Законы хii таблиц

Статья опубликована на сайте:http://www.gailaw.ru/

Децимвир - в древнем Риме, название всякой коллегии десяти чиновников; например, Децемвиры для судебных разбирательств (decemviri litibus iudicandis), Децемвиры для жертвоприношений (d. sacris faciundis).
Магистрат - в древнем Риме -обозначение государственной должности, а также и лица, ее замещавшего.

Претор (Praetor), в Риме с 366 г. до н.э. член высшей республиканской и императорской магистратуры, имевший судебную власть и избиравшийся ежегодно центуриатскими комициями. С 337 г. Преторами могли быть и плебеи. С 242 г. два: Praetor urbanus, для дел между гражданами, и Praetor peregrinus, для дел между иностранцами и гражданами и иностранцами между собой; с 227 г. были избраны еще 2 Претора для управления провинциями Сицилией и Сардинией, с 197 г. еще 2 для испанских провинций. Последние четыре Претора со времени учреждения постоянных уголовных судов (149) председательствовали в последних и, вместе с тем, управляли и провинциями. Сулла увеличил число Преторов до 8, Цезарь до 15. Почетные права Преторов: toga praetexta, культульное кресло, 6 ликторов в провинциях, два в городе. Каждый Претор при вступлении в должность объявлял эдикт; из этих эдиктов впоследствии образовалось преторское право, получившее при Адриане силу закона.

Асс - древнеримская медная монета весом в 1 римский весовой фунт (327 г). Первоначально асс обращался в виде слитков.

Комиции - (Comitia), законодательные и выборные собрания граждан в Риме. Древнейшие куриатные Комиции состояли из одних патрициев, подававших голоса по куриям (древне-римский плебейский род). Сервием Туллием установлены Комиции центуриатные, где голоса подавались по центуриям, состоявшим из патрициев и плебеев и представлявшим равные суммы имуществ. С 494 г. до н. э. присоединились трибутные Комиции, созываемые трибунами или с их согласия, где голоса подавались поголовно; установленная с 286 г. общеобязательность их решений сделала трибутные Комиции единственным органом верховной власти народа.

Весталки - жрицы Весты, поддерживавшие священный огонь, должны были быть патрицианского происхождения, без телесных пороков, и вести строго целомудренный образ жизни: в случае нарушения обета невинности виновная закапывалась живой в землю, а соблазнитель засекался до смерти.

Агнаты - по римскому праву все лица, находящиеся под властью отца, главы фамилии, и составлявшие гражданскую семью (куда входили и усыновленные и др. лица), в противоположность когнатам, кровным родственникам.

Сестерций - (лат. sestertius, от semis tertius=2,5), древнеримская монета, денежная единица, бывшая в обращении до самого конца существования римского государства; первоначально 10 ассов или динариев  - 4 Сестерций; согласно постановлению сената от 15 до н. э. Сестерций =4 ассам и весил 1 унцию (=27,288 грамм). Чеканились из меди и бронзы. 1000 Сестерций обозначалось словом sestertium. Согласно найденным в Помпеях надписям, проданный на аукционе раб стоил 6 тысяч сестерций, а ежедневные расходы семьи из трех человек не превышали 7 сестерциев.

Тарпейская скала - В Древнем Риме, отвесный утес с западной стороны Капитолийского холма, откуда сбрасывали осужденных на смерть государственных преступников.

Квестор - первоначально квесторами назывались должностные лица в древнем Риме, ведающие финансовыми делами. Затем следователи по уголовным делам.

Плебс древнего Рима торжествовал! В 451 году до нашей эры неравноправный, но свободный народ, наконец-то, добился от патрициев установления определенности права, и законодательная комиссия разработала законы Двенадцати таблиц. Значение принятия такого акта заключалось не в новаторстве децемвиров, а их было 10 (десять мужей), которые в одночасье сочинили закон, а в приведении в систему множества обычаев (mores) и отдельных законов (leges), которые существовали ранее.
Структура ХII таблиц представляла собой скорее не кодификацию, а инкорпорацию, так как в них содержались кроме имущественных правил, нормы, относившиеся к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым полицейским правилам.

