Про Кольку и его друзей. Про сало

   Звонок в дверь прервал мои размышления. Я оторвал свой взгляд от кусочка сала, который лежал передо мной на блюдце и посмотрел на отца.
- Давай-давай сынок, ешь, а я сам открою, - сказал он и вышел в коридор.
Слышно было, как открылась дверь, и как он произнёс с улыбкой:
- Ааа, Люся это ты, ну здравствуй…
- Здравствуйте дядя Витя, я только на минутку, Коля мне книгу обещал дать почитать…
- Проходи, проходи, он сейчас на кухне. А мы с ним собираемся идти на лыжах кататься…
- Ой, на лыжах, это же здорово, - защебетала Люська, - а можно и я с вами?
Она вошла в кухню и увидела меня, я сидел со скорбной физиономией и смотрел на сало:
- Привет Колька, чего это ты такой грустный? Давай свою книжку…
Я было подскочил, за книгой, но отец меня остановил:
- Нет-нет сынок, сначала съешь, как договаривались…
Я грустно посмотрел на него, потом на блюдце, на котором лежал кусочек сала и глубоко вздохнув, опустился на стул. Сало для меня было хуже пытки, даже хуже зубной боли, тем более зуб уже вырвали, а сало, оно лежит на блюдце и смотрит на меня. Ну не мог я его съесть, один его вид меня пугал. И кусочек вроде не большой, толщиной всего с мой указательный палец, да и длиной тоже не больше. Ну не любил я сало во всех видах, как и лук, хоть варёный, хоть жаренный. За обедом, если вдруг оно плавало в супе, я его обязательно скрупулёзно вылавливал и раскладывал по краю тарелки. А из колбасы выковыривал пальцем или вообще, отказывался есть. Отец очень сердился, он не понимал, как это можно не любить сало. Я даже слышал один раз, как он, сокрушаясь, говорил  маме:
- Да что же это за мужик такой у нас растёт, который не любит сало? У нас, когда мы были в оккупации во время войны, сало было на вес золота. Ведь сало это сила, сало это жизнь…
И вот, при любом удобном случае, он пытался меня приучить его кушать, а я не мог. Ну, вот не мог и всё. Только поднесу к губам, и у меня сразу же возникал рвотный рефлекс….
 Однажды был такой случай, мама тогда лежала в больнице, и мы с папой жили вдвоём. И вот, как-то на обеде, отец налил мне тарелку супа и, как назло, туда попал кусочек варёного сала, он был слегка коричневый, такой весь противно махровый и с пупырышками жира, на него смотреть было противно, не то, что есть. Суп, я конечно же, съел, а вот сало оставил:
- Доедай, - отец посмотрел на меня строго, видимо в тот момент он был чем-то очень расстроен, а тут я ещё с этим салом…
- Папа, я же не люблю сало, ты же знаешь, - жалобно проблеял я и весь скривился…
- Ешь…, - обычно он относился к этому лояльно, но сегодня, был просто беспощаден…
- Пааапааа…
И тогда, недолго думая, он зацепил ложкой сало и засунул мне его прямо в рот. И всё, тут же рвотный спазм и весь суп, который я съел, оказался в моей тарелке. Слёзы, сопли, обида и вкус того сала, остался в памяти надолго, и с тех пор я на сало даже смотреть не мог, а что б съесть, это для меня было сродни геройству.
  И вот сейчас, я сидел над салом и никак не мог решиться. Люська вопросительно посмотрела на меня, я молчал, потом глянула на моего отца:
- Понимаешь Люся, - ответил отец на её взгляд, - мы пойдём кататься на лыжах только тогда, когда Коля съест этот кусочек сала…
- А зачем, - удивилась Люська.
- Он его не любит, а я хочу его приучить есть сало…
- Аааа, - согласно кивнула Люська, - Коль, а ты что действительно не ешь сало?
Я молча помотал головой…
- Да ладно, - улыбнулась она, - как его можно не любить? - Она взяла мой кусочек и положила себе в рот, а я аж зажмурился от ужаса, - ну вот дядь Витя и всё, - улыбнулась она, - теперь можно идти кататься, вы только подождите меня, я сейчас за своими лыжами сбегаю и приду, хорошо?
- Нееет, - улыбнулся отец, - так дело не пойдёт, Коля должен сам съесть его. Ты конечно молодец, но кататься пойдёт только тот, кто съест сало, - и он достал из-за окна авоську, вытащил из неё завёрнутый в бумагу шмат солёного сала, отрезал ещё, один кусочек с хлебом и дал Люсе, другой взял себе, а третий положил передо мной на блюдце.
- Спасибо дядь Витя, - и Люська с видимым удовольствием стала есть этот страшный бутерброд. – Вкусное у вас сало, - продолжала она с видом знатока, - и тает как масло, а можно ещё кусочек?
- Вот видишь сынок, сало-то вкусное…
- А я сызмальства сало ем, - затараторила Люська, - у нас в гарнизоне, когда мы жили в Сибири, своя свиноферма была. Там знаете, дядь Витя, какие здоровые свиньи были, вот такие, - и она рукой показала себе до плеча…
- Да ну, - удивился отец, - неужели такие большие бывают?
