давал искру. Говорили, что это свойство использовали в кремневых и пиритовых ружьях, это так называемый пара сталь-пирит.

Сейчас нет упоминаний, что на территории Челябинской области есть месторождения пирита. Осталось только название железнодорожной станции на территории города Карабаша - Пирит.

В детстве меня удивляло, почему такие красивые куски руды не использованы в металлургии и оставлены в отвалах. Оказывается, переработка пирита в полезные компоненты оказывается чаще всего экономически невыгодной, и его отправляют в отвалы.

Что ещё отметить?
Пирит нередко присутствует в  осадочных породах, в донных илах. Сероводород Чёрного моря – это разложившиеся кристаллы пирита.

А цельные кристаллы пирита, наряду с кристаллами некоторых других минералов, использовались в конструкции простейшего детекторного радиоприёмника, который мог работать без источника питания.  Детекторный  диод, благодаря свойству пирита пропускал ток в одном направлении. Я не смог в детстве собрать ни одного детекторного приёмника. Не было или ферритового  стержня  - он же пиритовый – или наушника, а ломать телефон-автомат в городе  я не решился.
Сегодня нет смысла делать детекторные приемники, потому что нет сигналов на СВ и ДВ (на средних и длинных волнах).

И всё-таки у меня такой был детекторный радиоприёмник, его можно было слушать в саду. Его собрал Пётр  Семёнович Решетов, гидравлик ЧТЗ, интересный человек, с творческой жилкой.  Одного из родственников я водил по цехам Челябинского тракторного и убедил учиться на гидравлика.

И в заключение выписка из справочника «Железнодорожные станции СССР»:
«Пирит — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в г. Карабаше Челябинской области. Конечная станция на неэлектрифицированной однопутной ветке Кыштым — Пирит (дорога ещё 4 км продолжается в южном направлении)».


Рецензии