Пособие по истории детства. Год 1966. Общий фон

1966-ой год
Температурные рекорды: - 40 – 1 янв. + 6 - 26 марта и + 6 - 29 июля;
+ 30 – 1 го сентября! и + 31 – 26го сентября! Золотая осень! (а в 1965-то +1 был). Зато в октябре 23го - 16, а 25го - 24!
Обмен комсомольских билетов. В городской организации - 120 тыс.членов ВЛКСМ.               
16 июня Совмин исключил Н-ск из числа городов, закрытых для посещения иностранными туристами.
23.06 Приезд де Голля с супругой (их встречали на всём 30 км пути из Толмачёво тысячи расставленных, радостно машущих флажками горожан).
5 марта накануне женского дня открыта 1-я прачечная-автомат за «Зоопарком» у центрального рынка.
15 окт. Торжественное открытие ГПНТБ (14 залов на 1000 чел. и 4 этажа подземных книгохранилищ), и это была, по замыслу, только 1-я очередь!?
31 окт. Открыт Торговый центр в Академгородке. Или 64?  Построен комплекс гостиницы «Золотая долина».
Проведён фестиваль «Сибирь — джаз 66» с участием Ленинградского диксиленда.
«Турбинка» и з-д тепловозного эл.оборудования слились в ПО «Сибэлектротяжмаш», потом, после социализма это будет «Элсиб».
От вокзала к пл.Ленина прокладывается магистраль мимо строящегося «ЦУМа» со сносом всех строений по ул.Потанинская, Омская, Комсомольский пр., и др.
Идёт замыв оврага от устья р.Каменка с одновременной закладкой тоннельной канализации - трубы диаметром 2,56 м для самой реки, по 100 м/месяц.
Примета времени: Повсюду появляются автоматы для продаж. На улицах - для газводы и газет, в магазинах - кофе и бутербродов, на транспорте - билетов.
Под Новый год приходит в город «Гонконгский грипп».

В стране. 
8 марта - теперь нерабочий день.
Помню, мы с Евгением на сэкономленные средства купили маме в подарок в Центральном универмаге, (что был тогда ещё на пл. Ленина), пластмассовую авангардистского пошиба вазу под цветы. А на цветы накопить не удалось. Цветов было мало, в основном – мимозы. Кстати, приходилось ещё и в школу нести девчонкам подарок. За всё время помню только один такой презент, набор деревянных куколок-девочек — представительниц разных народов мира. Подарки в классе были безадресные, кому он доставался, мало кого интересовало. Вообще подарки — это с тех пор не очень любимое занятие. А тогда-то ещё и не на свои деньги приходилось покупать. Но с другой стороны и нам — мальчикам,  дарили к 23-му февраля, поэтому подарки девочкам — уже ответные. Обстоятельства заставляли быть внимательными и взаимно вежливыми. С тех пор так и повелось.

25 апреля. Землетрясение в Ташкенте.  Город в центральной части практически разрушен. Страна направляет отовсюду строителей для восстановления столицы Узбекистана.
14 янв. Страна хоронит (в 60 лет) и одновременно узнаёт имя Генерального конструктора космических кораблей -
Сергей Павлович Королёв.
И пилотируемые полёты как обрежет. Зато успешно пройдут полёты автоматических станций Бабакина, имя которого мы пока не знаем на Луну, 1-я мягкая посадка.
1-го марта впервые космический аппарат «Венера-3» достигнет поверхности Венеры.
31-го марта запуск 1-го искусственного спутника Луны «Луна-10».
ХХIII-й съезд КПСС 29 марта - 8 апреля. Брежнев - Генеральный секретарь и 1-я Звезда.
Возврат к Политбюро. Началась 8-я Пятилетка.
«Луна-10», облетая Луну, исполняет съезду партии «Интернационал».
17-21 мая. XV-й съезд ВЛКСМ. Обмен комсомольских билетов.
Кругосветное плавание группы советских атомных подводных лодок.
Годом раньше наши АПЛ встали на боевое дежурство.
Начат выпуск автомобилей «ГАЗ-24, ВОЛГА» по 1986 г. и полноприводный «ГАЗ-66» - 1-е место на выставке
"Современная сельхозтехника.
Н.Каманин возглавил Центр подготовки космонавтов (по 1971 г.)

В мире.
КНР. Культурная революция. Мао Цзэдун переплыл Янцзы в возрасте 72-х лет
(15 км) и 5 августа «Открыл огонь по штабам». Дацзыбао, хунвейбины и цзаофани стали привычными терминами.
США. Серия косм.полётов: «Джемени-8 (ручная стыковка, 1-й полёт Армстронга),-9,-10,-11 и -12 последний из «Джемини».
Франция. Выход из военной структуры НАТО и приезд де Голля в СССР. в т.ч в Н-ск!
Культура Франции получит - «Зелёный коридор».
Аргентина. Военный переворот.
ФРГ - Людвига Эрхарда на посту канцлера сменил Курт Кизингер.
Индонезия. Военный переворот. «Нашего» Сукарно сменяет генерал Сухарто, который с 1968 и по 1998 гг. будет Президентом.
Независимость: Барбадос, Басутоленд - Лесото, Бечуаналенд - Ботсвана, Британская Гвиана – Гайана.
Наука и техника.
Лауреаты Лен.пр.: Гинзбург В.Л., (будущий Нобелевский лауреат 2003 г.) и с ним
Абрикосов А.А,  Горьков Л.П. - физики-теоретики, теория сверхпроводимости
Бабакин Г.М. - ген.конструктор межпланетных космических аппаратов «Луна», «Марс», «Венера»
Лупанов О.Б. - математик, труды по логике и кибернетике
Лебедев С.А. - труды по устойчивости энергосистем и вычислительной технике (БЭСМ)
Несмеянов А.Н. - химик, труды по металлоорганике
Тучкевич В.М. - физик, производство силовых полупроводниковых приборов
Чинакал Н.А. - член-кор.(СОАН) за щитовую систему разработки крутопадающих пластов угля