Законы Двенадцати таблиц (Leges duodecim tabularum), - один из древнейших сводов римского обычного права, был писаным правом. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме. В полном виде текст Законов Двенадцати таблиц не сохранился и реконструировался на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях таких известных римских писателей и юристов как Цицерон, Гай, Ульпиан, Павел, Помпоний и др.

Итак.

I таблица содержала правила судопроизводства, которые по нынешним временам отличались крайней жестокостью. Так, отказавшийся от посещения судилища мог быть приведен или привезен на вьючном животном (даже без предоставления повозки) насильно его оппонентом, вне зависимости от того был он стариком или болел. Физической каре подвергался обманщик. «Если [вызванный] измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть [тот, кто его вызвал] наложит на него руку».

Процесс предусматривал некую форму мировой: допускалось соглашение, которое в последствии обязан был утвердить магистрат. При недостижении соглашения процессу придавали форму состязательности: «пусть обе присутствующие стороны по очереди защищают [свое дело]». Решение принималось в тот же день, с одной оговоркой – до захода солнца и в пользу присутствовавшей стороны, если вторая - отсутствовала. Отсутствующий на судилище шансов не имел, равно как и лицо, не имеющее поручителей. Такое судопроизводство, прежде всего, было направлено на защиту крупных собственников частного капитала.

Судебный процесс по имущественным спорам отличался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратом-претором и судьей - частным лицом, назначенным для окончательного решения спорного случая.

II таблица была логичным продолжением первой.

Судебный процесс предусматривал залог по имущественным искам и по спорам о свободе человека. Так, например, по искам в 1000 и более ассов залог равнялся 500 ассов, по искам на меньшую сумму в размере 50 ассов. Когда речь шла о свободе человека, а очевидно, это был раб (свобода частных собственников никогда не поддавалась сомнению), залог назначался всего лишь в сумме 50 ассов.

По делам по обвинению в измене судебная тяжба могла быть перенесена на более поздний срок, но только по уважительным причинам. Например, судебное разбирательство по имущественному спору совпало с днем для вынесения решения по обвинению в измене. Под изменой подразумевалось предательство интересов Рима.

Неявившиеся свидетели, находясь дома, могли в течении трех дней, публично слушать взывания нуждающегося в свидетельских показаниях.

Таблица III

После вынесения решения должнику предоставлялось 30 дней для погашения долга. Истец имел право применить физическую расправу над должником или быть более милосердным – направить его на так называемое судоговорение, где привлекали к ответственности в виде заточения. Должник, неисполнивший решение добровольно, подвергался жестокой пытке заточения практически без пищи и с оковами на ногах весом 15 и более фунтов. Мучительные истязания должны были происходить в подвале дома на глазах у одержавшего победу в судебном процессе, который обязан был предоставлять должнику пищу (не менее одного фунта муки в день), если тот не мог прокормиться за свой счет. И все это время имелась возможность примирения истца с должником. Должник, не использовавший шанс помириться со своим мучителем, находился в заточении 60 дней. Три раза подряд в течении двух месяцев в базарные дни должников вели к претору на комиций с надеждой о выкупе долга. На третий базарный день их либо продавали в рабство, либо казнили. Казнь была изощренной: человека рубили на части, обычно четвертовали, и циничной: «но если отсекут больше или меньше, то пусть это не будет вменено им [в вину]».

Обычай казнить, как исключительно особый, практически не применялся и был уничтожен. А в 326 году до нашей эры было отменено и долговое рабство. На смену ему пришла имущественная ответственность.

Последнее правило в третьей таблице отменяло какие-либо сроки исковой давности по искам, касающихся измены. Такие иски были бессрочны.

