Отсутствие сострадания

Одна дзен-буддийская притча:

Жила в Китае старая женщина, которая больше двадцати лет кормила одного монаха. Построив ему небольшую хижину, она содержала монаха, пока тот медитировал. Наконец она спросила себя, каких же успехов он за это время достиг.
Чтобы выяснить это, она заручилась помощью девушки, богато наделенной страстью. “Пойди и обними его, — сказала она, — а потом неожиданно спроси: “Ну, и что теперь?””
Девушка отправилась к монаху, без особых затруднений приласкалась к нему и спросила, что он намерен с этим делать.
— Старое дерево одиноко растет зимой на холодной скале, — поэтично ответил монах. — Нет здесь нигде тепла. — Девушка вернулась и рассказала, что слышала.
— И подумать только, что я двадцать лет кормила этого человека! — сердито воскликнула старая женщина. — Он не проявил ни внимания к твоей потребности, ни намерения объяснить твое состояние. Он не был обязан отвечать на страсть, но по крайней мере был должен высказать хоть какое-то сочувствие.
Она немедля отправилась к хижине монаха и сожгла ее дотла.

О чём эта притча? О Сострадании? И Да и нет. Как часто ища в других сострадание, мы не видим отсутствие его в нас самих.
Давайте прочтём её между строк:
Эта притча о чудовищном развитии в себе чувства собственной правоты, которое разъедает всё то, что нам кажется Благими накоплениями. Старая женщина, взяв на себя обязанности по содержанию бедного монаха, хотела скопить заслуги для очищения кармы, однако само её намерение, как бы ни казалось на первый взгляд благим, на самом деле было ни чем иным, как раздуванием своего смутного чувства"я". Поэтому, через 20 лет, она решила, что уже достаточно скопила добродетельных заслуг и пора избавляться от надоедливого монаха. Она решила, что поднялась так высоко, что имеет право экзаменовать своего содержанта и сконструировала ситуацию ложной подставы, которая должна была стать оправдательным вердиктом к её прекращению обслуживания монаха. Монах, не о чём не подозревая повёл себя естественным образом, что и послужило для старой женщины тем самым условием, которого она и искала. Любая его реакция на подделку стала бы для неё опорой для выполнения задуманного решения. Она манипулировала понятием Сострадания, будучи сама в неведении к этому понятию. Поэтому она и сожгла хижину, якобы наказав монаха. На самом же деле её раздутое чувство собственной правоты сожгло её иллюзорный путь выхода из сансары.
Притча действительно говорит об отсутствии Сострадания, но не у монаха, а у старой Женщины, взявшей на себя право -- судить монаха. Но в большей степени притча рассказывает о ложных представлениях о скоплении заслуг и о взращивании чудовищного ЧУВСТВА СОБСТВЕННОЙ ПРАВОТЫ на почитании своего смутного чувства"я".

28.04.2015г.


Рецензии
Любопытная притча, Марина. И в целом я согласен с Вашим комментарием.
Но можно посмотреть на эту ситуацию и под другим углом.
Ведь 20 лет общаются монах и женщина и она не замечает в нём никаких серьёзных перемен. Либо она так невнимательна, либо он всё держит в себе, либо - такое тоже возможно - не произошло в нём особых перемен.
Женщина устраивает ему провокацию, а он этого не замечает.
Никаких мудрых слов для девушки он не находит...
Так на что ушли эти 20 лет?
С уважением,

Томас Твин   18.12.2019 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо за Ваши мысли, Томас.
Я думаю. что монах образно и мудро ответил девушке. Отказав ей, он был честен и не проявлял грубости. Он не обязан был исполнять её желания. К тому же, он обучался не у этой женщины, а лишь принимал её подаяния. Монахи часто жили на подношения мирян. Его Путь был направлен на постижение Небесных учений, а не на мирское бытие. Женщина, изначально дававшая ему кров и хлеб, была далека от учения и лишь хотела скопить заслуг, чтобы в будущем приблизиться к учению самой, но взяла на себя и обязанности судьи, причём таким каверзным методом.(Не может -же первоклассник экзаменовать старшеклассника.) Если ей по истечении 20 лет, стало жалко своих подношений, то ни честнее было бы прямо сказать ему, что больше содержать его не будет.А, ей хотелось прекратить всё более эффектно, чтобы своё нежелание спрятать под его несоответствием. Но, экзаменовать монаха может только монах более высокой реализации(лама, священник), а не взявший на себя его содержание.

Марина Тигра   18.12.2019 19:36   Заявить о нарушении
Марина, Вы хорошо чувствуете дух буддизма, а я это учение уважаю, но по незнанию не проникаюсь и замечания мои - замечания дилетанта.
На мой взгляд путь индивидуального внутреннего совершенствования должен пролегать в стороне от людей. Уж если принимаешь подношения мирян, изволь в какой-то форме оплатить их. Или уходи в пустынь и питайся акридами.
Мне как-то понятнее православные отшельники, которые уходили в скит и питались от трудов своих. Да ещё и возвращались, накопив мудрость, чтобы поделиться ею с простым людом (как старец Зосима) В монастыре монахи обеспечивали себя и даже что-то продавали. Получали, конечно, церковную десятину, но лечили, учили, библиотеки собирали...
Ну это так, по верхам...
С уважением,

Томас Твин   18.12.2019 21:22   Заявить о нарушении
В буддизме есть не малый список Святых(реализованных) подвижников. Подавали монахам не просто так. Молитвы и духовные практики монахов любой конфессии и являются той отдачей, что не видно глазу, не слышно уху, но действенно в тонком мире гораздо более, чем любое человеческое действие, потому что это магия доступная только упорно учащимся. Подавать монаху считается не только совершением блага на примитивном уровне, но, и очень зачётным в Небесных сферах. Поэтому в областях, где проповедовался и проповедуется буддизм -- подать монаху -- большая удача,для подающего, даже если этот монах и не многого добьётся. Но там где спасётся один монах, спасутся вокруг тысячи людей."Спасутся" -- слово православное. В буддизме говорят: освободится от сансары. Монаху не обязательно уходить в уединение. Кому-то доступно и находясь среди людей постигать истину.Тут нет общего правила, как в христианстве, хотя и там на высших уровнях монахи практикуют разные послушания. Общая лишь цель. И ещё интересный факт. Как в христианстве, так и в других направлениях до цели доходили часто покинувшие церкви и храмы,подвижники. А, потом уже,после реализации, были подтянуты конфессиями в качестве Святых под свои своды.
С уважением.

Марина Тигра   18.12.2019 21:56   Заявить о нарушении
Кстати, о лечении буддистскими монахами и сейчас много можно найти информации.Буддисты , одновременно с излечением, обязательно дают обучение, как более не заболеть той или иной болезнью.

Марина Тигра   18.12.2019 22:00   Заявить о нарушении
Спасибо, Марина, за разъяснения. Благодаря Вам буддизм стал чуть понятнее.
Приятно иметь дело со сведущим человеком.
С уважением,

Томас Твин   18.12.2019 22:07   Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Томас. На вашей странице я нахожу для себя много нового, интересного и поучительного. Мы не можем знать всего, поэтому что каждый двигается по каким-то своим траекториям мысли и информации. А когда есть возможность соприкоснуться с тем, что почти не попадается на собственном пути, это очень расширяет вИдение.
С Уважением.

Марина Тигра   19.12.2019 12:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.