Звание Героя соц.труда: Миль М.Л.- конструктор вертолётов серии «Ми-»
Антонов О.К. - авиаконструктор «АН-22 - «Антей»
Каргин В.А., физикохимик, основатель научной школы полимеров 
Красичков В.П., селекционер и семеновод хлопчатника
Петров А.П., труды по диспетчеризации железнодорожных сетей
Герой Сов.Союза: Кузнецов Э.И., лётчик-испытатель ОКБ Ильюшина с 57 г.
                Федотов А.В., лётчик-испытатель (МиГ)
Академиком стал продолжатель дел С.П.Королёва Мишин В.П., он ведёт программу «Н1», начатую ещё при Хрущёве - план высадки на Луну в 1968 году. Разработан мощный носитель.
Академик Челомей В.Л. осуществил запуск своего носителя «Протон», его следующее детище - станция «Салют» (-71 г.) ещё в работе, как и наш «носитель-челнок» УР500.
Но этот проект Челомея, как и лунный «Н1» Мишина, останется не реализованным.
Академик Артоболевский И.И. возглавил правление Всесоюзного общества «Знание»
   
ЛИТЕРАТУРА:  Ушла Анна Ахматова, 5.03
Проза:
В.Аксёнов – «На полпути к Луне», сборник рассказов
Ч.Айтматов – повесть «Прощай, Гульсары!»,  к/ф «Бег иноходца» в 68 г.
Р.Гамзатов – «Мой Дагестан». Лирическая проза
В.Белов – «Привычное дело»
В.Быков – «Мёртвым не больно», подвергнут резкой критике
С.Дангулов – «Дипломаты»
Ф.Искандер – «Тринадцатый подвиг Геракла», сборник рассказов; «Созвездие Козлотура», повесть
В.Каверин – «Двойной портрет»
В. Катаев – мемуары «Святой колодец», «Трава забвенья» (67 г.) и «Алмазный мой венец» (78 г.)
В.Лихоносов – сборники рассказов «Вчера», «Что-то будет»,  к/ф «Зинка» 69 г.
Л.Пантелеев – «Наша Маша. Книга для родителей»
Б.Полевой – повесть «Доктор Вера»
А.Рыбаков – повесть «Каникулы Кроша»
Э.Успенский – повесть «Крокодил Гена и его друзья»
И.Шамякин – «Тревожное счастье», цикл повестей (56 – 66 гг.)

Поэзия:
Новелла Матвеева – сб.«Душа вещей», и! выход 1-й пластинки (это 1-й «бардовский» пласт в СССР)
Фазиль Искандер – сб.«Зори земли»
Юрий Кузнецов – сб.«Гроза»
Сергей Орлов – сб.«Дни», «Колесо» (64 г.)
Василий Фёдоров – «Третьи петухи»

Издания:
Евг.Фёдоров – «Ермак», Зап-Сиб.кн.изд. БСР (библиотека сибирского романа)
Р.Гюнтекин  – «Птичка певчая»
Абэ Кобо – «Женщина в песках»

Журналы и газеты:
«Сибирские огни» – В.Астафьев «Кража», П.Проскурин «Исход», Н.Самохин «Рассказы»
«Новый мир» – №1 рассказ «Захар-Калита» А.Солженицына; №7, Борис Можаев повесть «Из жизни Фёдора Кузькина», впоследствии «Живой»;  анонс романа А.Рыбакова «Дети Арбата» (написана 1-я часть, допишет в 83 г., а опубл. В 87 г. в «Дружбе народов»).
Начинает выходить «Книжное обозрение» с 5 мая - в День печати.
40 лет журналу «Костёр», Ленинград.

Политика: Суд по делу Ю.Даниэля (п-сти «Говорит Москва»-62 г., «Искупление» -64г. Обе под псевдонимом Н.Аржак) и А.Синявского (п-сти «Суд идёт»-59 г., «Любимов»-63 г., обе под псевдонимом Абрам Терец). Публиковались на Западе. В итоге 7 и 5 лет в ИТК.
Расправа с Александром Некричем за публикацию книги «1941. 22 июня». Под сомнение поставлена полководческая гениальность Сталина. На дискуссии в Институте Истории АН в защиту выступил генерал-майор П.Г.Григоренко.
Ленинская премия Заре Долухановой
Звание Народные артисты – Л.Б.Коган (скрипка), Б.Штоколов (бас), И.Архипова (м/сопрано), Г.Вишневская (сопрано)

Музыка: Появление первого ВИА «Поющие гитары» под управлением А.Васильева, г.Ленинград.
Рок-группа «Скоморохи» Александра Градского (А.Буйнов 67-70), г.Москва, пела полуподпольно
«ВИО-66» Юрия Саульского — джазовый коллектив (среди участников: Алексей Козлов — саксофон; вокалисты Валентина Толкунова, Валерий Мулерман, Нина Бродская).
Песни: Оскар Фельцман, Игорь Шаферан – «На тебе сошёлся клином белый свет» - И.Кобзон
Барды:
Александр Городницкий - победитель 1-го Всесоюзного конкурса на лучшую туристскую песню в 1966 (песня «Атланты»).
Юрий Кукин – лауреат конкурса туристской песни II-го Всесоюзного похода молодёжи в Москве. («Париж», «За туманом», «Говоришь, чтоб остался я» - это мои любимые тогда)
И Юлий Ким, ещё не покинувший сейнер №1352, распевает свои «рыбацкие» песенки
Международный песенный конкурс 6 столиц соц.стран.
Две первые премии у Лили Ивановой (Болгария), а 4! первых места у Тамары Миансаровой.
«Город детства» в исполнении Эдиты Пьехи –
(Это моё первое в жизни танго с практиканткой из пединститута. Их было две девушки, и они организовали нам «вечер» с танцами под пластинки).
«Бабушка, научи танцевать Чарльстон» - это песня возродила на какое-то время забытый танец.

