Уроки хореографии

 В галерее Института, проходя мимо многочисленных картин, радующих тем, что всегда есть люди, занимающиеся творчеством, особенно в такое неспокойное время, я издалека увидала сияющую, как солнечный зайчик, светлую «фреску». Подойдя ближе, минуя другие творческие сюжеты (да простят меня авторы), я почувствовала душевное сияние, радость и нежность, исходящую от этого изображения.

 На «фреске», как я моментально дала название этой картине, была фигура девочки пяти-шести лет с милым чистым взором, с едва угадывающейся улыбкой, как приветом из дальней дорогой дали/, минувшей, но повторившейся сегодня...
Здесь маленькая воспитанница хореографической школы, в пуантах. Урок, видимо, окончен. Но возможно перерыв, на который был допущен местный кот, гуляющий например, по закоулкам театра (хореографический класс может быть при театре), и он всеобщий любимец, знатный крысолов. В такую забавную минуту мы застаём парочку героев. Рыжий друг, играясь с ребёнком, цапнул коготками правую косичку, и распустилась косичка, отлетел бантик; котик не остановился на этом и опрокинул вазу с цветами. Вот он и спрятался застенчиво за спиною юной танцовщицы, его любименькой подружки.

Котик уверен в себе, несмотря на шкоду; его гордость – это выразительный пушистый хвостик сибирской породы, оплетенный девочкиной ленточкой с бантиком. Ах, проказник! Не зря он вытянулся в струнку, робея от угрозы строгого порицания, а то, гляди, и запрета на прогулки по балетному залу.
Посмотрите, ленточка – отзвук далёкой эпохи 60-70-х годов, а то и раньше, когда девочкам заплетали косички лентами, а не разнообразными резинками, как в нашей современности! Элемент истории, маленький и незаметный, но вполне откровенно говорящий о богатом внутреннем процессе, происходящим в душе автора, задумывающего полотно и воплощающего его постепенно шаг за шагом, слой за слоем масляной, не сразу сохнущей, краской, полотно, требующее медленного кропотливого многодневного труда и творчества. Милая юная душа художницы, взрослой женщины, смотрит на нас с картины, повторяясь в маленькой девочке, служащей, безусловно, реальной моделью для автора.

Розовый слоник с фантастическим хоботком в нижнем углу справа символизирует мечты. Они здесь, с нами в детстве, очевидно не совсем, не всегда реализуемые в зрелом возрасте, но мечты светлые, наивные, иногда смешные и нелепые, но такие чистые и добрые, какие могут быть только в ранние годы. Мечты священны в нас, они прячутся в глубинах души, и не всем удаётся их воплотить в силу различных непреодолимых препятствий, или потому что проснуться и суметь преобразовать фантастические формы детства в реальные ощутимые плоды зрелости, не каждому дано. Будем желать людям уметь это делать. Пусть придуманный несуществующий в природе облик животного не воплотил в точности того, что желалось, но он дорог и любим.

На картине есть дерево бонсай – символ просветления, глубинного понимания искусства. И это, возможно, совпадение, но возможно в балетном классе на самом деле есть такое растение. Или автор поместил эту деталь со своим особым смыслом, взяв его образ из другого времени и места, чтобы лучше раскрыть свой замысел. Загадка...

Сцена полотна в движении, запечатлён момент динамики, что прекрасно. Девочка прибежала к нам счастливая, придерживая пушистого друга. Такая картина не формальный, принадлежащий массовой культуре забавный рисунок, который можно купить в канцтоварах, для девчонок любого возраста. Я полагаю, что это необыкновенная фреска – окно в мир высоких смыслов, любви, исторического оптимизма и надежды.

В картине, вероятно, есть ещё много загадок, едва угадывающихся мыслях, которые, уверена, так или иначе воплощаются в других картинах автора.
Истинный художник всегда стремится синтезировать в своих полотнах разноудалённые элементы эпохи, в которой он живёт всю жизнь, и как я догадалась, образ девочки вмещает в себя и внутренний мир художницы, и его модель.
 
Луч добра и вечности, переданный из дальних времён, дан нам на хранение с тем, чтобы передать его будущему. Надеюсь, я сумела почувствовать душу автора, такую юную и такую добрую и любящую, тонко чувствующую живой мир.
Один известный человек сказал примерно такие слова:
Традиции – это живой огонь, который передаётся из рук в руки, а не поклонение пеплу. Я согласна с таким тезисом, и считаю, что живопись, а в данном случае эта прекрасное полотно, уместно привести как некий пример.
Отрадно, что в коридорах Института и теперь для студентов и сотрудников открывают художественные галереи, где есть достойные образцы живописи, отражающие глубокую символическую действительность, а не копирование (пусть и честное, старательное, за что конечно же благодарность) – копирование видимой части нашей окружающей среды, общества, природы.

Надеюсь, это чудесное изображение достойно будет стать, и я сама мечтаю об этом, обложкой в какой-нибудь романтической книге.

Niy


Рецензии