Королева-сосна. Сказка и не сказка

     Все знают, что выдавать другим секреты и тайны, которые только вам доверил друг или подружка, нельзя, потому что они перестают быть секретами и тайнами.  А своими  личными  секретами, если они сами просятся, чтобы их кому-нибудь предали – пожалуйста, делись с кем угодно.
     Так вот, мальчики и девочки, мальчишки и девчонки, у меня есть секреты и тайны, которые просятся, чтобы я их выпустил на свободу, они уже не хотят  быть секретами, и я решил раздать их всем вам. В том числе и взрослым, которые любят секреты и сказки.
     На вашем Земном Шаре...  Кстати, отгадайте загадку: вам всем ваши мамы дарили подарки; а какой самый большой и самый дорогой подарок подарила вам мама?
     Не отгадали.
     Открываю вам первый секрет. Самый дорогой и самый большой подарок каждому из вас ваша мама сделала, когда вы были ещё совсем крохотными, это - Земной Шар! Ещё он называется – планета Земля. Заметьте: не игрушку, не школьный глобус,  не дом, в котором вы живете; не улицу, по которой ходите в детсад  или в школу; не город или село, в котором стоит ваш дом; даже не страну, гражданами которой станете, когда вырастете, а весь огромный Земной Шар. Вы об этом не помните, потому что он – самый первый подарок от мамы. Мы  все по этому Шару ходим, ездим на машинах, летаем вокруг него на самолётах.
     Когда мы ходим по нашей Земле, мы не замечаем, что она круглая, потому что мы слишком малы по сравнению с ней.
     Если вам кто-то скажет, что это неправда, что не дарила вам мама такого подарка, не верьте. И не спорьте. Мама вам, как и все другие мамы своим детям, подарила Земной Шар. Он обыкновенный, и волшебный, потому что один на всех, и одновременно у каждого - свой, личный. И на нём много разных чудес
    Я, например, свой Земной Шар вижу своими глазами, слышу своими ушами, трогаю своими руками, топчу своими ногами. И он совсем не такой, как у вас. Потому что у каждого из  нас свои глаза, и они видят всё хорошо, но по-разному, уши тоже хорошо слышат, но - по-разному.
    Мамы подарили, но забыли вам об этом сказать, или вы не услышали, когда вам мамы об этом говорили, ещё не умели слушать.
    А теперь вы знаете. И когда вырастете, поймёте, зачем он вам, такой большой, интересный  и красивый, или об этом вам расскажут ваши мамы, папы, бабушки и дедушки.
    Напоследок даю вам совет: ни перед кем не хвастайте своим Земным Шаром. На ваше хвастовство вам могут ответить:
    - Ну и что, мне мама тоже подарила Земной Шар, он  лучше, чем у тебя.
    И что на это ответишь? Он  прав, но не совсем. Потому что у каждого из нас наш Земной Шар лучше, чем у других.
     Но я с этим секретом сам себя перебил (я знаю, что не хорошо перебивать человека, когда он говорит, но сам себя часто перебиваю), когда начал рассказывать эту историю. Поэтому начинаю снова. На Земном Шаре множество разных чудес. Об одном из них – этот рассказ.