из к/ф   
Музыка Г.Свиридова, «Время, вперёд!». Вечная тема движения и созидания.
«Вальс» – А.Петров, «Берегись автомобиля».
Песня цыгана из «Неуловимых мстителей» – Б.Мокроусова.

Радио
В передаче "С добрым утром!" прозвучала песня "Последняя электричка", (Д. Тухманов-М.Ножкин)
в исполнении Владимира Макарова, ставшая его "визитной карточкой"

Театр: Театр на Таганке «Из жизни Фёдора Кузькина» Б.Можаева (В.Золотухин), Ю.Любимов
Постановка «Мещан» Г.Товстоноговым в БДТ, видел ТВ-версию (Е.Лебедев, К.Лавров)
Постановка «Обыкновенной истории» в «Современнике» (М.Казаков – О.Табаков)

Изо: Лен.пр.  Аркадию Пластову за цикл «Люди колхозной деревни»
Звание нар.худ. А.Каневскому за иллюстрации книг «Золотой ключик», «Мойдодыр» и журнал «Крокодил»

Цирк: ушёл Э.Т.Кио
После смерти отца, его сыновья Эмиль и Игорь продолжат иллюзионное дело, но раздельно.

КИНО :  Умер Николай Черкасов.
В Москве открыт к/театр «Иллюзион» Госфильмофонда
Звания народных: Михаилу Ульянову и Серго Закариадзе
Экранизации:
«Бэла» – С.Ростоцкий, ст.Г.(В.Ивашов, Сильвия Берова, А.Чернов)1-й фильм дилогии по М.Ю.Лермонтову
«Время, вперёд!» – М.Швейцер (С.Юрский, И.Гулая, Т.Сёмина, Л.Куравлёв) по В.Катаеву
«Выстрел» – Н.Трахтенберг (О.Табаков, М.Козаков, Ю.Яковлев, А.Шенгелая) по А.С.Пушкину
«Гадюка» – В.Ивченко, к/ст.Довженко по А.Н.Толстому (Нинель Мышкова, Б.Зайденберг)*
«Дикий мёд» – В.Чеботарёв пр одноимённому роману Л.Первомайского А.Ларионова — В.Самойлов)
«Дядюшкин сон» – К.Воинов по по-сти Ф.М.Достоевского (С.Мартинсон и....)*
«Душечка» – С.Колосов (Л.Касаткина, Р.Быков, Р.Ткачук, Вал.Никулин)
«Женщины» – П.Любимов по рассказу И.Велембовской (Вл.Соломин, Н.Сазонова), см.приложение - Рецензии.
«Западня» – Л.Мартынюк, Беларусьфильм по одноимённой повести В.Быкова
«По тонкому льду» – сц.Ю.Семёнова по п-сти Г.Брянцева (А.Эйбоженко, Коршунов, И.Извицкая)*
«Весёлые расплюевские дни» – Э.Гарин-Х.Локшина (А.Папанов, Э.Гарин, Н.Трофимов) по Сухово-Кобылину
«Маленький принц» – А.Жебрюнас, Литовская к/ст. (Д.Банионис, О.Коберидзе) по А д С-Экзюпери
«Такой большой мальчик» – М.Фёдорова, к/ст.Г. по повести Б.Рахманина «Война продолжалась четыре класса»


Киноповести:
«Андрей Рублёв»-«Страсти по Андрею» – А.Тарковский (А.Солоницын, И.Лапиков, Н.Бурляев, Ю.Никулин)
«Здравствуй, это я!» – Ф.Довлатян, Арменфильм (А.Джигарханян, Н.Фатеева, Р.Быков, М.Терехова-дебют)
«Никто не хотел умирать» – Витаутас Жалакявичюс (Д.Банионис, В.Артмане, Б.Оя)
«Туннель» – СССР-Румыния, Ф.Мунтяну (Алексей Локтев, В.Малявина, Л.Прыгунов, М.Пыслару)
«Крылья» – Лариса Шепитько (Майя Булгакова)
«Не забудь, станция Луговая» – Курихин (Г.Юматов, А.Чернова, В.Владимирова)
«Верность матери» – М.Донской, фильм 2-й дилогии, (Е.Фадеева, Р.Нахапетов, Н.Меньшикова)
«Ленин в Польше» – С.Юткевич, сц.Е.Габрилович, СССР-Польша (Максим Штраух) лениниана
«Человек, которого я люблю» – Ю.Карасик (Г.Жжёнов, Т.Сёмина, Е.Герасимов, Н.Мерзликин)
«Перекличка» – Д.Храбровицкий, Таджикфильм (Н.Михалков, Т.Доронина, М.Вертинская, Е.Стеблов)
«Долгая счастливая жизнь» – реж.и сц.Г.Шпаликов, Ленф. (Инна Гулая, К.Лавров, П.Луспекаев)
«Дикий мёд» – В.Чеботарёв (А.Ларионова, В.Самойлов, С.Чекан, В.Зубков, В.Сафонов, Г.Тонунц)
«Дневные звёзды» – И.Таланкин (Алла Демидова) по произведениям О.Берггольц
«Клятва Гиппократа» – А.Неретниеце, Рижская к/ст
«Королевская регата» – (В.Смирнитский), 
«Хевсурская баллада» – Ш.Манагадзе, Грузия-фильм (С.Чиаурели, Т.Арчвадзе)
«26 бакинских комиссаров» – А.Ибрагимов, Азербайджанфильм (В.Самойлов, Ф.Мкртчян-дебют)
«Заговор послов» – Н.Розанцев, Рижская к/ст. (У.Думпис, В.Медведев,О.Басилашвили, Р.Гладунко)
«Циклон начинается ночью» – А.Неретниеце, Рижская к/ст. (А.Ромашин, П.Горин)

