Зимние приключения...

1968 год. Девятый класс средней школы соседнего села. Вечером, после проведенного Дня здоровья, с группой одноклассников решили на лыжах идти в свое село вдоль берега Исети. Поначалу шли дружно, весело переговариваясь друг с другом. За игрой в догонялки не заметили, как стемнело, подул ветер, пошел снег. Минут через 15 началась настоящая метель. Несколько девчонок и один парень повернули назад...Мы втроем: два парня и я - решили добираться до дому! Метель разгулялась вовсю... Парни, пошептавшись, решили вернуться, начали уговаривать меня идти вместе с ними... Я наотрез отказалась. Они, плюнув, повернулись ко мне спиной, нырнув в белую пелену...Я осталась одна посреди бушующей стихии...Лишь впереди мелькали между кустов огни моего села, придавая мне уверенности. Но с усилением снегопада огоньки вскоре исчезли. Ветер тоже усилился, снег начал забивать рот, нос, лез за шиворот. Мысли одна мрачней другой начали заполонять голову, воздействуя на психику в целом...Но я хоть и медленно, все же продвигалась вперед! Но тут ветер резко сменил направление с лобового на боковой и так рванул меня в сторону реки, что я, не удержав равновесия,  слетела с высокого крутого берега в  ее русло...Наверное, я потеряла сознание, ударившись о лыжи, так как сам момент "приземления"  не помню. Очнулась от сильной боли  в пояснице. Носки лыж глубоко вошли в рыхлый снег под острым углом. Вдруг впереди меня из-под снега что-то выскочило и рвануло в сторону! Сильнейший испуг заставил меня инстинктивно резко поднять голову и повернуться на левый бок. На руках варежек не было, а искать их в той ситуации просто не пришло на ум. Преодолевая боль в голове и в пояснице, я начала раскачивать себя из стороны в сторону, чтобы выдернуть из-под себя лыжи. Наконец мне это удалось. В изнеможении я плюхнулась опять лицом в снег, ощутив на губах привкус крови: я разбила себе нос. Кровь шла обильно. Чтобы остановить ее, я сильнее прижалась носом к снегу, продержав его так минуты 2-3...
...Нужно было выбираться из речного плена...Кое-как смогла свернуться калачиком, дотянуться до металлических креплений и отстегнуть их от ботинок...Ох, как я была счастлива в тот момент, когда смогла свободно вытянуть затекшие ноги...Но некогда было разлеживаться: вскоре перестала чувствовать лицо, руки и ноги. Это был явный признак обморожения. Все ж я смогла сначала встать на четвереньки, потом в полусогнутом состоянии начала собирать лыжи: носков у них не оказалось...Их нашла в метрах пяти от места падения: они-то и напугали меня, внезапно выпорхнув почти из-под самого носа...Я нервно хохотнула...А впереди высокий, крутой и скользкий берег; несколько раз соскальзывала с него вниз, сдирая в кровь несгибающиеся пальцы и колени: пуговицы старенького пальтишка сорвало в момент падения, полы пальто спарашютировали, "смягчив" удар! 
Также было несколько попыток забросить лыжи на берег, но резкий ветер  сбрасывал их назад на дно реки, и мне приходилось по-пластунски вновь ползти за ними, глубоко проваливаясь в рыхлом снегу. Наконец удалось их закинуть наверх. Используя обломок лыжи, как ледоруб, смогла выбраться на берег...Наверху ветер был сильнее, чем на дне реки; он пытался сдернуть с плеч мой зипун, а остатки лыж вновь норовили съехать вниз. Пришлось их догонять, негнущимися пальцами выдергивать из ботинка шнурок, чтобы перевязать вязанку "лыж", данных на прокат, я должна была отчитаться за них перед физруком...
