Тяжёлая атлетика 6. Признание

        Моя тяжелоатлетическая карьера развивалась успешно. Непрерывно прогрессировали результаты тренировок. В своем полусреднем весе я обеспечивал необходимые места и баллы для команды. Пришло признание, правда, пока внутри города. Когда я возвращался на рабочее место после поездок, мне приходилось отвечать на вопросы, принимать поздравления, о которых сотрудники узнавали из спортивных сообщений местного радио, телевидения и  печати.
 
        Кто-нибудь протягивает мне фрагмент местной газеты. Вот, говорит, про тебя тут написано. Хорошо, что я это заметил... Возьми! На первомайских парадах Батя выставлял всех штангистов, одетых в борцовки. С огромными флагами, с гордой эмблемой «Крылья Советов» штангисты шествовали по площади Куйбышева мимо трибун. Впереди колонны ехала полуторка с опущенными бортами. На платформе кузова, как на помосте, стоял тяжелоатлет в позиции «ножницы» со штангой над головой. Это был Я!

        Затеяли однажды на Безымянке с размахом отметить  день физкультурника. Растрезвонили об этом в средствах местной массовой информации. Самолет на бреющем полете осыпал Безымянку листовками: «Все на стадион, все на  праздник физкультурника!» Массы зрителей пришли на стадион, залепили все возвышенности. Забор, не рассчитанный на пиковую нагрузку, конечно, сломали. Ну, и черт с ним, с забором-то!

        Прелюдия праздника. По беговой дорожке бежит девушка, гордость нашей легкой атлетики. Но как бежит! Какая изысканность парадного шага! Я никогда такого больше не видел.
 
        Круг почета совершает платформа, движимая мотоциклом. На платформе невиданная композиция. Живая скульптура «штангист и пловчиха». Штангист с рельефной мускулатурой, в борцовке, в выразительной позиции «ножницы» со штангой на груди. Пловчиха  в легком купальнике, подчеркивающем красоту женского телосложения. Она в динамичной позе опирается о плечо штангиста и держит древко развевающегося флага. Сильная композиция! «Скульптор» -  Афонин. На помосте, с пловчихой и  со штангой - Я.
 
    ТАРАКАН ( из журнала «Мурзилка»)
 
  Ночью черный таракан
  Тронул усиками кран.
               
  Разве мне его открыть!
  Надо мускулы развить.

  В кухне гвоздик отыскал
  И пятнадцать раз поднял.
 
  Вверх и вниз, вверх и вниз,
  Мышцы силой налились.

  Шире плечи, выше грудь,
  Кран не трудно отвернуть!
 
  Налил таракан стакан
  И закрыл потуже кран.
 
  Утром мама с папой встали,
  Кран щипцами открывали!

        Далее следовали соревнования городского масштаба. Отбегали, отпрыгали, отметали легкоатлеты из местных заводских коллективов. Провели показательные выступления и тяжелоатлеты. Народ увидел живых героев газетных репортажей. Показывали себя с комментариями  все команды города. Среди штангистов выделялся Тарасов, перворазрядник в среднем весе. Ему тогда было далеко за 40. Его так и представляли: «Ветеран тяжелой атлетики». Его тренер молодой Олег Беликов. Прошло с того момента 45 лет! Беликов и теперь тренер по тяжелой атлетике в Техническом университете. В отличной спортивной форме. Ветерану штанги на вид не больше сорока лет! Всю жизнь Беликов занимался тяжелой атлетикой, это его хобби, призвание и  специальность.

        Какой же праздник физкультуры без футбола! Команда нашего завода была достойным противником всем командам в городе. Известных в стране «Крылышек» пестовал наш авиационный завод. Но на празднике выступали молодые способные поросли. И прежде всего Олег Кудинов и Роман, с которым я работал в одной бригаде! В нашей бригаде вообще, как сокрушался наш бригадир, «были одни спортсмены, студенты и пожарники». Из нашей же бригады был выставлен Зайцев Константин Александрович, зам. бригадира. А позднее зам. начальника КБ Хасанова. Но тогда он был просто Костя, не так давно отлично игравший в футбол. Неожиданно и меня включили в команду, в роли защитника. У меня не было футбольной практики вообще! И болел-то я за «Крылышек» один раз в жизни. Мне быстро нашли замену.

        В эту пору, когда я мог гордиться своей силушкой, утер мне нос один бригадир в колхозе, куда меня на пару недель направили на уборку урожая. Он, видя мои бицепсы, трицепсы и бедра, предложил помериться силой необычным для меня способом. На гладком полу мы встали на коленях на четвереньки лицом друг к другу. Толстую веревку связали в кольцо. И накинули эту веревку каждому из нас за затылок. Пятясь назад, мы старались веревкой стянуть друг друга в свою сторону. Так он волочет меня, как сундук по льду! Никакой пользы от моей силушки! Я обосновал и успокоил себя только тем, что он меня существенно тяжелее. И своим весом он создает силу трения о пол большую, чем моя.