Кинокомедии
«Берегись автомобиля» – Э.Рязанов, сц.Э.Брагинского (И.Смоктуновский, О.Ефремов), *см.прил.
«Начальник Чукотки» – В.Мельников, Ленфильм (Михаил Кононов - Алексей Грибов)
«Не самый удачный день» – Ю.Егоров, к/ст.им.Горьк. по п-ти Ю. Семёнова «Дунечка и Никита»*
«Серая болезнь» – Я.Сегель, ст.Горького (И.Владимиров, И.Переверзев, Н.Сергеев, Л.Алёшникова)
«Встреча в горах» – Н.Санишвили, Грузия-фильм (Лейла Абашидзе, Вахтанг Кикабидзе-дебют)
«Чёрт с портфелем» – В.Герасимов, (Ник.Волков-мл.-дебют), см.прил.
«Листопад» – О.Иоселиани-д., сц.А.Чичинадзе, Грузия-фильм
Грузинские короткометражки: «Зонтик» – М.Кобахидзе, и «Кубок»

Детское кино
«Звонят, откройте дверь» – А.Митта (Е.Проклова-дебют, Витя Косых, Р.Быков, С.Никоненко)*
«Айболит-66» – Р.Быков (О.Ефремов, Р.Быков, Ф.Мкртчан, А.Смирнов)
«Волшебная лампа Аладдина» – Б.Рыцарев, ст.Горького (Отар Коберидзе, А.Файт, Б.Быстров)
«Сказка о царе Салтане» – А.Птушко (В.Андреев, О.Видов, Л.Голубкина, О.Викландт, С.Мартинсон)
«Снежная королева» – Г.Казанский, сц.Е.Шварц, Ленфильм (Е.Проклова, Е.Леонов, Н.Боярский)
«Три толстяка» – А.Баталов/И.Шапиро, Ленф.(А.Баталов, Валентин Никулин, Лина Бракните)
«Фантазёры» – И.Магитон, к/ст.им.Г., по рассказам и сц. Николая Носова (Н.Граббе, Ю.Никулин)
«Девочка на шаре» – Л.Шенгелия-Г.Комаровский (Алла Будницкая)

Восстановлены:
«Василиса прекрасная» - А.Роу (Союздетфильм 1939 г.) С.Столяров – И.Зарубина – Г.Милляр
«Без вины виноватые» – В.Петров 1945 г. (Алла Тарасова, В.Станицы, Б.Ливанов)

Документальное кино
«Обыкновенный фашизм» – М.Ромм (сц.М.Туровская, Ю.Ханютин). Ходили всем классом – впечатления глубокие и на всю оставшуюся жизнь. Плохо, что последующие поколения не видели этого УЖАСА фашизма и потому потом возлюбили Галитчину, Бандеру и прочих.
«Прорыв» – Олег Максимов, «Новосибирсктелефильм», научно-популярный фильм о вулканологах

Мультфильмы:
«Самый, самый, самый» – реж.В.Ливанов, дебют в кино композитора Г.Гладкова
«Каникулы Бонифация» – Ф.Хитрук
«Мой зелёный крокодил» – Г.Сапгир, Г.Цыферов, В.Кучеревский

Из-за рубежа
«Мужчина и женщина»  – Франция, Клод Лелюш, комп.Френсис Лей (Анук Эме, Ж.Л.Трентиньян)
«Марыся и Наполеон» – Польша (Беата Тышкевич)
«Фараон» – Польша, Ежи Кавалерович (Барбара Брыльска,  Ежи Зельник)
«Где третий король?» – Польша, Р.Бер (А.Лапицкий, А.Вышинска)
«Самозванец с гитарой» – Польша, Е.Пассендорфер (комедия про Кубека)
«Фантомас против Скотланд-Ярда» – Франция-Италия, А.Юнебель (Жан Маре, Луи де Фюнес, Милен Демонжо)
«Большая прогулка» – Франция, Жерар Ури (Бурвиль, Луи де Фюнес)
«Погоня» – США, А.Пенн (Марлон Брандо – Джейн Фонда, Роберт Редфорд)
«Миллион лет до нашей эры» – Англия, Д.Чеффи
«Сыновья Большой Медведицы» – ГДР/Югославия, Й.Мах (Гойко Митич) или 1965г.
«Даки» – Румыния-Франция, С.Николаеску, «Гайдуки», «Венгерский набоб»
«Призрак замка Моррисвиль» – ЧССР, Б.Земан
«Тобаго меняет курс» чей

Спорт
Футбол.  ЧМ по футболу в Англии. Хозяева становятся чемпионами, а Бобби Чарльтон получает «Золотой мяч». Футбольный рефери Астон впервые применил им же изобретённые карточки (жёлтую и красную). Он же - Астон, автор современного костюма арбитра.
Сборная СССР – 4-я, и эта бронза ФИФА – почти неудача, хотя остаётся лучшим достижением отечественного футбола. (Капитан – А.Шестернёв, вратарь –Пшеничников, Стрельцов, Медвидь, Бышовец, Еврюжихин, Соснихин)
Блестящий дебют Поркуяна на ЧМ: дубль в первой игре с Чили, по 1 голу Венгрии и ФРГ. Немцам мы уступили 1:2, играя 2-й тайм вдесятером.       ФРГ( Зеелер, Шнеллингер, Оверат, Беккенбауэр…). В матче за 3-е место с Португалией - 1:2 (1 гол с пенальти забил Эйсебио), а Поркуяна заменили Серебрянниковым.
Редкостный итог чемпионата страны. «Динамо» Киев – 1-я, и это начало 3-х летнего чемпионства.
2-я – СКА Ростов-на-Дону, причём уже без Виктора Понедельника, который ушёл из футбола ещё до ЧМ (29 лет), но с Афониным и Копаевым.
3-я команда – «Нефтяник» Баку (с А.Банишевским, Э.Маркаровым, К.Туаевым в нападении). Последний сезон Михаила Месхи.

