Тётя рейзи



«ТЁТЯ  РЕЙЗИ»  ИЛИ  ИСТОРИЯ  С  ГЕОГРАФИЕЙ


Евреи  на Руси  обнаружились  не  сразу,  но  прежде  остальных.  Святая правда,  как  правда  и  то,  что Русью  тогда  не  пахло,  а  слабо  заселённое  пространство  скромно  именовалось  «Тётя  Рейзи»  и   мировому  сообществу не  резало  слух,  поскольку  смотрелось  вполне  пристойно   с  любой,  даже  цивилизованной,  точки  зрения.


Споры,  откуда  евреи  взялись  в  указанных  территориальных  пределах,  не  утихают  до  сих  пор,  но  особенно  бурными  были  в  те  далёкие  годы.  Эксцессы  сменялись  процессами,  поколения  тяжущихся  наносили  друг  другу  непоправимые  зарубки  на  теле  и  в памяти,  но  истина,  словно  капризная  девица  на  выданье,  отказывалась  отвечать  кому-либо  взаимностью. 


Автор  сего  опуса  не  какой-нибудь  доцент,  готовый  за  повременную  плату   кого  угодно  и  куда  угодно  переселить   и  подселить,  но  кое-что  ему  все-таки  известно.  Ему  известно,  что  славяне,  будучи  скифами,  нанимали  евреев  в князья.  Умные  головы  уже  тогда  были  в дефиците.  И  вот  представьте,  являются  к  какому-нибудь  Абраму  Канценельсону  (имя  изменено,  но  настоящее  автору  известно),  и  в  выражениях  учтивых  и  понятных  предлагают:


–  Абрам,  иди  к  нам  на  княжение!


Абрам,  замечу,  не  из тех,  кто  соглашается  сразу,  хотя  чешется.


–  Господи! –  восклицает  Абрам,  откладывая  Тору  и  открывая  Святое  писание. –  Вы,  наверное,  думаете,  что  у  меня  нет   других   забот,  как  управлять   вашим  хозяйством.   Поглядите  на  себя,  на  кого  вы  похожи?   (Послы  смущенно  переглядываются).  Я  не  интересуюсь  знать,  когда  в  последний  раз  вы  были  у парикмахера,  но  что  сподобило  вас  бражничать  в  минувшую  субботу  в  Византии,  выслушаю   охотно.   Не  возьмите  в  голову,  будто  я  против  запретных  радостей,  но  для  них  достаточно  и  остальных  дней    недели.   И  последнее   по  счёту,  но  не  по  значению,  препятствие:  что  не  по  мне,  ругаюсь  матерно.


Послы  радостно  зашелестели.


–  Абрам, –  говорят, –  ты  как раз  то,  что  нам  нужно.  Наш  брат, славянин,  ни  на  что  так  охотно   не  поддается,   как   на  крепкое   словцо.  Будь  другом,  а уж   мы  будем  тебе  такими  друзьями, «горькой»  не  разольешь.


Не  обошлось  без  Сары.  Тем,  кто  знает  еврейских жен,  ничего  объяснять  не  надо.


–  Глупец! –  орала  она,–  не  льстись  на  уговоры  провокаторов. –  Князь  это  даже  не  специальность   для  еврейского  мужа,  тогда  как  за  твои  шубы  из  волчьих  и  медвежьих  шкур,  клиентки  носят  тебя  на  руках.  К  этому  я притерпелась,  но в князья  не  пущу.  Уж  лучше  быть  обманутой  женой,  чем  вдовой  князя.  Очень  скоро  ты этой  братве  наскучишь,  они  подсыпят  в  мацу  мышьяк  и  пиши  письма  их  апостолам. 


На  беду  Абрам  вспомнил  наставление  ребе  Менахема,  терпеливо  выслушивать  советы  жен  и  действовать  по   собственному  разумению.  Обрадованные  послы  отвели  новоиспеченного  князя  в  ближнее  село,  именуемое,  кажется,  Киевом,  окунули  в  ближайшую  речку, именуемую,  кажется,  Днепром,  а  население  и  войска,  встретившие  Абрама  как  родного,  тотчас  принесли  присягу  на  верность.   Чтобы  не  создавать  династических  проблем   в славяно-византийской  традиции,  Абрама  переименовали  в  Ярослава,  а  после,   поразмыслив,   добавили   –  Мудрого.


С  той  поры  и  по  сей  день  тянется  неразбериха:  где  славянская  кровь,  а  где,  извините,  еврейский  осадок?  Учёные  из учёнейших  не  могут взять  в толк,  хотя  и  притворяются  понимающими. Только  в  самое  последнее  время  наиболее  настырные  из  них  приблизились  к  истине  на  расстояние  пушечного   выстрела.  По  мнению  этих  выдающихся  по  любым  меркам  патриотов,  следовало  бы   создать  специальные  пункты  переливания  крови  из  пустого   в  порожнее  с  тем,  чтобы  национально-опытные  врачи  отцеживали   её:  у  славян  –  еврейскую,  у  евреев  -  славянскую.  Святая  Русь  сбросит,  наконец,  со  своих  плеч  вериги пресловутой  «тёти  Рейзи»,  обеспечив  каждому  из  процеженных   справедливое  место  в истории,  что  особенно  важно  при  будущих  конфликтах.  По  крайней  мере,  души  сражающихся  будут  избавлены  от  сомнений:  не  своего ли ненароком  бьём?

Борис  Иоселевич


Рецензии