Памяти Высоцкого

Скоро исполняется 36 лет, как умер Высоцкий. Мир с тех пор изменился до неузнаваемости. Мы, живущие сейчас и жившие во времена Высоцкого, этому свидетели. Да мы и сами изменились. Кто-то постарел, а кто-то стал старше. Нас остаётся всё меньше, тех, кто слышал его вживую, кто рос и воспитывался, учился жизни через его песни. Мы постепенно уйдем, унося с собой вкус его песен, пронзительною остроту слов, которые «били в упор» слушателя, которые почти не оставляли равнодушных. Когда мы уйдём, останутся только строчки его песен, в нескольких изданных сборниках стихов. «Ну, поэт, - скажет случайный читатель, - поэт, каких много было на Руси. Стихи, правда, немного странные». И всё?
Ещё останутся потомкам записи его песен, где хриплый голос, под простой гитарный аккомпанемент, будет кричать о человеческой боли и страданиях, о глупости и отваге, о давно прошедшей, чужой, древней войне, о странных людях, говорящих странные вещи и о вещах, говорящих и живущих как люди. Кто-то с удивлением будет слушать почему-то кричащие строчки, с жалостью и недоумением покачает головой, увидев в кадре его поцарапанную гитару.
 Поймут ли новые люди, убежавшего далеко вперед XXI-го века то, о чем он пел? Почувствуют ли то, что чувствовали мы, слушая Высоцкого в семидесятые годы ушедшего века? Не думаю. Да, наверное, этого и не нужно. У XXI-го века будут свои песни. Каждому – своё. Мне их, признаться, даже немного жаль.
Мы слушали Высоцкого с бобинных магнитофонов. Друг приносил кассету, переписанную с другой копии с копии. «Дали на вечер, завтра надо вернуть»! Тут же приносился второй магнитофон, мы их стыковали и – начиналась магия. Пока звучала 30-ти минутная кассета, мы жили в этих словах и аккордах, мы смеялись и плакали от пронзительной правды чувств, сердце сжималось от остроты и точности слов, мы хохотали над неповторимыми и яркими образами, узнавая в них своих соседей, друзей, самих себя. Его военные песни заставляли холодеть наши молодые сердца, мы были там, с его героями: это мы грустили о том, «кто не вернулся из боя», это мы «принимали в лоб» мессер, это мы задыхались в подбитой подводной лодке. Он пел о прошедшей войне так, что седые ветераны слушали, затаив дыхание, вспоминая молодость и себя на фронте, украдкой, чтоб не заметили, смахивая слезу. «На братских могилах не ставят крестов, но разве от этого легче?» Он, не видевший войны, умел найти слова. И мы, «дети, не знавшие битв» в досаде от того, что всё уже было и прошло без нас, холодели от суровой реальности, накатывающей на нас в его песнях, раз и навсегда определяя для себя что есть добро и что - зло, зачем человеку честь и почём бесчестье, какое оно - мужество и каков запах трусости. Его песни лепили из нас людей.
В нашей огромной стране, СССР, не было человека, не слышавшего песен Высоцкого и это при том, что он не был в «телевизорах», его не передавали по радио, не было сборников его стихов, только москвичи и театральные гурманы бывали в Театре на Таганке и не все смотрели редкие фильмы с его участием. И, тем не менее, его голос безошибочно определяли все. О его песнях говорили и, главное, их пели, его песни пела вся страна! Его песни собирали вместе друзей, о том, что появилась новая песня Высоцкого, узнавали сразу. Мы ничего не слышали про интернет, которого тогда и в помине не было, как не было никаких соцсетей и прочих придумок XXI-го века. Кто-то просто брал гитару и пел. Это был для нас целый мир, мир песен Высоцкого. Цитаты из его песен становились оборотами русского языка: «Придёшь домой – там ты сидишь!», «Не хочем с мужчинами знаться, а будем теперь почковаться!», «Небось картошку все мы уважаем, когда с сольцой её намять!»
Иногда приходит шальная мысль, а что было бы не уйди он так рано, что бы он написал про наше время и о сегодняшних людях? Как мне жаль, что нет сейчас того, кто мог бы воплотить наши сегодняшние переживания в яркие, точные, остроумные песни. Мне недостаёт сегодня Высоцкого, потому что, кажется, он бы сумел своими песнями объединить оставшихся людей, тех кто молча, не находя близких по духу, вынужден подыгрывать суетливому веку, делать вид, что тоже, как все, принимает новые правила жизни, молчать, не имея сил в одиночку сопротивляться пошлости и разврату, выдаваемым за остроумие и норму.  Что бы он написал о сегодняшней Украине, о поднимающем голову фашизме? В его песне фашистские юнкерсы бомбили мирный город и бомбы, падая на землю пели: «ми-и-и-ир вашему дому!» А теперь украинские летчики бомбят мирные деревни, убивая детей и стариков. Оказывается фашисты бывают и такие, живущие сейчас в XXI-м веке, просто они пересели в другие самолеты.
Мне не хватает Высоцкого, чтобы передать то, что я чувствую, глядя на сегодняшний мир. Он бы смог это сделать как никто другой. «Эх вы, мои нервы обнаженные, ожили б – ходили б как калеки!» И мы бы снова пели его песни, чувствуя рядом плечо друга и единомышленника, мы были бы не так одиноки, товарищи «белые вороны». «Я конечно вернусь, весь в друзьях и в мечтах. Я, конечно, спою, я ещё вам спою, не пройдёт и полгода!».
Но для тех, кто действительно учился жизни на его песнях и любил песни Высоцкого, для них эти уроки не прошли даром. Даже повзрослев на сорок лет, они помнят науку нашего учителя. Просто наверное сейчас пришло время показать как мы усвоили его уроки. Показать, сумев остаться человеком в своей сегодняшней жизни:
«Только в сказки нельзя насовсем убежать,
Краткий миг у забав – столько боли вокруг.
Попытайся ладони у мертвых разжать,
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев ещё тёплым мечом,
и доспехи надев: что почём, что почём?!
Разберись кто ты: трус иль избранник судьбы?
И попробуй на вкус настоящей борьбы!»
Нет! Я был не прав. Высоцкий всё написал про сегодняшнее время! И о нас, сегодняшних, тоже! Кто помнит – споёт, а я подхвачу! И нас будет уже двое, а это не мало!

                Лесной Городок  2015 год.






 


Рецензии