Хоккей.  На ЧМ в Любляне  у наших лишь одна ничья со шведами, а разность шайб – 55:7! А.Рагулин признан лучшим защитников, Вяч.Старшинов – лучшим нападающим.
Последний сезон К.Локтева в сб. и в ЦСКА, А.Альметов уйдёт в 67 г., Вен.Александров - в 68 г.
На смену «Гроссмейстерской тройке» уже идут другие: дебют в сборной Викулова и Полупанова.

Габдрахман Кадыров (Уфа) ЧМ в мотогонках на льду 66, 68-69, 71-72 гг. У нас в Н-ке этот вид выходит на первые места популярности и достижений.
Мотоциклисты спортклуба «Сибирь» едут на соревнования во Францию.

За рубежом:
В США выпущены последние армейские грузовики «Студебекер», выпуск с 40х годов шли к нам по ленд-лизу
Музыка
Кино. Ушёл Уолт Дисней
Литература: Джеймс Олдридж - «Опасная игра», повесть, я её купил и прочитал ещё в детстве.

Приметы времени.
В «Берегись автомобиля» упоминается  изобретение: пробирочка, в которую дыхнёшь, и сразу видно, пил или не пил. Магнитофон «Грюндиг» стерео, 4 дорожки из-под полы за 80 руб (а было за 50!?), но в магазине же («выпишите!»). Угнанная «Волга» Газ-21 без док-тов за 5 тыс.500р.
Ещё строительство дач на участках в 4 – 6 соток, ненадёжность металлических гаражей без пола.
В к/ф «Чёрт с портфелем» работники редакции с гордостью говорят: У нас шариковые (про ручки).
И в обоих фильмах — вобла к пиву. Нарастает дефицит книг.


ТВ
Кабачок «13 стульев»: в основе труппа Московского театра Сатиры ведущий – сначала А.Белявский, потом Державин, пробовали и А.Миронова, пан директор-Спартак Мишулин, пани Моника-Ольга Аросева,  пан профессор-Б.Рунге, пан Зюзя — З.Высоковский, пан Владек- Р.Ткачук, пан Вотруба-Байков, пан Гималайский (с 68 г)-Р.Рудин, пан спортсмен..., пани Зося – Шарыкина, пани Катарина – Н.Селезнёва..., пани Тереза..., и т.д. Кабачок продержался до 1980 года и выдержал 133 выпуска. 134-й зарубили из-за «Лёхи Валенсы».
Там зазвучали шутки и музыка европейского репертуара и не только польского, и не только соц.стран.
Конкурс студенческих эстрадных коллективов «…а что я мог сделать один?!»

«ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 175 мин.Приключенческий фильм. По мотивам одноименной повести Г.Брянцева.
Они были первыми. Они первыми теряли друзей и любимых. Они шли как по тонкому льду к первым победам и первыми терпели поражения. Один из первых правдивых фильмов о невидимой войне сотрудников советской госбезопасности против иностранной разведки в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны. В центре сюжета — история трех друзей, выполняющих задание разведцентра на территории оккупированной Белоруссии. Лидер проката (1966, 3 место) — 42.5 млн. зрителей.
В ролях: Виктор Коршунов, Алексей Эйбоженко, Феликс Яворский, Изольда Извицкая,Николай Крючков, Глеб Стриженов, Николай Крюков, Михаил Глузский, Николай Сморчков, Вадим Захарченко, Николай Граббе, Александр Шворин, Лаврентий Масоха.
Режиссер: Дамир Вятич-Бережных.
Авторы сценария: Иван Бакуринский, Юлиан Семенов. Композитор: Моисей Вайнберг. Текст песен: Михаил Матусовский.

«ЖЕНЩИНЫ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1965, ч/б, 106 мин.
Мелодрама. По одноименному рассказу И.Велембовской. Лидер проката (1966, 6 место) — 35.6 млн. зрителей.
Сентиментальный рассказ о трех одиноких женщинах — работницах мебельной фабрики, их сложной и трудной судьбе.История из песен репертуаров Людмилы Зыкиной и Клавдии Шульженко.
В ролях: Инна Макарова, Галина Яцкина, Нина Сазонова, Надежда Федосова, Виктор Мизин, Виталий Соломин, Валентина Владимирова, Ирина Мурзаева, И. Мартемьянова, Н. Павлова, Петр Любешкин, Е. Мандрыкин, Д. Попов, П. Полев, В. Рукин.
Режиссер: Павел Любимов. Автор сценария: Будимир Метальников.Композитор: Ян Френкель.Текст песен: К.Ваншенкин, Михаил Танич.