Таблица IV устанавливала некоторые правила семейных отношений.
Проблема уродства при рождении решалась просто – младенец лишался жизни.
Попытки отказаться патерфамилиас (главой семейства) от сына делала последнего с третьего раза свободным, но бесправным.
Жена безвозвратно изгонялась из дому только с вещами, принадлежащими ей.
Безусловное утверждение децемвиров, о том, что человек рождается только на десятом месяце, могло стоить вдове, родившей на одиннадцатом месяце после смерти мужа, длительной судебной тяжбы. Такое зачатие могло признаваться незаконным, если имелись доказательства того, что умерший не являлся отцом.

Таблица V была продолжением темы предыдущей таблицы.
Совершеннолетние женщины в силу своей легкомысленности состояли под опекой. Тем не менее, весталки, по положению относившиеся к жреческому сану, от опеки освобождались.

Вещи манципированные (геs mancipi, т.е. вещи, купленные при 5 свидетелях; как правило, к ним относились недвижимость, земля и другие недешевые предметы), принадлежащие женщине, находящейся под опекой агнатов, не могли быть приобретены в собственность лицом, непрерывно и открыто владеющим на протяжении длительного времени (в Риме от 5 до 30 лет, в зависимости от статуса вещи). В современной цивилистике такой способ получения в собственность вещи называется приобретательной давностью. Исключением являлась передача вещей самой женщиной с согласия опекуна. Кстати, обычай манципации много древнее законов ХII таблиц.
Значительная часть пятой таблицы была посвящена вопросам наследства.
Завещание, в случае смерти, предусматривало не только распоряжение имуществом, но и право опеки в отношении подвластных лиц. Агнаты становились опекунами тогда, когда они не были указаны в завещании.
То, что сегодня мы называем наследованием по закону, в Риме определялось как строгое соответствие порядку очередности распределения имущества по наследству. Если наследодатель не имел подвластных лиц и не указал определенного наследника, имущество брал ближайший агнат. Если агнатов не имелось, собственником становился сородич (единоплеменник). В таком же порядке возлагалось бремя попечительства над умалишенным, расточителем и их имуществом.

Особые отношения строились между бывшим рабом (вольноотпущенником) и его патроном. Вольноотпущенник еще долго оставался под покровительством патрона. Чаще всего у него не было средств к существованию, да и психологически он тяжело воспринимал новое положение свободного человека. Наследство вольноотпущенника переходило к бывшему патрону тогда, когда он, не имел подвластных лиц и не завещал все оставшееся после себя имущество. Гнев богов (посылали проклятья) должен испытать патрон, навредивший своему клиенту.

Новеллой по тем временам являлось правило о переходе долгов на наследников пропорционально их долям в наследстве.

Раздел наследства в судебном порядке осуществлялся по правилам искового производства.

Таблица VI

Слово – дело. Совершая, в присутствии 5 свидетелей и весовщика (весодержателя), вербальную сделку купли-продажи, в том числе обеспечивая ее закладом (залогом), достаточно покупателю было произнести слова, подтверждающие заключение договора: «Я, Гораций, беру эту вещь и плачу за нее 5 ассов». Роль весовщика заключалась в свидетельствовании бросания ассов на весы, что символизировало уплату денег. Молчание продавца означало согласие на покупку. От слов покупателю отказаться было нельзя. Тот, кто в последствии отказался от слов, подвергался штрафу размером вдвое превышающую сумму сделки. Отказавшиеся от свидетельского участия или действий весовщика, утрачивали право навечно быть ими. Отказ от права собственности на вещь также проводился публично в присутствии претора в судебном порядке.

Срок предъявления иска по спорным сделкам, где предметом была земля, устанавливался сроком в два года, по остальным вещам – в один год.
Женщина могла быть вольной «ночной птицей». Женщина, нежелающая находиться под опекой мужа и отрицающая власть мужа как таковую, «должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею]».