     На вашем Земном Шаре есть большая страна, которая называется Сибирь. Это большая, богатая и красивая страна.  Там текут широкие и многоводные реки, в которых плавает разная рыба, там есть высокие горы, там полно дремучих лесов, где бродят разные звери, и есть леса, которые называют тайгой. Есть озёра, и есть болота, есть широкие поляны, на которых растут всякие разные ягоды. Там бывают такие морозы, что солнце сквозь густой туман выглядит мутным белым пятном, хотя в голубом небе ни облачка. Там бывают вьюги и метели, и вся она зимой засыпана белым-белым снегом, как будто накрыта большой белой простыней. И в это время там очень короткие дни.
    Зато летом там бывают белые ночи, когда солнце не заходит за горизонт, не наступает темнота, и стоит такая тишина, что не хочется кричать или громко говорить, чтобы не разбудить её, эту тишину.
    А ещё там живут сильные, красивые и добрые люди – сибиряки.
    Я там был, полюбил эту страну навсегда, и никогда её не забуду.
    Однажды ранним утром, на рассвете, я ехал из города в дальний поселок на машине по широкой дороге. В одном месте была развилка – широкая дорога продолжала бежать дальше, а мне нужно было на  этой развилке свернуть и дальше  идти пешком, километра три. Машина остановилась, я вышел и зашагал. Там была протоптана колесами машин и гусеницами вездеходов узкая дорожка – две глубокие колеи среди высоких снежных сугробов.
    Я медленно пробирался по этой дороге, прошел уже половину пути, и остановился передохнуть. Солнце уже взошло, и медленно  катилось светлым мячиком по верхушкам сосен и ёлок тайги слева от дороги. А справа от дороги белела чистой простыней бескрайняя равнина.
    Впереди, метрах в ста, я увидел на этой равнине одинокую сосну. В  стороне от дороги и не далеко от неё; она выделялась темно-зеленым круглым пятном на снежно-белом полотне пустыни.
    Таких сосен я раньше не видел. Ни в тайге, где они высокие, голые, с хвойными ветками только высоко у верхушек, тесно сгрудившиеся. Ни в сосновом бору, где у них нижние ветки тоже обломаны, а голые стволы на закате солнца кажутся золотыми, из червонного золота.
    Это сосна, которой может позавидовать любой дуб, такая у неё крона – круглая, как шар, и густая, как бороды у восточных мужчин. Настоящая королева сосен. Эту  крону как будто держали в руках могучие ветки, выросшие  из толстого стола.
    Я не ошибся, когда назвал её королевой сосен. Потому что, когда приблизился к ней метров на пятьдесят, я увидел на ней…корону. Да еще какую! Таких корон нет у людских королев. Эта корона была из многих тысяч бриллиантов. На каждой иголочке висел крошечный  бриллиант и играл на солнце всеми своими гранями, всё время меняя цвет. Бриллианты медленно разгорались, светились ярко, а потом как будто так же медленно гасли, меняли цвет, и снова разгорались волшебным светом.
    Я подумал, что это сосна поворачивается на одном месте, чтобы показать себя в своей  короне со всех сторон, но понял: королева неподвижна, это солнце, кувыркаясь на верхушках таёжных сосен, медленно совершает свой путь и освещает, показывает корону с разных сторон. Я стоял, завороженный этим волшебством, пока не почувствовал, что начинаю мёрзнуть. Пришлось продолжить свой путь мимо этой сосны. Я шел и оглядывался, а она продолжала играть на солнце всеми своими бриллиантами.
    Я как будто побывал на празднике.
    И хотел кому-нибудь рассказать про королеву и её бриллиантовую корону. Только не нашел слов. А потом вспомнил: никакое волшебство невозможно передать словами, даже если ты - круглый отличник по языку и литературе, и победитель на литературной олимпиаде. Потому что это – волшебство, и его можно нарисовать, описать, передать только другим волшебством.
    А после полудня, возвращаясь той же дорогой, я увидел королеву… без её короны. Она стояла так же неподвижно, была вся темно-зеленая, и отбрасывала большую густую синюю тень на белый, сверкающий на солнце снег. И уже не было никакого праздника. Конечно, все праздники заканчиваются,  люди занимаются своими делами, и ждут новых.
    
