А вы держали в руках снегиря?

   Прочитала недавно в газете «Вечерняя Москва » статью о птицах в городе.  Про снегирей, считаю из личного опыта, там не совсем верно написано:  «Живет в парках и скверах. Обычные семечки не ест. К человеку относится осторожно, приманивать кормом бесполезно».
   Живут снегири в лесу.  Но, может быть, в больших московских парках для них находятся укромные места, как в настоящем лесу? Летом снегирь практически не попадается на глаза, так как совершенно самостоятельно находит себе пропитание вдали от человеческого жилья. А вот в холодное время года при недостатке корма мы и видим этих красивых птичек.

   Каждый год с наступлением холодов, когда выпадает снег и до весны исчезают насекомые, я вывешиваю за кухонное окно кормушку. Делаю ее из прозрачной двухлитровой бутылки из-под подсолнечного масла, прорезая ее насквозь внизу и предполагая, что сразу две птички с двух сторон в «окошках» могут клевать семечки, наивно приписывая птицам человеческое дружелюбие и терпимость! Ан нет! Они не желают терпеть конкурента.
Чаще всего на кормушку с утра прилетают синицы. Синицы по каким-то ими установленным правилам поочередно схватывают семечко и отлетают с ним на ветку. И если кто-то порядок нарушает, то законный очередник агрессивно открывает клюв в сторону нахала. Если я еще не насыпала семечек, позволяя себе по зимнему времени встать попозже, они собираются на ветках лиственницы, протягивающей их к самому окну, и требовательно тренькают.

   Но вот появляются группкой разной численности, возрастающей от раза к разу (птицы делятся информацией?), снегири. Румяные красавцы самцы и скромные серые с розоватым отливом самочки. Самки снегирей уверенно чувствуют себя в полном своем праве и  никому не уступают места в кормушке, пока не насытятся – ни самцам снегирям, ни синицам. Они лущат семечки прямо в кормушке, не заботясь о том, что скорлупа смешивается с полными семенами. Все время, пока в кормушке снегири, синицы с недовольным треньканьем ждут на ветках своего часа.
Имея обзор в прозрачной кормушке, птицы не беспокоятся о своей безопасности. И даже довольно скоро привыкают к тому, что с подоконника за ними взволнованно наблюдает моя кошка, невольно попискивая от невозможности поймать добычу. При этом у нее непроизвольно мелко трясется подбородок. Птицы словно понимают, что для кошки они недоступны, и перестают обращать на нее внимание, ну а для нее это зрелище, по-видимому,  вроде передачи ТВ «В мире животных». Кошка с утра занимает место зрителя в первом ряду, пока ее не отвлекут кошачьим кормом.

    Самое удивительное происшествие случилось тогда, когда снегири привыкли каждый день прилетать на кормушку, зная, что найдут там семечки. Кошки тогда у меня еще не было, и я могла иногда держать открытой небольшую форточку в кухне. Однажды я отварила пару яиц для салата, очистила их, поставила блюдце с яйцами на подоконник остудить и вышла из кухни. Спустя полчаса увидела незабываемую картину: два ярких красногрудых снегиря деловито расклевывали яйца! От неожиданности я громко позвала мужа посмотреть. Эх, что бы было дать им насытиться и тихонько сфотографировать! Пропал кадр. Снегири дружно встрепенулись и вылетели в форточку.

    Но это еще не всё. Вот думаю – неужели птицы действительно могут делиться информацией? В этот же день я, подходя к кухне, услышала какой-то непонятный шум. Обследовала холодильник, плиту, чайник, но ничего не обнаружила. Шум как будто доносился с подоконника, на котором стояла микроволновка. Оказалось, что между окном и микроволновкой бьется ... снегирь! Не иначе, до него дошли слухи о вареных яйцах! Я пожалела птичку, проникнувшись ее паническим страхом, и схватила кухонное полотенце, чтобы накинуть на снегиря и побыстрее выпустить его в форточку. Но щель между окном и микроволновкой оказалась довольно узкой, а сам снегирь никак не мог сообразить, как выбраться из западни. Тогда я поймала его голой рукой. Удивительное чувство я испытала – теплое мягкое тельце живого снегиря у меня в руке! Вряд ли еще когда-то я буду держать в руках снегиря. Но надо быстрее отпустить его на свободу, пока у него сердце от страха не разорвалось. И я выпустила птицу и захлопнула форточку.
   
    Вот такие примечания у меня к газетной статье о снегирях.

    Кстати, на кормушке моей «пасутся» иногда такие птицы, которых я никогда и не видывала. Нарядные чечетки с красной шапочкой на голове. Зеленушки – полностью зеленые птички размером с воробья, но с довольно мощным клювом. Никто от семечек не отказывается – голод не тетка. И только большие стаи хохлатых свиристелей к кормушке не подлетают, в сотый раз обследуя ветки лиственницы, склевывая на них какие-то сухие бугорки.


Рецензии
Душевно.
В руках младший внук норовит
от большой любви задушить кого угодно,
если вовремя не углядишь и не остановишь.

Василий Овчинников   18.04.2020 10:12     Заявить о нарушении
:)) Сразу вспоминаются любимые детишками кошки и котята в их руках!

Ксения Шамшурина   19.04.2020 16:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.