Спор за право обладать вещью происходил в присутствии претора. Спорящий должен был владеть искусством красноречия, чтобы убедить претора в своей правоте. Вещь, удерживаемая предполагаемым собственником («наложить свою руку на вещь»), сопровождалась торжественной речью с приведением обстоятельных фактов, указывающих, что спорный предмет принадлежит только ему и никому другому.
Собственник, «прораззявивший» бревна или жерди, использованные вором под строительство дома или посадки виноградника, лишался права истребования их обратно. Однако он мог предъявить иск против нового собственника о компенсации ущерба в двойном размере от стоимости утраченного имущества.

Таблица VII

Определились и с правом использования чужой вещи, что в последствии классики римской цивилистики назовут сервитутом.

Построенное здание должно было обеспечивать обход вокруг него шириною не менее двух с половиной футов.

Правила по определению границ между соседями римские мужи, как утверждает римский юрист Гай, полностью «скачали» из законов Солона. Вырыт ров – значит ни ногой к соседу. Ставишь забор – отступи от границы соседского участка на один фут, если строишь дом – на 2 фута, копаешь яму или могилу – на их глубину, колодезь – на 6 футов, сажаешь оливу или смоковницу – на 9 футов, а по прочим деревьям – на 5.

Особое отношение граждан Рима проявлялось к hortus (огороженное место; чем-то напоминает русское слово хутор), обозначающее принадлежность к отцовскому имуществу. Такое место защищалось законом весьма усиленно. Если собственник земельного придорожного участка не определил его границы забором, всякий желающий мог проходить и проезжать где угодно. Альтернатива была: мостить дорогу камнем, выдерживая размеры, шириной 8 футов, и на поворотах – 16 футов. «Если протекающий по общественной земле ручей или водопровод, дождевая вода причиняли ущерб частному владению», собственник имел право предъявить иск. Межа шириною в 5 футов не могла быть приобретена по срокам непрерывного владения.

Личный сервитут удовлетворял все прихоти соседей. Тень от деревьев не должна мешать соседскому участку. С этой целью деревья на высоте 15 футов обрезались. Не мог служить оправданием и ураган, склонивший ветви деревьев на соседский участок. А вот желуди, упавшие с дерева соседа на свой участок, собирать можно. И не только. Как гласило 7 правило из VIII таблицы, «если желуди с твоего дерева упадут на мой участок, а я, выгнав скотину, скормлю их ей, то по закону XII таблиц, ты не мог предъявить иска ни о потраве, ибо не на твоем участке паслась скотина, ни о вреде, причиненном животным, ни об убытках, нанесенных неправомерным деянием».

Спор о границах земельных участков решался с участием 3 посредников.
Два последних правила в этой таблице касались обязательств и наследства. Так, переход права собственности при купле-продаже, если покупатель не мог уплатить покупную цену, в обязательном порядке обеспечивался залогом или поручительством.

Наследодатель, завещавший свободу рабу, обязывал последнего уплатить наследнику 10 000 сестерциев. Последующее отчуждение наследником бывшего раба в принципе было невозможно, он получал обещанную свободу. Покупатель в виде компенсации получал 10 000 сестерциев.

Самая объемная Таблица VIII.

Она содержала в себе большую «порцию» жестоких уголовно-правовых норм.

За сочинение либо исполнение клеветнической и позорной песни в отношении гражданина Рима полагалась смертная казнь.

«Око за око» предписывал древний обычай, органично вписавшийся в VIII таблицу. За причиненный физический вред потерпевший причинял такой же вред, если примирения не происходило. Переломал кости, заплати штраф в 300 ассов свободному человеку, раб стоил дешевле – 150 ассов. За обиду, повлекшую нравственные переживания, и того меньше - 25.
Животное, причинившее ущерб, передавалось потерпевшему либо ему возмещалась стоимость причиненного ущерба.

Ой, как римляне боялись ворожбы! Поэтому и установили запрет на перенос чужого урожая на свой участок. Непонятным только остается, как можно было установить такую магию. За потраву или воровство урожая предавали смерти. Причем за тайное уничтожение урожая полагалась более тяжкая смертная казнь, чем за убийство человека. Несовершеннолетнего «подвергали бичеванию, или присуждали к возмещению причиненного вреда в двойном размере».