    Таким же утром на следующий день я снова шел по той дороге, и снова увидел королеву сосну...в её короне. И всё повторилось. Все бриллианты были на местах и светились таким же волшебным светом. А после полудня сосна была снова без короны. Конечно, такую тяжелую корону из многих тысяч бриллиантов ни одна королева долго не продержит на своей голове. И она вчера её сняла, чтобы завтра снова надеть, покрасоваться и всем её показать.
    У каждой королевы есть слуги – пажи, фрейлины, которые ей помогают одеваться к приёму иностранных гостей, или к военному параду, или к обычному королевскому балу. Так заведено издавна во всех королевствах.
    У королевы – сосны тоже есть слуги. Один из них – солнце, пусть он  будет пажом королевы - сосны. Когда оно освещает утром её украшения, их медленно нагревает, и греет сильнее, когда перестает кувыркаться на верхушках сосен и ёлок, и поднимается вверх. Тогда уже бриллиантов не видно. На каждой иголке висит – обыкновенный прозрачный ледяной шарик. Нагретый солнцем шарик начинает таять и взмывает вверх, к солнцу, в виде незаметного пара. Так растаивает вся корона. Королева отдыхает, освободясь от груза тысяч льдинок - бриллиантов.
    Но паж-солнце, выполнив свою работу, уходит за горизонт, сдав смену фрейлине - ночи. А вместе с ночью приходит мороз – ещё один подданный королевы. Он крепчает, частички пара, поднявшиеся днем в небо, от холода жмутся друг к дружке, чтобы согреться, и становятся уже капельками воды, которые тяжелеют и падают вниз. А там их подхватывают иголки сосны-королевы. Капельки превращаются в льдинки-шарики, примерзшие к иголкам, и висят на них до утра.
    А утром всё начинается сначала!  И так продолжается весь апрель, пока днем светит яркое солнце, а ночами приходят морозы. Все эти украшения – весенний  наряд королевы. Зимой на неё фрейлина - ночь и мороз часто надевают белую пушистую шубку из инея. и тогда она утром - настоящая Снегурочка.
    Но есть у неё и летний наряд. И тоже очень красивый. Я видел и его. Но об этом – впереди.

    Мне не терпелось рассказать кому-нибудь про то, что я увидел, поделиться праздником, но рассказать было некому, и я стал рассказывать себе, тренироваться, чтобы меня поняли и смогли бы представить эту тихую, но яркую игру бриллиантов на иголках сосны.
    И ничего у меня не получалось. Рассказ получался каким-то тусклым и скучным. Я знаю очень много разных слов, но не находил нужных. Я долго старался, но ничего не получалось. И я понял – волшебство изобразить словами невозможно. Зато его можно передать по-другому, например, звуками музыки. Потому что они, эти звуки – тоже волшебство. Написал же великий Бетховен музыку к полярному сиянию. Мне стало жаль, что я не умею играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, и не могу сыграть это волшебство.
    Может быть, кто-нибудь из вас выучится, станет композитором и напишет такую музыку. Сосна –королева всё еще стоит на том месте, где я её увидел, и стоять будет долго. Все деревья живут долго, если их не спиливают и не срубают.   

    И всё-таки, как эта королева оказалась одна-одинёшенька на большой равнине, невдалеке от тайги, где густой толпой сгрудились её сёстры – сосны и ёлки? Этот вопрос донимал меня время от  времени, перебивая другие мысли.
    Возвратясь под вечер на дорогу, с которой сошел утром, я дождался автобуса, сел в него и поехал домой. По дороге задремал, согревшись, и вот что мне привиделось во время  этой дрёмы.
      