«ГАДЮКА», СССР, киностудия им. А.Довженко, 1965, ч/б, 105 мин. Драма. По одноименной повести А.Толстого.
Лидер проката (1966, 7 место) — 34 млн. зрителей.
Драматическая история купеческой дочери, которая, став бойцом кавалерийского эскадрона Красной Армии, прошла фронтовыми дорогами Гражданской войны, но в мирной жизни не смогла найти для себя места.
В ролях: Нинель Мышкова, Борис Зайденберг, Иван Миколайчук, Раиса Недашковская,Александр Мовчан, Константин Степанков, Сергей Ляхницкий, Владимир Дальский,Ганна Николаева, Елена Понсова.
Режиссер: Виктор Ивченко. Автор сценария: Григорий Колтунов. Композитор: Герман Жуковский. Текст песен: Н. Кооль.

«БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ», СССР, Мосфильм, 1966, ч/б, 94 мин. Детективная трагикомедия.
Лидер проката (1966, 11 место) — 29 млн. зрителей.
В аннотации на картину, опубликованной в одном советском справочнике говорится, что сюжет фильма построен на фантастической ситуации. Воистину, это так. Ведь обостренное чувство закона заставляет скромного страхового агента Юрия Деточкина помогать правосудию весьма фантастическим способом. Он ворует автомобили, приобретенные на незаконно нажитые средства, продает их, а деньги переводит в детские дома. Путаница, которую вносит правдолюбец Деточкин, не просто никому не нужна, она рождает ситуации, которые можно разрядить лишь с помощью юмора, каковым и наполнена, быть может, самая совершенная кинокомедия Эльдара Рязанова. В ее стилистике удачно сочетаются элементы пародии на детектив, социальной комедии, комедии характеров. Созвездие выдающихся советских актеров блистает в фильме. Незабываем и честный милиционер Георгия Жженова, и заслуженный сталинист на пенсии Анатолия Папанова, и мелкий мошенник Андрея Миронова, и мама Любови Добржанской, поющая песню «про паровоз».
После успешного проката фильма в СССР впервые стали страховать автомобили против угона.
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Любовь Добржанская, Ольга Аросева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Георгий Жженов, Татьяна Гаврилова,Евгений Евстигнеев, Донатас Банионис, Любовь Соколова, Антонина Максимова,Вячеслав Невинный.
Режиссер: Эльдар Рязанов. Авторы сценария: Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов. Операторы: Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей. Художники-постановщики: Борис Немечек, Лев Семенов. Композитор: Андрей Петров. Звукорежиссер: Валерий Попов. Монтаж: Е. Овсянникова.
Почетный диплом МКФ в Эдинбурге—66; Диплом МКФ в Сиднее—66; Почетный диплом на МКФ в Мельбурне—67; Приз за лучшее исполнение мужской роли (И.Смоктуновский) МКФ в Картахене—69 (Колумбия); По опросу журнала «Советский экран» И.Смоктуновский признан лучшим актером 1966 года

«НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ», СССР, ЛИТОВСКАЯ киностудия, 1965, ч/б, 106 мин.
Народная драма.  Автор сценария: Витаутас Жалакявичюс. Прокат (1966, 19 место) — 22.8 млн. зрителей.
1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды из бывших полицейских, офицеров, кулацких сынков. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся не покидать деревню до тех пор, пока не уничтожат банду Домового... Первые значительные роли в кино Юозаса Будрайтиса, Регимантаса Адомайтиса, Альгимантаса Масюлиса, Лаймонаса Норейки...
В ролях: Казимирас Виткус, Эугения Шулгайте, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис,Альгимантас Масюлис, Бруно Оя, Донатас Банионис, Вия Артмане, Д. Баукайте, Антанас Шурна, Бронюс Бабкаускас, Лаймонас Норейка, Витаутас Томкус.
Режиссер: Витаутас Жалакявичюс.

«НАЧАЛЬНИК ЧУКОТКИ», СССР, Ленфильм, 1966, ч/б, 91 мин. Историко-революционная трагикомедия.
Первая игровая картина Виталия Мельникова, дебютировавшего в полнометражном кино довольно поздно — в 38-летнем возрасте, сразу же получила заслуженный успех и до сих пор пользуется любовью зрителей.  Смелость начинающего режиссера, решившегося как раз в канун 50-летия Великого Октября на создание историко-революционной трагикомедии об авантюрном житье-бытье чудаковатого парня Алексея, ревкомовского писаря, вдруг оказавшегося (но ненадолго) полпредом Советской власти на Чукотке, была, разумеется, подкреплена благодаря двум блестящим актерским работам. Михаил Кононов в заглавной роли Начальника Чукотки и Алексей Грибов в качестве жуликоватого коллежского регистратора Храмова составили поразительный актерский дуэт, словно купаясь в предоставленном материале, однако не переходя границ хорошего вкуса и щедро позволяя по очереди солировать друг другу.
В ролях: Михаил Кононов, Алексей Грибов, Геннадий Данзанов, Николай Волков, Павел Винник, Юрий Соловьев, Степан Крылов, Тито Ромалио, Иосиф Конопацкий, Анатолий Абрамов, Алексей Кожевников, Константин Адашевский, Павел Панков, О. Линд, А. Те.
Режиссер: Виталий Мельников. Авторы сценария: Владимир Валуцкий, Виктор Викторов.