За поджог дома или расположенных рядом снопов хлеба преступник наказывался более изощренно. Виновного заключали в оковы, затем секли и казнили, если преступление было преднамеренным. Вина уже тогда предусматривала 2 формы - преднамеренно (умышленно) и по неосторожности (случайно). Вторая ограничивалась возмещением ущерба.
За умышленную вырубку чужих деревьев платили штраф в размере 25 ассов.
Кража, в зависимости от обстоятельств и от того, как она совершена, каралась следующим образом.

Ночью вора убили, и правильно сделали. Днем зови народ на помощь, если вор угрожает оружием. Вора, пойманного с поличным, секли и отдавали потерпевшему, чтобы тот в дальнейшем определил его судьбу. Раба, уличенного в краже, после сечи сбрасывали со скалы.

Однако только претор мог установить наказание для несовершеннолетнего: либо телесное наказание, либо возмещение с них убытков.
Проводился обыск с целью отыскать ворованную вещь. Укрыватель вещи прямо не признавался вором. При обыске он должен был стоять держа в руке чашу и из одежды иметь только повязку, прикрывающую интимные места. Найденную вещь изымали, а укрыватель платил штраф в тройном размере от стоимости вещи.

Могли вора и не поймать, тогда подозреваемый обвинялся, и при наличии доказательств суд решал взыскать двойную стоимость вещи. Точно также подвергался наказанию и хранитель вещи, если вещь, сданная на хранение, не возвращалась.

Приобретение краденой вещи по давности владения запрещалось.
До принятия законов ХII таблиц отношения займа регулировались «кто на что горазд». Процент был таков, что бедному плебсу открыть свое земледельческое дело было весьма проблематично. Таблица VIII сказала «нет» такому беспределу, и установила 1 процент в месяц и не более. С ростовщика, предоставляющего денежные ссуды, где заёмщик платил очень высокие проценты, взыскивали сумму в четырехкратном размере, превышающем сумму полученных процентов.

Опекуну за расхищение имущества подопечного присуждали денежную компенсацию в двойном размере от стоимости этого имущества.
Уличенный в лжесвидетельстве сбрасывался с Тарпейской скалы.
Охрана общественного порядка также вписалась в правила: ночные сборища категорически запрещались, и все соглашения между членами сообществ по проведению различных мероприятий не должны были противоречить спокойствию граждан Рима ночью.

Попытка к отравлению или отравление разбиралось самым тщательным образом. Необходимо было привести убедительные доводы по тому, что называлось ядом, «ибо и лекарства являются ядом».

Таблица IX

Публичные отношения тоже необходимо было зафиксировать. Римский гражданин занимал особое положение по сравнению с плебеями, поэтому решение о смертной казни решалось в центуриатных комициях. Однако следующее правило, в противовес сказанному, устанавливало равенство между плебсом и гражданами Рима.

За взятку судье или посреднику при разрешении спора последним назначалась смертная казнь.

За исполнением смертной казни должно наблюдать специальное лицо, именуемое уголовным квестором.

То, что мы сегодня называем пропагандой войны, в Риме определялось как подстрекательство к войне. За это, и за выдачу римского гражданина врагу полагалась смертная казнь.

Смертная казнь назначалась только и только судом.

Похоронные церемонии отразились в Таблице X.

Остались записи Цицерона, интересно описывающего погребение в Риме.

«Другие предписания Двенадцати Таблиц, ограничивающие расходы «на погребение и оплакивание умершего, в общем перенесены в них из законов Солона. «Сверх этого,– говорится там,– ничего не делать». «Костра не выравнивать топором». Продолжение вы знаете; ведь мы в детстве заучивали законы Двенадцати Таблиц как обязательную песнь; ныне никто не заучивает их. И вот, ограничив расходы изготовлением трех головных покрывал и пурпурной туники и платой десятерым флейтистам, закон упраздняет неумеренное оплакивание: «Во время похорон женщины не должны ни царапать себе щек, ни испускать воплей [lessus]». Древние истолкователи Секст Элий и Луций Ацилий говорили, что они не вполне понимают это место, но предполагают, что «лесс» – особая одежда для похорон; Луций Элий же думает, что это – какое-то горестное рыдание, как показывает само слово. Такое объяснение кажется мне более правильным потому, что закон Солона именно это и запрещает. Такие указания похвальны и одинаково относятся и к богатым людям и к плебсу. Это вполне сообразно с природой: со смертью имущественное различие уничтожается.