    Давным-давно, лет сто назад, а может быть и больше, на самом краешке сибирской тайги родилась сосна. Тоненький  стебелёк проклюнулся из песчаной почвы и потянулся вверх. На  нём уже были нежно-зеленые иголки, ещё не колючие, а как перышки у птичьих птенцов. Потом этот первый стебелёк станет верхушкой большой сосны. Стебелёк рос, становился уже не стебельком, а стволом, ещё маленьким, но уже крепеньким. Из него по бокам прорастали другие стебли, тоже с иголками. Из них вырастут ветки, и уже расти они будут не вверх, а наклонно, как у всякого дерева. Из них образуется густая крона, скрывающая от всех ствол сосны.
    Когда этот соснёнок еще не стал сосной, он между стволами стоящих вокруг взрослых сосен разглядел светлую равнину, простирающуюся вдаль, видел синее небо, зеленую траву на равнине, и ему стало скучно и душно в тесном окружении старых сосен. Они обступили его тесной толпой, у них были голые стволы с обломанными ветками, а не обломанные ещё, но уже облысевшие, ветки цеплялись к малышке и царапались. А однажды во время сильного урагана одна сухая сосна стала с треском падать, и чуть не придавила ещё совсем юное деревцо. Хорошо, взрослые сосны своими верхними ветвями затормозили её падение и направили немного сбоку. Но соснёнок сильно испугался, и ещё больше загрустил.
    «Неужели я тоже вырасту такой худой и длинной, с ветвями только высоко в небе, а ствол будет совсем голым и некрасивым, как у моих соседок; и мне нужно будет всё время тянуться вверх, чтобы разглядеть, что там вокруг?» - думал он.
    Нет, ему не понравилась такая жизнь, скучная и неинтересная. И он стал размышлять, как ему отсюда выбраться – туда, на равнину. Только ничего ему не придумывалось. А время, хоть и медленно, но шло. Он просил помощи у пробегавших зайцев, у прыгающих по веткам полосатых бурундуков, но никто его не слышал, потому что у сосен нет голоса. А время шло. Для того, чтобы дальше расти, ему уже нужно было больше воды, которую он сосал своими корешками из почвы, поэтому отрастали новые, крепли и плотно вцеплялись в песок, чтобы твердо стоять на земле.
    «Ещё немного, и корни не дадут мне оторваться от земли» - с тоской думал он. Но не сдавался. Стал просить помощи у солнца, но оно только тихо смеялось, просил помощи у ветра: - ветер, подхвати меня и унеси на поляну! Но ветер только шумел и ерошил кроны деревьев. И противно целыми днями гудели комары. И он уже стал терять надежду, но по ночам мечтал, как он будет стоять на равнине, а вокруг  зелень, нежные цикламены и другие цветы, ветерок  отгоняет комаров, будут щебетать птицы и вить гнезда на ветвях в его кроне.
 
    И помощь пришла. Мечта соснёнка сбылась, осуществилась. И совсем не оттуда, где он её искал.
    В дело вмешалась Хозяйка Тайги. Медведь, как известно, Хозяин Тайги. Но он управляет зверями и животными, которые там водятся, следит за порядком, чтобы всем было хорошо. А Хозяйка Тайги занимается делами  деревьев и кустарников. Распоряжается, где расти соснам и ёлкам, а где кедрам и лесным орехам– фундуку, где лиственницам, берёзам и осинам, а где ягодам и грибам. И тоже, чтобы всем было хорошо.
    Медведя можно увидеть, а Хозяйку Тайги не видел никто. Её только можно почувствовать, да и то не всем, а тем, кто всю жизнь проживает в тайге. Она сказочная, как всем нам знакомая Баба Яга, только совсем не Баба Яга.
    Так вот,однажды вечером Хозяйка Тайги призвала к себе трёх таёжных фей, они, как лесные феи, только на службе у Хозяйки Тайги. Призвала, распорядилась:
    - Сегодня ночью, когда этот неугомонный соснёнок крепко уснёт, перенесите его аккуратно на равнину, и там оставьте.
    - А далеко уносить? – спросила старшая фея.
    - Нет, оставьте на краю болота, на песке, пусть видят его таёжные сосны и ёлки, и чтобы он все время видел, и не забывал свою семью.
    И феи выполнили это задание. Когда утомленный своими мечтами соснёнок, наконец, крепко уснул, они аккуратно, чтобы не повредить, выдернули корешки из песка, и вынесли его из тайги  на равнину.
    И поставили рядом с болотом, закопав корни в песок. Соснёнок и не проснулся, так осторожно феи выполнили всю работу. А утром, проснувшись, он увидел себя на бескрайней поляне, удивился и обрадовался. И уже через несколько часов почувствовал себя не жалким и беспомощным соснёнком, а юной сосенкой, которой предстоит вырасти и стать королевой-сосной. И она старалась. Крепко вцепившись в почву корнями, она росла и вширь, и ввысь. Её не смогли повалить сильные ветры, молнии в грозу ударяли в болото рядом, и ни одна не причинила ей вреда. И выросла такой красавицей, которой позавидовал бы любой дуб, если бы оказался рядом. Такой я её и увидел. Такая она стоит там и сейчас. Если сильно-сильно мечтать, мечты сбываются.   
    Вот такую сказку мне кто-то нашептал, пока я дремал в автобусе. И я рассказал её вам точь-в-точь такой же.