- Дааа, - Люська была в своей манере, она любила прихвастнуть при случае, -  они настоящие гиганты были, такая порода, сибирская, там же морозы сильные, и поэтому их кормили хорошо, специальным кормом, что б они росли…
- И кто же их кормил? – Отец видимо решил ей подыграть.
- Как кто, - удивилась она, - конечно солдаты, и то, они по одному туда не заходили, там опасно было одному.
- Да ты что, - отец сдвинул брови и сделал серьёзное лицо, - неужели так опасно?
- Дааа, - кивнула Люська, - они такие здоровые и прыгают постоянно. А солдаты всегда вдвоём, и один обязательно с автоматом. А еду им, когда разведут, то вёдрами через загородку наливают. А они такие большие, ужас, - Люська сделала страшные глаза, - и шерсть на спине длинная, твёрдая, и уши чёрные, а глаза злые такие и рычат…
- Так уж и рычат, - улыбнулся отец, - может это собаки были?
- Ну что вы дядь Вить, что я собаку от свиньи не отличу? Собака с носом, а свинья с пяточком…
- Сынок, видишь, Люся уже три кусочка съела…
- А сало у них, - продолжала Люська, - вот такое толстое, - она раздвинула руки, словно заправский рыбак сантиметров на тридцать, что даже я улыбнулся, понимая, что такого сала точно не бывает, да и свиней таких наверно тоже.
- И куда вы его девали, - улыбнулся мой отец Люськиным рассказам.
- Как куда, солили, конечно, там у нас такие здоровые ванны были, так вот свиней разрубали напополам и туда опускали, потом сверху солью засыпали и так солили. Потом ели, хочешь просто солёное, а иногда коптили. Вкуснооо, страсть как, сало такое тооолстое и прослойка мяса, особенно вкусно с чесноком. Дядь Вить, а у вас чеснок есть?
- Нет, Люся, нету, кончился…
- Колька, ну ты давай, - Люська повернулась ко мне, - охота же на лыжах. Дядь Вить, а куда мы пойдём кататься?
- А куда ты хочешь?
- А поехали на речку, там можно с берега…
  На речке действительно можно с берега, и даже горка не нужна. С одной стороны берег крутой, а другой пологий. На пологом - одна малышня катается, там не интересно. А вот с крутого,  это да, летишь, словно птица на крыльях, а если ещё и трамплинчик внизу, то вообще класс, подлетаешь, как настоящий спортсмен. Только наверх забираться тяжело, высоко очень, но зато когда отдышишься, и вденешь валенки в лыжи, палками оттолкнёшься, и опять вниз, скользишь, даже земли не касаешься, только ветер в ушах шумит…
- Сынок, - отец посмотрел на меня, - ты наверно оставайся дома, а мы с Люсей поедем кататься на лыжах, да Люся?
- Колька, давай ешь быстро, и пойдём кататься, а то уже время…
Я посмотрел на часы, да, действительно, скоро вечер…
- Ну, пааап…
- Нет, сначала сало или остаёшься дома…
  Делать было нечего, надо было решаться. Я взял кусочек сала двумя пальцами и поднёс его к носу, втянул воздух, на удивление оно ни чем не пахло. Тогда, с замиранием сердца, словно я собираюсь прыгнуть с вышки в воду, откусил половину кусочка и проглотил целиком, не разжёвывая, стараясь, что б оно не коснулось моего языка и нёба. Сало проскользнуло в желудок, не останавливаясь, и я на секунду перевёл дух. Моё сердце билось, словно я шёл на мировой рекорд. Но в руке оставалась ещё вторая половинка, и тогда я, осторожно поджав язык, положил его подальше в рот и сглотнул вместе с выделившейся слюной. Всё, мелькнуло в моей голове, кажется, пронесло…
- Ууууфффф, - я перевёл дух и слабо улыбнулся, всё самое страшное было позади…
- Ну вот, молодец, - Люська хлопнула меня по плечу, – я побежала за лыжами, ждите меня внизу…
- Люсь, - крикнул я вдогонку, - а книжку?
- Потом-потом, - она уже была на третьем этаже, - завтра, - услышал я снизу её голос.
- Ну, вот сынок и всё, - улыбнулся отец и погладил меня по голове, – а ты боялся. Иди, одевайся, и пойдём на лыжах кататься, да побыстрее, а то Люся нас ждать будет…
  Больше он меня не заставлял кушать сало, видимо видел, скольких усилий тогда стоило мне проглотить его. Уже потом, через год, я случайно откусил вместе с копчёным мясом немного копчёного сала, и ничего не случилось, и что самое интересное, мне оно даже понравилось, особенно с хлебом. А вот варёное, так и не привык, ну не могу, не идёт и всё, даже смотреть на него страшно, оно так мерзко дрожит, такое пузырчатое и жёлто-прозрачное, и ещё плавает, фуууу…


Рецензии