...Перехватив лыжи у самого края берега  и закинув их на плечо, я стала медленно пробиваться вперед, придерживая полы пальтишка. Сколь я ни вглядывалась вперед, ничего утешительного для глаз не находила: одно сплошное месиво из ветра, снега и тьмы...От холода и от  отчаяния я начала очень сильно дрожать всем телом. Потеряв самообладание, заорала:"Аааа!" Но звук голоса заглушала вьюга:"Ыыууюю! Ыыууюю!" А мне слышалось:"С ног собьюю! Заметуу! Тебя не найдуут!" Я понимала: я на грани гибели, и все зависело от моей силы воли выжить! Никаких воспоминаний о прошлом не было: только вьюга, холод и мой страх закоченеть трупом...Постепенно мной овладело тупое равнодушие ко всему, к самой себе...Еле передвигая закоченевшими ногами, втянув голову в плечи, тупо смотрела себе под ноги. Считаю, что тогда меня спасло простое упрямство: все делать вопреки людям и обстоятельствам.
Вдруг!..Ах, это благословенное русское "вдруг"! Вдруг что-то новое появилось в монотонности вьюги,  какой-то посторонний механический звук. Я с вспыхнувшей надеждой стала вслушиваться и всматриваться в мглу до рези в глазах...
И опять это счастливое вдруг...Я увидела...искорку Божью далеко слева! Она тут же потухла, но я твердо была уверена, что мне не померещилось! Я почти побежала в том направлении!  Вскоре вновь возникла из небытия искра, причем она мигала, это уже был не мираж! Искра превратилась в светящуюся, мигающую, двигающуюся точку! А затем я услышала отдаленный гул мотора! Несомненно, то была машина! Вы бы видели меня в ту минуту! Со мной творилось что-то невообразимое: я ревела, орала, пела, хохотала, размахивала руками, бежала, падала, вставала и опять бежала навстречу этому чудному огоньку в мире темного царства! И вдруг...огонек пропал, звук стих. Но это меня не напугало: я точно знала, что там грунтовая низовая дорога между селами, по ней зимой чаще всего ходили пешком, ездили на лошадях, на машинах...
Через какое-то время я вышла на дорогу!!! Я упала на нее, обнимала, целовала, ласкала рукой как самого дорогого мне человека!.. Когда экстаз прошел, я поднялась, почувствовав такую неимоверную усталость во всем теле: легла бы на дорогу и не вставала бы больше... Но ночью движение по дороге, конечно, было не частым, я это понимала... Нужно было идти, ползти, но не стоять, и тем более, не лежать на одном месте.
Я поглядела в оба конца дороги: там и там светились огни деревень!.. Я выбрала те, которые были ближе ко мне ...Через полчаса-час я уже поднималась на бугор, на верху которого стояла деревня... ома стояли далеко друг от друга, света в окнах не было. Я поняла, что это не мое село, и что время уже за полночь! В первых трех домах никто не прореагировал на мой стук, во дворе четвертого отозвалась сонным тявканьем собака, а когда я еще раз дернула щеколду, она подняла неистовый лай, разбудив хозяев. В доме вспыхнул свет, вскоре калитка приоткрылась, и женский голос тихо и настороженно спросил:"Кто тут ночью бродит: людям спать не дает?!" Над крыльцом висел фонарь, и его луч осветил мою очень жалкую фигуру в пальтишке на распашку, в ботинках и со связкой сломанных лыж на плече, с зареванными глазами, с распухшим и шмыгающим носом...Женщина в накинутой на голову фуфайкой, увидев непонятно откуда свалившееся "чудо в перьях", охнув приглушенно, схватила за рукав, потащила меня во двор, в сени, в дом...
На этом можно бы историю закончить. Но в послесловии скажу: я так благодарна и по сей день молодой супружеской паре с маленьким ребенком, они приютили, обогрели, накормили меня, смазали мои раны, спать уложили, а утром вместо дома увезли меня в районную больницу с воспалением уха и сильным обморожением рук, ног и лица, особенно носа. В ней я пролежала две недели...Мама с ног сбилась в поисках меня. Нашу с ней встречу описывать не берусь: сплошные эмоции...
14.12.2019
22:15


Рецензии