    А теперь про летний наряд королев, о котором я обещал рассказать.
    Однажды летом я гулял в небольшом леске, уже далеко-далеко от Сибири. Там были разные деревья, и сосны тоже. Время было – еще не вечер, но солнце уже склонялось к закату. По небу плыли белые облачка, мчались, как будто наперегонки. И с ними вместе гуляла тучка, небольшая, снизу серая, как мышь, а сверху в белой опушке. Пролетая мимо, вздумала, видно, пошалить. И брызнула быстрым дождиком, густым и мелким. Он шел минут пять, не больше. Окатила водой весь лесок, громыхнула негромким добродушным громом без молнии (как будто рассмеялась своей шутке), и улетела.
    Я тоже был весь промокший, зонт не взял с собой, и спрятаться было некуда. Да и тучка так быстро нашалила, что поздно  было убегать куда-то под крышу. И хорошо, что я не убежал. Когда вышло солнце, я увидел на рядом стоящей сосенке такие же капельки-бусинки на каждой иголочке, как и на той сибирской сосне-королеве. И они также переливались разноцветными оттенками, светились,  как бриллианты. Я любовался этой игрой света на дождинках, пока солнце не село, и эти огоньки-звездочки не погасли.
    И я подумал, что сосна – королева в далёкой Сибири летом также надевает свой такой же роскошный наряд. Ведь все королевы, что ни говори, родственницы, и людские, и все другие. И все они, почему-то любят наряжаться одинаково. Наряжаются в то, что им идет, что им к лицу. То, что идет, скажем, вишне, не пойдет ни дубу, ни сосне. А на вишне не увидишь сверкающие бриллианты.
Зато в мае месяце каждая вишенка, как невеста в белом свадебном наряде, который так ей идёт!

    Я уже хотел закончить свой рассказ, но опять сам себя перебил. Дело в том, что мне пришла мысль. Сосны, которые сгрудились вплотную друг к дружке, длинные, худосочные, с голыми стволами и пучком хвои на макушках, конечно не королевы. Но на их иголках тоже  каждым солнечным утром в апреле играют  бриллиантами льдинки-висюльки.
    Но видят их игру, возможно, только птицы. А у них, у птиц, не спросишь - не ответят. Я представляю эту картину, какая же там красота! Огромное бескрайнее море тайги переливается разноцветными огнями в лучах утреннего солнца, а мы этого не видим. Но увидеть можно. И способов, как увидеть, очень много. Только мы не хотим, потому что не знаем, даже не догадывались об этой красоте. Наши старшие люди изобрели и сделали столько всевозможной техники, что мы с её помощью тоже можем сделать и открыть очень много всего. А сколько ещё волшебной красоты на нашей планете, которую мы ни разу не видели!
    Раз уж я себя перебил, перебью снова, ещё одной загадкой.
    Какое самое лучшее  и самое интересное занятие для каждого человека? Только не называйте любимое, или то, что нравится, потому что сегодня нравится одно, потом оно надоедает, и начинает нравиться другое, а потом третье, и так далее.
    Трудная загадка, да? Даю отгадку. Самое лучшее и самое интересное занятие для всех людей, для больших и маленьких, для детей и взрослых – это учиться. В детском саду, в школе, в институте и университете, на работе, везде и всегда. Только оно – это занятие, станет любимым и будет всегда нравиться, что бы ты ни делал, если научишься учиться. Научиться учиться нам помогают – наши мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитательницы в детском саду, учителя в школе, преподаватели в институтах и университетах, на работе старшие товарищи, которые стали мастерами.
    Если научился учиться, учеба становится легкой, приятной и даже нужной, и ты будешь учиться всю свою жизнь, и открывать тайны, которые ты не знал, и даже те, которые никто ещё не знал. А их – тайн так много, что хватит на всех. Вот, пожалуй, и всё.
    Мне очень хочется увидеть, как под утренним солнцем играет бриллиантами огромное море тайги. И звучит такая же прекрасная музыка. Хотя бы на экране телевизора.      
    


