Занимательная Египтология. Часть 66

А теперь фрески!  Гробницы в Долине Царей. Часть 1

Ноябрь 2019 года оказался хорош тем, что в одиннадцатый раз в жизни я побывала в Шарм эль Шейхе. Родители меня чуть ли не насильно на три недели увезли на море, как в детстве, потому что что-то должно было выбить из моей головы призрак мертвого мужа. И это помогло. На море меня отпустило. Я, конечно, поревела пару раз на пляже, но глобальных истерик уже не случалось. Я снова захотела жить, я снова захотела чувствовать, я снова захотела к своим любимым рыбам.

И, оказавшись в Хилтоне, я очень рвалась в Луксор.

Мне очень сильно нужно было попасть в древний город Фивы, потому что картинки трехтысячелетней давности для меня давно уже перестали быть просто картинками на стенах гробниц, вырубленных в известняковых скалах в Долине Царей.

Прочитав 150 книг и прослушав 150 лекций по истории и культуре Древнего Египта, я научилась все это читать и хоть как-то понимать.

И мне стало интересно. Нет, даже не так, мне стало РЕАЛЬНО ИНТЕРЕСНО!

Да и мне раньше было дико интересно все, что связано с историей Древнего Египта, а тут от понимания того, сколько я теперь знаю и понимаю (извините за тавтологию) у меня просто от увиденного вынесло мозг!

Итак, только прилетев на отдых в Шарм эль Шейх,  мы сразу пошли и купили поездку в Луксор. Это был первый рейс после полугодового перерыва. В октябре прошлого года мы в Луксор не попали, потому что рейсы запустили ближе к концу ноября.
 
В этом году наш октябрьский Шарм эль Шейх  перенесся на ноябрь, все звезды сошлись и за 200 долларов мы летим в Луксор!  Ура, мечты сбываются! Я теперь буду смотреть,  и понимать…. Самолет был полный, двести долларов было совсем не жалко, ведь где еще в мире ты увидишь что-то подобное…

В этот раз, в ноябре,  в Долине Царей температура была весьма комфортная. Тут не было + 46 по Цельсию, и даже не было + 48 в 9 утра,  как обычно случалось в наши предыдущие визиты!  По ощущениям на улице было не больше + 32 + 35 градусов.

Вполне нормальная погода для алма-атинца. И поэтому, в гробницах не было ужасающей духоты. Да, внутри гробниц было жарко, но работали вентиляторы, и я даже умудрилась несколько раз в одной гробнице пробежать туда-сюда пару раз, потому что забыла рассмотреть одну очень нужную для меня фреску.

Конечно, понятно, что мне вообще не хватило времени на все, но я хоть что-то посмотрела. Уже в первой гробнице Рамзеса Третьего я захотела остаться надолго.
За 300 фунтов (около 20 долларов)  я, конечно, не стала покупать билет для фотоаппарата, я все фотографировала на Айфон.  Как хорошо, что в телефоне было место,  и батарейка держалась из последних сил.

Это же просто счастье, что теперь внутри гробниц можно, не таясь, фотографировать! Потому что я визуал. Посмотрела, потом все в голове перемешалось, слилось воедино. Но уже дома, разбирая фотографии, вспоминаешь все очень четко. Я даже вспоминала, где, в каком именно месте в гробнице, я тот или иной рельеф сфотографировала.

И знаете, арабы – смотрители стали вести себя совершенно по-другому. Видно, что они рады туристам. Они больше не выклянчивают нагло деньги. И на их лицах вовсе не натянутые улыбки.

Я очень четко это все чувствую. Да, мы туристы, да, мы для них ходячие деньги, но как-то сейчас все по – другому. Реально стало лучше!

И я перестала их бояться. Когда какой-то там смотритель звал меня – иди, иди сюда, я тебе что-то покажу, я не убегала от него в панике, как делала это раньше. Ну что – он мне голову оторвет в соседнем помещении или что?!  Да нафиг я ему сдалась. Я расслабилась и поняла, что эти товарищи показывают тебе шедевры, мимо которых пробегает 90 % туристов. А потом они же меня фотографировали на фоне не менее значимых шедевров, разгоняя других туристов. У меня были мелкие египетские фунты, несколько банкнот по 10 фунтов. Мне совсем не жалко было этих денег. Это же 50 центов, даже не доллар. Да на тебе бумажку, дорогой товарищ араб!

И когда, в очередной гробнице новый смотритель весело мне подмигивал, говоря - мадам, идите сюда, что я вам покажу, я радостно топала за ним!  Добавляя, а я между прочим,  мадмуазель..)

И так же в храме Карнака было..) Там вообще смотритель готов был меня таскать буквально на руках по тайным закоулкам храма, потому что я не скупилась, и дала ему аж целый доллар, и разменяла кучу его мелких долларов на мои крупные.
И даже на обратном пути, почти в полной темноте он радостно меня встретил – Мадам, а это вы! Вы такая замечательная женщина.