        Продолжались интенсивные тренировки. Дороги были успехи, достигнутые непрерывным трудом. На соревнованиях, однако, себя жалеть и беречь не приходится. Этим и отличаются занятия спортом на результат и на победу от обычной физической культуры. Случилась травма: снова я надорвал спину. На этот раз я даже не ходил к врачу. Помнил наставление: «клин клином». Чтобы не  потерять достигнутой формы, я занимался, почти не нагружая спины. Выполнял в избытке безопасные упражнения лежа. Жим лежа и на наклонной доске крест с гантелями. Жим лежа ногами. Для этого упражнения я соорудил приспособление из авиационных тросов и роликов, укрепленных на доске. Постепенно моя спина «встала» под полную нагрузку.
 
        Мне постоянно мешала недостаточная гибкость в спине. Может у меня порода такая, может это результат травм. Даже рост у меня значительно ниже, чем у предков: деда и отца. Может быть и это тоже «от тяжестев» или от травмы позвоночника, полученной в 16 лет? Плохая гибкость мешала упражнению «рывок». Его выполняют либо «ножницами», либо «низким седом». «Низкий сед» крайне желателен, но крайне ненадежен. В положении «низкого седа» штанга на вытянутых руках находится в состоянии неустойчивого равновесия. И может упасть вперед или назад.

        Гибкая спина помогает балансировать. Я видел позднее гибкого штангиста араба. Он принимает под штангой форму знака вопроса и нет у него проблем с равновесием при «рывке»! Я, уйдя от ножниц, прибавил 15% в результате и потерял 50% в надежности. Батя предложил на мои штангистские ботинки набить высокие каблуки. Это увеличило прогнутость спины под весом. Но все равно от Бога оставалась большая зависимость.
 
        Большой риск поймать «баранку», т.е. не поднять заказанный вес за три подхода. Соревновались мы в Ульяновске. В клубе имени Чкалова. Там в то время жил мой отец. Он впервые и один раз в жизни видел меня на помосте. Я чувствовал ответственность перед родителем и это мне не пошло на пользу. Первое движение, «жим» - мое любимое и надежное. Дошло дело до рискового «рывка». Первый подход - основа всего. Я уронил штангу. Сбавлять вес назад нельзя. В этом «изюминка», особенно для противников. Они ждут, что я схвачу сейчас «баранку»! Признаюсь, я переволновался. И отец ответственность чувствовал своим присутствием. Сосредоточился я в затихшем зале и взял-таки вес! Приободрился и третий подход выполнил успешно. А «толчок», тоже мое любимое и надежное упражнение.
Спустя многие годы, «после драки», я, занимаясь домашней атлетикой, сделал для себя открытие!

        Устойчивость в рывке можно достичь чем-то средним между традиционными стилями - широкими устойчивыми ножницами и  глубоким неустойчивым низким седом. Назову это ПОЛУНОЖНИЦЫ. Левая нога - чуть вперед. Правя - на месте и на носке! Обе ноги можно повернуть чуть по диагонали. Слегка диагональное расположение ног в сочетании с нежестким шарнирным положением правой ноги, поставленной на носок, позволяет привести  положение корпуса и штанги в  состояние равновесия. При вставании из подседа в рывке и в толчке помогает сведение колен. Правила и нормы судейства здесь не нарушаются.

        Преимущества: Глубина подседа, как в низком седе. Но устойчивость почти  как в ножницах.

        Нахожу полезным для рывка  упражнение – тягу с лямками на кистях ШИРОКИМ хватом.

        Навлек я сам на себя еще одну беду - гастрит. Съел несвежую копченую колбасу и отравился. Когда мне стало совсем плохо, вызвали скорую. Промывали желудок водой, подкрашенной марганцовкой. Жив остался. Но ходил жидко. Из-за малейшего расстройства желудка результаты тренировок страдали. Лечился в случае необходимости фталазолом, сушеной грушей и пастилой из нее же. Один раз, забыв название, купил пурген по ошибке. Не смешно!

        Все это, конечно, досадные вещи, которые приходилось пережить. Тем не менее, результаты, пусть медленнее, я наращивал. И даже подумывал, что «накоплю» мышечную массу и, с пользой для здоровья и дела, перейду из полусреднего в средний вес.
 
        По городу расклеили афиши-рекламы о предстоящих масштабных соревнованиях у нас в Куйбышеве. Ехать никуда не нужно. Все приедут к нам. В афише упомянули среди лучших спортсменов и мою фамилию, рядом с Ромасенко, Морзагуловым... Странно и приятно видеть свою фамилию напечатанную крупными буквами. Хотя нормальным людям это абсолютно все равно, что там напечатано.


Рецензии
Ого, дорогой Лев! На первомайских парадах - впереди всех, на машине, да ещё со штангой - супер!!!
А круг почёта с пловчихой - тут я в полном восторге! Дорогой Лев, Вы настоящий мачо!
Мне понравилось, что Вы, дорогой Лев, будто даёте инструкции молодым спортсменам - это здорово!
И что отец после Вашего соревнования - мог гордиться Вашими достижениями.

Читаю с удовольствием про Вас, Ваших друзей и Ваши достижения (расстройство живота, дело наживное).

С глубоким Уважением, искренней неизменной симпатией,
Всегда Ваша Лили

Лили Миноу   17.01.2020 21:13     Заявить о нарушении
Дорогая Лили, Вы ЧУДО!

Как давно это было!!!

С неизменной симпатией и УВАЖЕНИЕМ,
Ваш Лев.

Лев Неронов   17.01.2020 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.