Слепки ВИЗа

Сегодня была на выставке про район ВИЗ. Про мой район, я живу в нем уже 21 год. И это самый старый район города Екатеринбурга. Ранее из него хотели сделать отдельный субъект, но правительство решило иначе, присоединило его ко всем другим районам.

На выставке представлены различные экспозиции, отражающие жизнь района. Наверное, стоит вам описать одну экспозицию. Называется "Сервиз". Чувствуется эта тонкая игра слов, ВИЗ и сервиз. Символично. В комнате стоит стол с предметами посуды, которые сравнили с достопримечательностями района. В центре стола - чайник или завод Верх-Исетский, рядом с ним вазы трапецивидной формы с полевыми цветами или, говоря на языке экспозиции, это труды завода, из которых идет дым. Потрясающее сравнение. На стол направлен проектор, который отражает на стене силуэт экспозиции или силуэт района.

Я подумала, что это выставка об индивидуальной памяти, которая переходит в социальную и коллективную. Она отражает именно личный подход каждого художника, который хоть как-то был связан с этим районом. А из-за того, что ты сам включен в эту социальную среду, то ненароком понимаешь о чем говорят. Ты понимаешь, откуда слепок дома с ул. Нагорной, откуда идет сравнение про металл и откуда можно почувствовать "вкус ВИЗа". Именно из того сервиза, точнее из одного визовского дома на ул. Крауля.

Для меня эта выставка стала настоящим открытием и откровением. Ты словно становишься наблюдателем выставки и одновременно ее участником. Это и есть взаимопонимание и связь художника со зрителем. Эта та тонкая нить, которую нужно успеть поймать. Ты идешь мимо экспозиций и вспоминаешь все те моменты, которые хранит этот район. Вспоминаешь детство, различные места, события, все это перекликается и переходит в коллективную память жителей района ВИЗ.

Исследование городского пространства получило широкий отклик среди ученых на сегодняшний день. Исследовать городское пространство стало не то что модным, я бы сказала новаторским и модернистическим. Так же городское пространство приобрело  минималистический, монохромный, статичный, механистический характер, стало органистически цельным пространством нашей сегодняшней жизни.


Рецензии