Законы Двенадцати Таблиц упразднили и другие обычаи при похоронах, усиливавшие проявления горя. «Костей умершего не следует собирать, чтобы впоследствии устроить похороны». Исключение допускается для случаев смерти на войне и на чужбине. Кроме того, в законах говорится: что касается умащения (бальзамирование –прим.авт.) тела умершего – обязанности рабов,– то оно упраздняется, как и всякое круговое питье. Ведь это упраздняется с полным основанием и не было бы упразднено, если бы не существовало в прошлом. Обойдем молчанием запрет: «Да не будет ни дорого стоящего «окропления, ни больших венков, ни кадильниц». Но вот свидетельство того, что награды за заслуги распространяются и на умерших: закон велит без опасений возлагать венок за доблесть и на останки того, кто его заслужил, и на останки его отца. И это, думается мне, потому, что в честь одного человека нередко несколько раз устраивались похороны и несколько раз постилалось ложе. И вот законом было определено, чтобы и этого не делали. И так как в этом законе говорится: «И да не приносят золота»,– то обратите внимание на то, с какой добротой другой закон делает оговорку насчет этого: «Если у человека зубы соединены золотом, то, если его похоронят или предадут сожжению вместе с этим золотом, да не будет это вменено в вину». Одновременно обратите внимание и на то, что «похоронить» и «предать сожжению» были понятиями разными».

К тому, что Цицерон когда-то назвал «продолжение вы знаете» следует добавить то, что покойника нельзя было в городе ни хоронить, ни сжигать. Связано это было, прежде всего, с заботой о нераспространении всякого рода эпидемий. С той же целью запрещали устраивать погребальный костер или могилу на расстоянии ближе, чем 60 футов от принадлежащего собственнику здания.

Стать собственником места захоронения или места сожжения трупа по приобретательной давности нельзя.

В 449 году до н. э. консулы Валерий и Гораций провели в интересах плебеев еще три закона. Подтверждались неприкосновенность личности народных трибунов, - право апелляции к народному собранию осужденного патрицианским магистратом на смерть или телесное наказание гражданина, и самое важное - решения плебейских собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Через пять лет (444 г. до н.э.) закон Канулея признал законность браков плебеев с патрициями и, тем самым, заложил основы для слияния богатой плебейской верхушки с патрициями в одно сословие.
Вообще семейные отношения в Риме строились на «древних отеческих нравах». Если грек женился для того, чтобы иметь потомство, римлянин брал жену в качестве подруги и помощницы. Развестись было очень легко, однако, первый развод, по преданиям, произошел в 234 г. до н.э., т.е. через 217 лет после принятия Таблиц.

Предполагается, что это были Таблица XI и XII , история возникновения которых такова.

В конце первого года правления децемвиры сочинили 10 таблиц и выставили их для всеобщего обозрения. Аппий Клавдий ( не путать с Аппием Клавдием –цензором, проводившим в 312 г.до н.э. реформы и построившим водпровод и мощенную дорогу, получившую название Аппиева дорога), который слыл ярым защитником плебса, был инициатором того, чтобы в комиссию по составлению еще двух таблиц попали его друзья, из числа патрициев и плебеев. Стремление Аппия попасть в комиссию, объяснялось тем, что на время работы децемвиров, последние были единственными правителями Римского государства. Возглавив остальных децемвиров, Аппий сбросил маску преданного друга плебса. Мнения сената игнорировались, принимались крайне жестокие судебные решения, и, что самое страшное для плебса, принятие остальных таблиц задерживалось.