«ДЯДЮШКИН СОН», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, цв., 86 мин.
Трагикомедия-гротеск. По одноименной повести Ф.М. Достоевского.
В ролях: Сергей Мартинсон, Лидия Смирнова, Жанна Прохоренко, Николай Рыбников,Николай Крючков, Людмила Шагалова, Алла Ларионова, Клара Лучко, Нонна Мордюкова, Валентин Зубков.
Режиссер: Константин Воинов. Авторы сценария: Константин Воинов, Л. Вильвовская. Композитор: Роман Леденев

«КРЫЛЬЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 86 мин.
Психологическая драма. Авторы сценария: Наталия Рязанцева, Валентин Ежов.
В оборванной на взлете жизни Ларисы Шепитько лента «Крылья», пожалуй, является самым лучшим фильмом, в котором мастерство постановщика не вступает в противоречие с человеческими принципами нравственности, как в позднем «Восхождении», и героиня, блестяще сыгранная Майей Булгаковой, вызывает прежде всего подлинное и искреннее сочувствие и сопереживание.
В ролях: Майя Булгакова, Жанна Болотова, Пантелеймон Крымов, Леонид Дьячков,Сергей Никоненко, Николай Граббе, Римма Маркова, Аркадий Трусов, Ольга Гобзева,Евгений Евстигнеев, Борис Юрченко, Юрий Медведев, Евгений Евстигнеев, Владимир Горелов, Игорь Кашинцев.
Режиссер: Лариса Шепитько.Оператор: Игорь Слабневич. Композитор: Роман Леденев.

«ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965, ч/б, 79 мин. Школьный фильм, киноповесть.
В ролях: Елена Проклова, Ролан Быков, Владимир Белокуров, Виктор Косых, Ольга Семенова, Сергей Никоненко, Олег Ефремов, Люсьена Овчинникова, Ия Саввина,Антонина Максимова, Михаил Метелкин, Арина Алейникова, Валентина Владимирова,Александра Денисова.
Режиссер: Александр Митта. Автор сценария: Александр Володин. Композитор: Вениамин Баснер.
Главный приз «Золотой Лев» МКФ детских фильмов в Венеции—66; Бронзовая медаль фильму, диплом за лучшее исполнение женской роли (московская школьница Лена Проклова), диплом за лучшее исполнение мужской роли (Р.Быков), диплом за лучший сценарий (А.Володин) творческая конференция «Мосфильма» (1966); Премия Ленинского комсомола (1972, режиссёр А.Митта за создание фильмов для детей и юношества); Приз МГК ВЛКСМ «Алая гвоздика» юным актерам (Лена Проклова, Витя Косых) Всесоюзная неделя детского фильма (1967

«ЧЕРТ С ПОРТФЕЛЕМ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 69 мин. Комедия.
Журналист Макаров пишет фельетон об огромных потерях урожая, называя фамилии виновных. Однако вскоре выясняется, конкретных виновников нет, виновата система.
Фильм вышел в ограниченном прокате. Первая роль в кино Николая Волкова-младшего (Макаров).
В ролях: Николай Волков, Надежда Румянцева, Савелий Крамаров, Лев Дуров, Юрий Медведев, Павел Шпрингфельд, Вера Ивлева, Мария Виноградова, Алексей Смирнов, Майя Булгакова, Павел Винник, Константин Худяков, Юрий Волынцев.
Режиссер: Владимир Герасимов.
Авторы сценария: Эсфирь Буранова, Василий Катинов, Алексей Яковлев. Композитор: Ян Френкель.

«НЕ САМЫЙ УДАЧНЫЙ ДЕНЬ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1966, ч/б, 91 мин.
Лирическая комедия. По мотивам повести Ю.Семенова «Дунечка и Никита».
Суд рассматривает дело супругов Степановых. Этот день для них — не самый удачный. Поэтому Степановы попросили племянника Никиту побыть с их дочерью. Но для него это тоже не очень удачный день: запись на радио, экзамены в театральном институте (студент Щукинского училища Никита Михалков играет себя), да еще и ссора с любимой девушкой...
В ролях: Никита Михалков, Даша Семенова, Владимир Заманский, Светлана Светличная,Игорь Кваша, Ольга Гобзева, Нина Сазонова, Игорь Васильев, Ольга Аросева, Игорь Ясулович, Владимир Грамматиков, Борис Иванов, И. Андрюшинас, Григорий Лямпе.
Режиссер: Юрий Егоров.Авторы сценария: Юлиан Семенов, Ю.Егоров.Композитор:М.Фрадкин.Текст песен: Инна Кашежева, Булат Окуджава.