Рецензии
Дорогой, Стас! Не хотела Вас беспокоить, но... Очарована, околдована...
Обожаю Вас читать, всё по моей душе. Эта прекрасная, добрая и умная сказка. И для меня тоже самое лучшее - это учиться, чем с радостью и удовольствием занимаюсь всю жизнь. А завтра попрошу Наташу сыграть мне на пианино мой любимый вальс Александра Сергеевича Грибоедова, такое желание после прочтения Вашей трогательной сказки, сегодня поздно и Наташа спит, завтра ей на работу.

Стас! Смотрим известия о Донбассе со слезами, позавчера смотрела с замиранием души концерт посвящённый молодогвардейцам, давно не бывалое и очень верное событие! Все жертвы юных молодогвардейцев и сегодняшние на Донбассе Святые. Действительно, "Смертью, смерть поправ". Они невидимо встают перед нами на зашиту правды, чести и человеческого достоинства, и учат стойкости перед врагом.
Молюсь за Донбасс и Россию!
Всего Вам доброго добрый, добрый, умный, Стас! Храни Вас, Господь!

С уважением,
Татьяна Мильде

Татьяна Мильде   29.09.2022 00:58     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Таня. Очень рад, что Вам понравилась «Сказка и не сказка» и еще рад тому, что в это тяжелое время мы не утратили вкус к чтению, к музыке, интерес к происходящему, не меркантильно эгоистический, а сочувствующий и отвергающий морально то, что не согласуется с понятием ДОБРО. Значит – живы, значит – не утратили вкус к жизни.
Кстати, я тоже всю свою сознательную жизнь учусь и испытываю удовольствие открывать новые, ранее неведомые мне истины. И я не понимаю до конца выражение «Многая знания - многая печали».
Зато пришел к выводу, что современное школьное образование занимается немного не тем, чем оно должно заниматься. Ведь большинство детей – любознательные исследователи, неугомонные «почемучки». А уже в начальных классах школы любознательность испаряется, а «почемучки» превращаются в скучающих особей, не очень заинтересованных в приобретении тех знаний, которые им дает школа.
Считаю, что сами дети в этом не виноваты. Где-то кроется причина того, что вчерашние исследователи резко теряют вкус к этому занятию.
И вот теперь излагаю мысль, которая давно засела у меня в голове; дошкольные образовательные заведения и школы должны научить каждого ребенка учиться. И тогда, я уверен, он будет учиться всю жизнь, и научится отвергать ложные знания, которыз всегда было – пруд пруди.
Правда, я не знаю, как это сделать, но это знают настоящие учителя, они этим занимаются на каждом своем уроке.
Эту тему можно продолжать и продолжать, но сейчас я остановлюсь до лучших времен, и попробую изложить свои соображения в полном объеме в статье.
А лучшие времена уже на пороге. ДНР уже де-факто субъект РФ, а завтра станет им де-юре. И начнется новая жизнь с совершенно иной перспективой. Я несколько раз бывал в Краснодоне, посещал музей Молодой Гвардии. Нынешний Глава ДНР Денис Пушилин на том торжественном концерте памяти Молодой Гвардии предложил вернуть в школьные программы по русской литературе книгу Фадеева «Молодая Гвардия». Предложение было встречено аплодисментами.
В заключение хочу пожелать Вам и Наташе только добра и счастья.
До новых встреч
Стас.

Стас Новосильцев   03.10.2022 00:05   Заявить о нарушении