Возможно Аппий и замышлял стать единоличным правителем Рима. Но его подвела любовь к женщине. Вместо того, чтобы принять закон, отменяющий запрет на брак между патрициями и плебеями, Аппий пошел путем интриг и заговоров.

Влюбившись в плебейскую девицу Вергинию, Аппий подкупил друга объявить Вергинию рабыней, якобы похищенной в детстве. Рассматривая спор между отцом девушки и выдуманным хозяином, исполняя обязанности судьи, присудил последнему Вергинию. Отец, не выдержав такого беспредела, пронзил сердце дочери ножом, таким образом, спасая ее от позора.
Все плебеи поднялись не только на защиту отца девушки, но и чтобы отомстить за обиду женщины. Аппий скоропостижно бежал с Форума, а затем, чтобы не являться на суд, покончил собой.

Консулами Валерием и Горацием власть трибунов была восстановлена с правом принимать законы.

Кроме того, Таблица XII регулировала уже известные нам отношения.
С целью обеспечить возврат долга разрешалось вещь захватить. В современном гражданском праве так регулируется процесс удержания. Кредитор удерживает вещи до тех пор, пока не будет исполнено обязательство.
В Риме еще были сильны традиции жертвоприношений. Поэтому такое удержание регулировалось в строго определенных случаях, связанных с первобытными обычаями: если куплено животное для жертвоприношения, а покупная цена не уплачена, а также если не представлено вознаграждение «за сданное в наем вьючное животное, с тем условием, чтобы плата за пользование была употреблена им на жертвенный пир».

За преступление, совершенное рабом или подвластным лицом, и породившим ущерб была предусмотрена альтернатива. Домовлыдыка или собственник раба платил ущерб, либо виновный передавался потерпевшему. Естественно, все решалось в судебном порядке через подачу иска.
Существовало и подобие судебной экспертизы. Спор, где предметом была поддельная вещь, рассматривался при участии трех посредников, читай экспертов. Заключение посредников являлось окончательным. Принесший подделку возмещал ущерб в размере двойного дохода, полученного при продаже спорной вещи.

Пожертвование храму спорной вещи не допускалось. Гай указывает, что нигде не выяснено, должен ли штраф в размере двойной стоимости вещи уплачиваться государству или тому лицу, которое заявило притязание на данную вещь.

Вот и все законы.

Законы XII таблиц стали образцом последующей систематизации законов. Потому что, на мой взгляд, - это единственный из древних правовых актов, отличавшийся лаконизмом и чёткостью. Во всяком случае, они послужили базой дальнейшего установления определенного порядка уже писанных норм, а также новых отношений, требующих закрепления в определенные правила. Законы XII таблиц зафиксировали частную собственность и узаконили рабство. Всякое посягательство на частную собственность каралось, виновных подвергали смертной казни.

Бросается в глаза доминирующий объем норм, регулирующих имущественные сделки и способы их обеспечения. Частно-правовые отношения становились двигателем публичных.

Семейные отношения строились на главенстве домовладыки (патерфамилиас).

Дальнейшая судьба первого римского правового акта неоднозначна.
В 80-60-е годы IV в. до н. э. Рим продолжает оставаться «ареной битвы» между патрициями и плебеями. Народные трибуны Секстий и Лициний добились еще более значимых уступок от патрициев. По закону Лициния - Секстия патрициям было запрещено оккупировать более 500 югов (125 га) земли.
Вопрос долговой кабалы решался с переменным успехом. Полной отмены долговой кабалы не произошло. Но уплаченные проценты высчитывались из основной суммы долга, а оставшаяся часть выплачивалась на льготных условиях в течение трех лет.

И, наконец, в 326 г. до н.э. по закону трибуна Петелия, долговая кабала для римских граждан и членов их семей была отменена. С этого времени для римских граждан вводилась имущественная ответственность. Рабом мог стать только военнопленный.


Рецензии