Закон как ресторанное меню, деньги и цена головы

«Русская Правда» - из которой я делаю выписки, относится к середине XIII века. Напоминаю читателям, что пишу я в веке XXI-м. И вот почему – много воды утекло, но мало что изменилось за эти века. «Гуманно-демократическая» система при которой чего угодно можно делать, существовала и существует во всём мире. Были бы деньги.

  Уголовный кодес наших далёких предков выглядел  всё равно как ресторанное меню, где цена указана на любой проступок. И каждый, согласно указанной цене, мог выбирать себе любое дело по карману.

К примеру: 1. «Если придёт на двор (то есть в суд) человек в крови или синяках, то свидетелей ему не искать, а обидчик пусть платит продажи* – три гривны».

  Отметим, что гривна не равнялась нашему гривеннику и этот мордобой не оценивался в тридцать копеек, не то все ходили бы с расквашенной мордой. Гривна – это был кусок серебра около одной трети фунта.

  Любой штраф шёл в пользу князя, хотя били и не его! Однако кое на чём мог подработать и пострадавший, согласно пункта 2.

  2. «Если кто поранит другому руку и рука отпадёт или отсохнет, или поранит ногу, глаз или нос, то платить виру** – двадцать гривен, а потерпевшему десять гривен».

  А вот выписка из той же «Русской Правды», записанной в «Новгородской летописи»:

  «Если убьют купчину немца в Новгороде, то за голову десять гривен».

  Столь унизительно низкая цена за голову иностранного специалиста в дальнейшем, правда, была доведена до сорока гривен, и убийство интуристов, видимо, стало не всем по карману и не всем доступна, но всё же цена была немного бльше, чем удар чашей или рогом по отечественной морде.

  «Если кто убьёт княжеского конюха, повара или подъездного – сорок гривен за голову».
 
  «Если кто убьёт княжеского тиуна (приказчика, судью, дворецкого) – двенадцать гривен.»

  Судя по данным ценам, интллигенция мало ценилась в те времена. Конюхи и повара стоили несколько дороже. Кражи и ограбления также оплачивались всевозможныи  денежными штрафами. Особо наказывались конокрадство и поджог.  Эти два злодеяния карались «потоком и разграблением». То есть обвиняемого изгоняли из дома и  «всем миром» разграбляли его имущество.

  В общем, денежный штраф являлся единственным возмездием за всякое преступление. И, конечно, такой закон, действующий в течение многих столетий, без сомнения, отличным образом обработал сознание у людей, - кто имел побольше денег, тот мог не только своим ближним разбивать морды жердью или там чем угодно, но мог и убивать их и делать всё, что ему заблогорассудится: закон стоял на страже всевозможных мелких его интересов и душевных потребностей. И я полагаю, что и в наше время так, где слишком почитается богатство – это высокое, гордое сознание остаётся неизменным.

  Конечно, до революции и в нашей стране любой богатый гражданин с лёгкостью мог освободиться от самых тяжёлых обвинений. И, например, преступления богатых и влиятельных помещиков никогда почти даже и не выявлялись наружу.  Поскольку денежные взятки и связи не доводили дело до суда.

  Итак, если господин закон столь почтительно и робко относился к людям, имеющим деньги, и деньгами можно было оплатить всякое своё преступление, то сами посудите, что тяга и стремление к деньгам были (и есть) весьма серьёзным делом. И, действительно,  в этом смысле люди сильно преуспевали и в этом деле, можно сказать, доводили (и доводят) свою фантзию до крайних пределов возможного. Но тут, так  сказать, мораль у них сильно раскололась. С одной стороны, нужно было хапнуть деньги для того, чтобы жить «честно» и быть в безопасности от превратностей жизни, а с другой стороны, добыча денег почти всегда была (и есть) связана с преступлением. Тут можно и растеряться. Поэтому бедняга человек, награбив деньги и сразу забывши обо всём, лепетал (и лопочет) высокие слова о совести и чести и писал (и пишет) об этом законы, а до этих пор вполне мог (и может) с лёгкостью зарезать родного папу, чтобы воспользоваться его имуществом. И, скажем прямо, такое  сильное стремление к деньгам было (и есть) таким, что никакое другое дело не могло (и не может) хотя бы сколько-нибудь с ним равняться. То есть никаких преград не существовало (и не существует) для достижения денег. В смысле добычи денег – это ужас что делалось (и делается) на протяжении всей истории.

  В своё время известный историк Карамзин так сказал: «Если б захотелось одним словом выразить что делается в России, то следует сказать: воруют».

  Однако мы не будем, конечно, говорить о профессиональных ворах и грабителях, так сказать специалистах по доставанию денег, - дело это повседневное и мало удивительное. Но я обращаю внимание ваше, читатели, благосклонное внимание на почтенных и высокопоставленных фигур нашей страны, воровство и грабежи которых очевидны.