-Я не мадам, я мадмуазель, но спасибо!  – и радостно унеслась искать свою группу. Потому что уже был не просто закат, а уже наступила ночь… И Женя одна носится по Карнаку….Ночью…

Но это уже совсем другая история. Расскажу я вам ее чуть-чуть позже.
А свой рассказ о четвертом посещении славного города Луксора я начну именно с Долины Царей. Про саму Долину Царей, как, что и почему я уже довольно подробно рассказала в прошлый раз, поэтому в этот, просто окунемся в пространство гробниц…

Перед каждой известной гробнице в Долине Царей  установлен щит, на котором показана ее внутренняя схема и содержится краткая  информация о фараоне, для которого она вырубалась в скалах. На сегодня открыты 64 гробницы. В некоторых из них до сих пор ведут археологические раскопки. Мы видели это и в наши прошлые посещения гробницы, и вот сейчас, в ноябре 2019 года тут и там по всей долине кто-то что-то таскает из чрева гробниц, стоят вагончики археологов и тд и тп. А как же хочется верить, что в Долине Царей найдут вскоре новую гробницу и не одну.

Нас ждет посещение   гробницы фараона Рамзеса Третьего. Этот  фараон относится к  Двадцатой династии. Говорят, что он был  последним  крупным  завоевателем  Древнего Египта. Гробница глубоко уходит внутрь горы и имеет множество боковых комнат.   Первоначально гробницу начал строить отец Рамзеса Третьего, но рабочие в процессе строительства проникли в соседнюю гробницу.  Работы были остановлены. Позже, Рамзес Третий продолжил ее строительство, но сильно передвинул главную ось гробницы, сместив ее в сторону от гробниц фараона Девятнадцатой династии. Говорят, что Размес Третий узурпировал каменный саркофаг Рамзеса Второго.
Мумия Рамзеса Третьего была обнаружена в 1886 году, в тайнике в Дейр эль-Бахри, который считался тайником фараона Аменхотепа Второго.  Тело Рамзеса Третьего покоилось внутри огромного саркофага царицы Яхмес-Нефертари. А в деревянном саркофаге самого Рамсеса Третьего, украшенном изображениями богинь и четырёх сыновей Хора, было обнаружено тело Аменхотепа Третьего. Как все не просто у этих фараонов. *улыбка*.

Гробница Рамзеса Третьего носит номер 11 и считается одной из самых больших в Долине Царей.  Ее длина около 125 метров. Гробница известна с 1769 года. Когда ее открыли, в одной из боковых комнат исследователи обнаружили сценку с арфистом. Гробницу так и прозвали – Гробница с арфами.

Прежде чем спуститься в царскую усыпальницу, нужно помнить о том, что у древних египтян было совершенно другое отношение к смерти. Смерть – это не конец. Смерти не боялись.

Смерть – это начало новой жизни, это элемент перехода от важной человеческой жизни к бесконечному существованию души в пространстве Иного мира, в Мире Миллиона лет.

Как только внутри скалы вырубались первые помещения царской гробницы, сразу же начинали работать художники. И именно их творения мы сейчас можем рассматривать во всех подробностях. Часть дороги от аэропорта города Луксора до Долины Царей мы проболтали  с гидом, он понял, что я в Луксоре уже 4 раз и знаю почти столько же, сколько и он.   Поэтому он махнул рукой и сказал – Женя, иди сама. Группа будет сидеть вон там в кафе, пока я буду им все рассказывать, ходи, смотри, ты уже и так умная.

Я ему говорю - А вооооон туда, в самый конец Долины Царей в гробницу Тутмоса Третьего по высокой лестнице мы разве не полезем?!

Он очень сильно удивился, видимо, в очередной раз, убедившись, что я ему не вру, и говорит

-Закрыта та гробница, иди пока к Тутанхамону.

Я, конечно, пошла, но свой рассказ я хочу начать именно с гробницы фараона Размеса Третьего.

Рамсес Третий был  сыном  Сетнахта, первого фараона Двадцатой династии. Рамзес Третий правил Египтом  31 год и 40 дней. Жил он 1204-1173 годах до нашей эры. Эти данные разнятся, если сравнивать статьи различных египтологов. Два года жизни фараона то исчезают, то добавляются. Но, если разбираться глобально, то это не так важно.

Так же не до конца понятно, сколько правил страной его отец, фараон Сетнахт. От двух лет, до двух лет и 11 месяцев. По сведениям Википедии «В 2006 году была найдена хорошо сохранившаяся стела Верховного жреца Амона Бакенхонсу, датирована 4-м годом правления фараона Сетнахта, что ещё более увеличивает срок нахождения его у власти».

Читая такое, я всегда думаю - Боже, это же было так давно. Мне кажется, в этих тысячелетиях истории Древнего Египта не просто легко может потеряться год-другой. Тут легко может исчезнуть целое столетие…

От фараона вернемся к  царским художникам. Ведь в это посещение Долины Царей меня интересуют именно фрески!

Истории известны  имена древних художников и архитекторов. Сотни имен.  Все эти люди жили в одном месте, на полном королевском довольствии.  Деревня называлась Место Истины, находилось поселение за мощной  трехметровой стеной.  Художники и каменотесы  знали очень много  тайн о царских гробницах, поэтому жили, как в монастыре, под неусыпной охраной.  В город Фивы их выпускали только по большим религиозным праздникам.

Работали люди по 10 дней. Это было что-то типа вахты. Семьи жили в крошечных домиках там же в деревне мастеров, детей было очень много, кладбище художников находилось рядом за стенами деревни.

Конечно, вся работа по росписи стен начиналась с проектов, с набросков, существовал четкий план  - где будет какое изображение, где будет нанесен текст и тд. Художники того времени – это были одни из самых образованных людей. 


Рецензии