Я и ТЫ...

"Что один человек даёт другому?
Он даёт себя, самое драгоценное из того,
что имеет, – частицу своей жизни.
 Но это не надо понимать в буквальном
смысле.
Он даёт ему свою жизненную энергию, свою радость, свой интерес,
своё понимание, своё знание, свой юмор, свою печаль – все переживания и
все проявления того, что есть его духовное богатство.
И так он обогащает
другого человека, увеличивая его творческие силы, чувство
жизнеспособности.
Он отдаёт не для того, чтобы получить взамен,
бескорыстие дарения само по себе для дарящего – наслаждение.
Но, давая,
он не может не вызывать в другом человеке ответного движения доброты,
энергия которой возвращается обратно, делая дающего богаче душой.
Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба
увеличивают радость, которую внесли в свою жизнь.
В дарении себя и есть
та сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невозможность
порождать любовь."

Эрих Фромм "Искусство любить"
----------------

"Другой путь познания "тайны" - любовь. Любовь - это деятельное проникновение в другое существо, в котором моя жажда познания утоляется путем соединения. В слиянии я познаю тебя, я познаю себя, я познаю каждого, но я ничего не "узнаю". Я познаю тайну всего живого единственным возможным для человека способом - переживая это через соединение, а не путем размышления.

Только любя, открывая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, открываю себя,я открываю нас обоих, я открываю человека".
*
Эрих Фромм
------------
"ЕСЛИ Я ОБРАЩЁН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное
слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей.
 
Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть
точка, отнесённая к пространственно-временной сетке мира, и не структура,
которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами
свойств. Нет, лишённый всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и
заполняет собою небосвод. Не то чтобы не было ничего другого, кроме него, но
всё другое живёт в его свете.

Как мелодия не есть совокупность звуков, стихотворение - совокупность
слов и статуя - совокупность линий; но надо раздирать на куски, чтобы из
единого сделать множественное, - так и с человеком, которому я говорю Ты. Я
могу извлечь из него цвет его волос, или окраску его речи, или оттенок его
доброты, - мне придётся делать это вновь и вновь; но вот я сделал это - и он
уже больше не Ты.
Я и ТЫ
И как молитва не совершается во времени, но время течёт в молитве,
жертвоприношение не совершается в пространстве, но пространство пребывает в
жертве - а кто обращает отношение, тот уничтожает реальность, - так и я
нахожу человека, которому говорю Ты, в каком-либо однажды и где-то. Я могу
соотнести его с временем и местом - и мне придётся делать это вновь и вновь,
- но уже не с моим Ты, а с некоторым Он или Она..."
(Мартин Бубер
--------------
"...вот это открывающееся в другом человеке...
которое я вижу и чувствую, наверное, потому,
что приблизилась и вгляделась...
вот это, похожее на поклонение...
где сама себе кажусь такой ничегонезнающей...
и этот искус погрузиться в мир этого человека
и идти за ним, в нём, с ним...
вот это ощущение слитности, созвучия...
которое затопляет этой нахлынувшей волной...
но, понимаешь, что, растворясь,
потеряешь и себя, и его...

нет, не так...

знаешь, что даже соединившись,...

нет не так...

что соединение, полное соединение с другим человеком невозможно... я ещё ощущаю границу, черту... я не готова...
и в то же время ликование от этого внутреннего соития: Я НЕ ОДНА...
иногда это ощущение близости кажется невыносимым и хочется отдалиться, закрыться... "


Рецензии