Подождём конца дня

Трудно объяснить причины того, что важнейший государственный акт об изменении порядка наследования в русском императорском доме держался в строгом секрете. И когда с неожиданной смертью (или уходом) Александра I надобность в нем возникла, знали о нем считанные лица, в основном из царской семьи, да и то не все. Большинство начальствующих лиц, как и народ, были уверены, что власть императора после бездетного Александра приемлет цесаревич, наследник престола, его брат и друг, Константин Павлович, наместник императора в царстве Польском. Во всех церквях огромной страны при богослужениях имя Константина, как цесаревича, произносилось сразу после императорской четы. И никто, кроме нескольких лиц (матери Александра, Марии Федоровны, Александра,  его жены Елизаветы Алексеевны, самого Константина, Николая Павловича, его жены Александры Федоровны, может быть, еще двух-трех человек) не знал о том, что Константин отказался от престола и новым императором должен был стать Николай Павлович. Иными словами, никто не воспринимал Николая как цесаревича. Попытки Александра I  приучить подданных к тому, что они могут оказаться под властью Николая без опубликования государственных актов, привели к негативному эффекту. Оставшись за Александра на хозяйстве (Константин был в Варшаве), Николай успел поссориться с целым рядом крупных сановников, генералов и с гвардией, над которой он осуществлял мелочную опеку.

Знал обо всем этом и младший Павлович, великий князь Михаил, хозяин великолепного Михайловского дворца, теперь Русского музея. В 1822 году ему рассказал об этом сам Константин, пригласив его к себе в Мраморный дворец в Питере. Тем более интересны воспоминания Михаила о произошедших событиях, записанные с его слов бароном М.Корфом. Углубляться в эти воспоминания не будем. Сделаем короткую выжимку из них, как представляется, интересных для читателей.

Итак, в ноябре 1825 года Михаил гостил у старшего брата Константина в Варшаве. Он, может быть, был единственным благодарным слушателем Константина, любившего рассказывать о бабушке Екатерине Великой, Михаил родился после ее смерти, об отце Павле, об участии Константина в суворовских Италийском и Швейцарском походах, о событиях войн с Наполеоном. За это Константин его очень любил, и они часто встречались.

Надо сказать, что Михаил всерьез не отнесся к откровению брата 1822 года и продолжал считать его наследником престола. Вот такая ситуация наблюдалась даже и в императорской семье.

Что же произошло дальше. Забегая вперед, скажем, что Михаил проявит себя как наиболее дальновидный человек из всей семьи. Но обо всем по порядку.

Гостя у брата, Михаил заметил необычную суету вокруг, печаль на лице Константина, непрерывное прибытие и убытие гонцов. Тот отшучивается. Но, наконец, все выясняется. Император России Александр I скончался. Замечу, гонцы с депешами о болезни императора направлялись одновременно и в Петербург, и в Варшаву.

Константин собирает свое окружение. Все обращаются к нему как к императору. Он протестует. Готовит новые письма к матери и Николаю об отречении и посылает с ними в Петербург не кого-нибудь, а Михаила, чтобы никто не сомневался в их подлинности и в том, что Константин принял твердое и неизменное решение не принимать трон.

Дорога из Варшавы в Петербург была длинной, малообустроенной. И путешествие Михаила, несмотря на все усилия, заняло приличное время, с 26 ноября по 3 декабря. Уже в пути Михаил узнал о том, что Николай, царская семья, Петербург приняли присягу Константину Павловичу. Теперь в церквях имя Константина произносят, как имя императора Всероссийского. Изготовляются и рассылаются портреты по городам и весям огромной империи. Иностранные послы гораздо быстрее, чем русские гонцы, извещают о новом императоре свои страны. Уже идут соответствующие поздравления. Михаил в ужасе: «Что будет при второй присяге другому лицу», - не выходит у него из головы.

Наконец, он примчался в Петербург, в столицу империи, присягнувшей императору Константину Павловичу. К нему тотчас приезжают Николай и военный губернатор Милорадович. Но Михаил ничего им не сообщает до свидания с матерью, а она, как на грех, встала поздно и долго не выходит из своей опочивальни. В коридорах Зимнего огромное скопление народа. Вопросы Михаилу сыплются один за другим. Как здоровье императора? Как скоро ждать его в Петербург? Михаил, как может, уворачивается. Особенно сложным был для него вопрос, а принял ли он присягу Константину. К счастью, наконец, его допускают к матери. Он все ей рассказывает. Она первая прочитывает письма, присланные Константином. По городу быстро распространяются слухи. Похоже, Михаил не присягнул Константину. В царской семье что-то затевается. Уж не хотят ли они лишить нашего законного императора Константина  власти. Михаил находится в ложном и тяжелейшем положении. Выясняется, что Николай уже послал Константину письма с выражением верноподданейших чувств и поздравлений по случаю восшествия того на престол. И теперь надо ждать ответа Константина. В любом случае, для успокоения общества от Константина хотелось бы получить Манифест об отречении. Но тогда Константин должен  был признать себя императором. А став императором, немыслимо было ему после отречения оказаться на царстве Польском, чего он больше всего желал. Одним словом, обстановка совершенно запуталась и в центре клубка оказался Михаил Павлович. Было ясно, что долго прятаться от всех ему не удастся. Принимается решение Михаилу снова ехать в Варшаву, чтобы прояснить ситуацию до конца.

Но Михаилу совершенно ясно, что брат Константин решения не изменит, никаких Манифестов не подпишет, ограничится новыми письмами старого содержания. Поэтому Михаил останавливается на полпути в Варшаву и ожидает дальнейшего развития событий. И они последовали. 13 декабря в Ненкале он получает известие о том, что 14 декабря начинается присяга императору Николаю, на которой необходимо его незамедлительное присутствие. На заседание Государственного совета Михаил не успевает. Прибывает уже к новому Государю во время присяги. В городе все спокойно. Николай говорит: «Ну, ты видишь, что все идет благополучно, войска присягают, и нет никаких беспорядков».

«Дай Бог, - отвечает великий князь, - но день еще не кончился».  А матери, также радующейся благополучному разрешению кризиса, он говорит: «Подождем конца дня».

авторы       Андрей Михайлов      Игорь Тычинин      


Рецензии
Эх, вот был бы я талантливее и имел большие знания, с радостью написал параллельную историю, «что бы было, если бы на трон сел Константин». Замечательно рассказали. С уважением:—)) удачи в творчестве:—))

Александр Михельман   05.02.2022 19:19     Заявить о нарушении
Чем больше я читаю материалов, тем лучше начинаю относиться к Константину. Хотя у него были и жуткие поступки, увы...

Игорь Тычинин   05.02.2022 20:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.