  Стремление к деньгам – это одна из самых сильных и могучих страстей, которые потрясли и потрясают человечество. И эту сильную страсть государство отлично умело (и умеет) использовать для достижения своих мелких нуждишек. И если, например, нужно было поймать какого-нибудь государственного преступника, первое, что делалось (и делается), - обьявлялась цена за его голову. Чуть не на каждой странице истории имеются цены на ту или иную голову.

  Например, однажды римский диктатор Сулла (83-й год до нашей эры) захватив власть в свои руки, приказал истребить всех приверженцев своего врага и соперника Мария. А для того, чтобы никто не избег этого, Сулла, будучи большим знатоком жизни и человеческих душ, назначил необычайно высокую цену за каждую голову. Он обьявил, что за каждого убитого он заплатит по двенадцать тысяч динариев(около пяти тысяч рублей золотом). Эта высокая цена столь подействовала на воображение граждан, что (история рассказывает) «убийцы ежечасно входили в дом Суллы, неся в руках отрубленные головы. В общем, больше двух тысяч голов было доставлено Сулле в течение нескольких недель. (прим. автора: В сравнении с Порошенко, развязавшем бойню на Донбассе, Сулла просто козявка).

  Полвека спустя (43-й год до нашей эры), когда цена за голову скакнула  выше, произошла такая резня, что кажется, мир не знал ничего подобного. А именно – Римский консул Марк Антоний, после убийства Цезаря предназначил к смерти триста сенаторов и две тысячи всадников. И, идя по стопам господина Суллы, объявил, что будет платить высокую плату, с тем чтобы объявленных в списках уничтожили в короткий срок. Цена за голову действительно назначена была поразительно высокая – двадцать пять тысяч динариев (около восьми тысяч рублей золотом). Рабам же, чтобы понимали своё низкое положение при убийстве высоких господ, полагалось меньше – тысяча динариев. Тут страшно представить, что произошло. История говорит, что сыновья убивали своих отцов. Жёны отрубали головы спящим мужьям. Должники ловили и убивали на улицах своих кредиторов. Рабы подкарауливали своих хозяев. И все улицы были буквально залиты кровью.

  Цена действительно слишком уж высокая. По моему мнению, - в течение месяца люди перебили бы друг друга, если бы государство продолжало так платить.

  Однако история знает ещё более высокую цену. Так, например, за голову знаменитого Цицерона, величайшего из римских ораторов, было назначено пятьдесят тысяч динариев. Эта отрубленная голова была торжественно поставлена на стол. И жена Марка Антония, эта бешенная и преступная бабёнка, проткнула язык Цицерона булавкой, говоря: «Пусть он теперь поговорит».

  Но самая высокая цена была назначена за голову английского короля Карла I. Его выдали за четыреста тысяч фунтов стерлингов (около четырёх миллионов). Но тут, пожалуй, меньше нельзя было взять: два государства усердно торговались в течение месяца. И Шотландия, куда бежал Карл, выдала его Англии, поступившись своими христианскими взглядами за четыре миллиона. Карлу I отрубили голову.

  Деньги были (и есть) форменным образом вместилищем всякой человеческой пакости. И не редко самые тёмные дельцы, имея деньги, всплывали (и всплывают) на поверхность государственной жизни и распряжались ( и распоряжаются) судьбами целого государства. К примеру, знаменитый бандит, спекулянт и самый беззастенчивый авантюрист шотландец Лоу (1716 год), сколотивший себе тёмными средствами несколько миллионов, был назначен во Франции генерал-контролёром финансов.

  Читатель,  я думаю, что поразмыслив в делах нашего времени, мы найдём немало подобных назначений.

* "Продажей" назывался штраф за преступлениев пользу князя.
**"Вирой" назывался штраф за убийство.


Рецензии
Сейчас всё наоборот .. "Кое у кого" было желание дать ЛЮБЫЕ деньги Французам за НЕВЫДАЧУ бывшего Министра финансов Подмосковья Кузнецова . Обрубить "нити"и не подрывать "стабильность" ..
"Умерла - .. так умерла" .

Иванов Андрон   14.12.2019 10:42     Заявить о нарушении
Уважаемый Андрон, прочёл все ваши работы. Как мне видится, все затронутые вами моменты имеют место быть в современной действительности.

Избранная вами метода преподнесения материала, на мой взгляд, несколько затруднительна для понимания читателям не искушённых в вопросах хитросплетения общественного развития.
Безусловно, каждый вами изложенный факт мне интересен и подталкивает на более серьёзное ознакомление, за что я Вас благодарю, как и за отзыв на мой очерк "Закон как ресторанное меню, деньги и цена за головы".

Михаил Ханджей   14.12.2019 12:14   Заявить о нарушении
P.S. Иванову Андрону: Довожу до вашего сведения - Кузнецову 14 лет тюрьмы присудили. И на этом "нити" не обрубили, так как бывший Министр финансов Подмосковья грабил не один.

Михаил Ханджей   19.12.2019 08:00   Заявить о нарушении
На Руси всегда надо начинать с Царя! - http://www.proza.ru/2019/12/03/839

Владимир Потаповский   09.01.2020 18:01   Заявить о нарушении