О чистейшей из целей

О чистейшей из целей.

Уже на самых первых страницах своей Логики Гегель делает разъяснение нам о том, что благость- добро может быть истинно познано только в сопоставлении с злом, также свет и его истина познается лишь при наличии тени и тьмы, и там, где последние уничтожены сам этот чистый и безразличный свет есть только ночь (см. Г. Гегель «Наука Логики») Логический вывод, который из этого следует при рассмотрении политической экономии заключается в том, что невозможно постичь истину «коммунизма» там, где "капитализм" уничтожен. Истинный коммунизм исчезает в своей безразличности при уничтожении капитализма. Нет положительного, трудового класса, при вырождении отрицательного и бездельного класса, нельзя понять, что есть продукт без товара и что есть труд без капитала. Другими словами "тезисы коммунистов" о некоем состоянии «Общества», где "капитализм" совершенно исчез, где осуществилось царство продукта, безденежных отношений, и нравственность общества сделалась столь исключающей аморальность, что даже классы, как в феноменологическом и духовном, так и в формально имущественном отношении более не существуют, а в силу названных качеств и государство исчезло в своей обессмысленности и безразличности, - данные тезисы, выдаваемые иногда, у "коммунистов" за некую совершенную мудрость, на деле и с точки зрения диалектики представляют собой ни что иное, как противоположность её, то есть глупость, подобную ночи тотального и безразличного света.

Так, если внутри человека не станет противоположности между его сознанием, духом и его плотью, то человек как таковой просто исчезнет. Также и с государством: противоположность должна сохранять себя. По соответствию с человеческим естеством в государстве возможен рост самосознания его граждан; в этой связи,- отмирание репрессивных и костных образований, оживотворение институтов и наводнение их творческим энтузиазмом, однако, желание совершенства, тотальности и исключения всякой возможной костности, плоти, денег, товара само по себе предполагает опасность в связи с возможной утратой самой этой тенденции, опустошением воли к осуществлению этой "чистейшей цели", ибо рождение воли и энтузиазма есть результат сопротивления костности и раздвоению.

Гегель поэтому и говорит, что государство лишённое различения несовершенно:

«Так понимаемый рассудок обнаруживает свое присутствие во всех вообще областях предметного мира, и совершенство предмета непременно предполагает, что принцип рассудка занимает в нем место, принадлежащее ему по праву. Государство, например, несовершенно, если оно не знает определенного различия сословий и занятий и если различные по своему понятию политические и административные функции еще не развились в особые органы, подобно тому как это, например, имеет место в развитом животном организме с различными функциями ощущения, движения, пищеварения и т. д.» (Г. Гегель "ЭФН 1 Том")

"Суть дела исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, и не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением; цель сама по себе есть безжизненное всеобщее, подобно тому как тенденция есть простое влечение, которое не претворилось ещё в действительность; а голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию" (Г. Гегель "найти")


Рецензии