«НИКТО НЕ ХОТЕЛ УМИРАТЬ», СССР, ЛИТОВСКАЯ киностудия, 1965. Рецензия.
1947 год. В литовских лесах еще прячутся вооруженные банды из бывших полицейских, офицеров, кулацких сынков. Один за другим убиты четыре председателя сельсовета. Теперь погиб старый Локис. На похоронах четверо его сыновей клянутся не покидать деревню до тех пор, пока не уничтожат банду Домового... Первые значительные роли в кино Юозаса Будрайтиса, Регимантаса Адомайтиса, Альгимантаса Масюлиса, Лаймонаса Норейки...
Фильм, этапный для советского кино 60-х в целом и тем более для литовской кинематографии, которая после него вышла на международный уровень, превратив малоизвестных доселе актеров в звезд (Д. Банионис, Б. Оя, Р. Адомайтис, Ю. Будрайтис). Здесь, по сути, впервые была открыта тема сопротивления националистических формирований советскому режиму — молдавские «Горькие зерна», Узбекский «Чрезвычайный комиссар», украинская «Белая птица с черной отметиной» возникли позже. Рабочие названия картины — «Террор» и «Медведи» — были по-своему точны, но в прокатном названии сформулировано главное открытие, которое несла в себе лента советскому зрителю. После того, как в последнем и решительном бою в самом финале главарь банды, настигнутый героем и простреленный насквозь, хрипел: «Ты не знаешь, какая боль... », обнаруживалось, что «отрицательные» персонажи при всем том живые люди и испытывают те же чувства, что и «положительные» страдание, например. Фильм создавал миф о поединке с социальным врагом прежде всего как о поединке идейном, в котором герои все же вынуждены вместе с идеей уничтожать и ее носителя. «Не знаю» — отвечал отважный и непоколебимый герой без страха и упрека, но в глазах его было не торжество, но понимание и печаль.
Чудом своего стремительного возвышения на кинематографическом небосклоне литовское кино, не имевшее в прошлом каких-либо серьезных традиций, было обязано не только превосходному национальному театру (коллектив под руководством Юозаса Мильтиниса из маленького городка Паневежис был известен широко за пределами Советского Союза). В первую очередь это произошло благодаря польскому кино: родство польской и литовской культурной традиции коренилось в истории. Для советского же искусства 50-60-х гг. польская культура была наиболее близким и доступным источником европейского авангарда. Изысканная графика кадра, острый интерес к экзистенциальной ситуации, проблеме выбора на грани между жизнью и смертью, тема отчуждения — все это с энтузиазмом восприняло литовское кино 70-х, но за десятилетие мастера литовского кино успели сделать немало. А всеобщая любовь кинематографистов и киноманов в СССР к польскому кино делал особенно внятным и авторитетным для всех язык литовских фильмов той поры. Собственно, даже избранном для картине жанре вестерна можно усмотреть влияние польской школы — например, с ранней лентой Ежи Кавалеровича «Тень» (под названием «Кто он?» широко шедшей в советском прокате). Во всяком случае, именно там впервые в аналогичной ситуации в качестве прикрытия при перестрелке используется гроб, и пули также откалывают от него щепки.
Меж тем существует и принципиальное отличие, во многом определившее оригинальность ленты Жалакявичуса. Действие фильма разворачивается в откровенно языческом мире (недаром фамилия братьев, мстящих бандитам за убитого отца — Локис, что значит «медведь», фактически хозяин здешних мест, а бандиты в большинстве своем — пришлые). Это превращает вестерн, не лишая его ни в коей мере динамичности, в некую современную сагу. Отсюда такое пристальное внимание к фактуре среды в фильме — песка, сосен, серого, затянутого тучами неба — ее сверхматериальная плотность, блистательно переданная оператором Ионасом Грицюсом, учеником великого Андрея Москвина, успевшим уже прославиться работой на фильме Григория Козинцева «Гамлет». Очищая пространство от «чужаков», осеняемые фигуркой языческого местного божества, прибитой на сосне, братья Локисы возвращали миру его первозданный священный характер. И в финале искореженный в перестрелке грузовик — символ цивилизации, на котором так и не успевал уйти от возмездия главарь банды, тянули в лес лошади, и фигурка божеств на стволе сосны останавливалась на первом плане кадра под мощный хоровой древний напев, задававший лейтмотив всей стране.

«КРЫЛЬЯ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1966, ч/б, 86 мин. Рецензия.
Этот фильм — одно из немногих кинопроизведений 1960-х годов о современности, в котором есть метафорический выход к прошлому, к Истории. Как и Марлен Хуциев в параллельно снятом «Июльском дожде», Лариса Шепитько, тоже пользуясь доминировавшей тогда «эстетикой документальности», обращается к образу городской женщины, преодолевшей сорокалетний рубеж преподавательницы училища Надежды Петрухиной. Но именно эта героиня, воспринимаемая излишне сухой и жесткой своими учениками, взрослой дочерью или молодой журналисткой, берущей у нее интервью, оказывается в то же время непосредственной носительницей памяти о минувшей войне, своего рода «живым экспонатом» в местном музее ратных подвигов, потому что раньше была летчицей и участвовала в боях. Однако парадокс нынешней судьбы Петрухиной заключается в том, что она, подобно более молодой героине «Июльского дождя», тоже должна приобщиться к Истории, чтобы проверить при помощи нравственного камертона, собственную жизнь.
Название фильма «Крылья» усваивается в нужном ключе не сразу, требуя некоторого раздумья. Но «недосказанность» названия, к тому же подкрепленная рядом иносказательных сцен, свидетельствует о скрытой поэтичности этой внешне обычной картины. Например, эпизод в музее метафорически говорит о том, что сама героиня может оказаться «вещью под стеклом». Да, прошлое, война были для Петрухиной лучшим временем ее жизни, своеобразным взлетом в судьбе, духовным восхождением. Но все же минувшее должно быть и в настоящем теми крыльями, которые поднимают в воздух и несут к будущему. Поэтому финал ленты (когда Петрухина садится в учебный самолет и взлетает вверх) в высшей степени знаменателен. Он символизирует обретение героиней утраченной гармонии с самой собой и с людьми. Важно всегда чувствовать за спиной крылья, ощущать себя рассекающим воздушное пространство на большой высоте и видеть над головой опрокинутое зеркало неба.
В оборванной на взлете жизни Ларисы Шепитько лента «Крылья», пожалуй, является самым лучшим фильмом, в котором мастерство постановщика не вступает в противоречие с человеческими принципами нравственности, как в позднем «Восхождении», и героиня, блестяще сыгранная Майей Булгаковой, вызывает прежде всего подлинное и искреннее сочувствие и сопереживание.

«ЗВОНЯТ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1965, ч/б, 79 мин. Рецензия.
Школьный фильм, киноповесть.
Нет ничего удивительного в том, что этот фильм по сценарию известного драматурга Александра Володина и ранее воспринимался не только как детский, но и как типично «шестидесятнический», созданный на волне романтического и искреннего переосмысления идеалов революционного прошлого и первых лет социалистического строительства. Правда, в истории, рассказанной Володиным, «тихим и скромным» лириком быта и простых человеческих чувств, можно было почувствовать если не подспудное лукавство, то, безусловно, притчевую умудренность, что истинным героем, по-человечески порядочным и добрым, в результате оказывался тот, кто незаметен и даже внешне зауряден, на самом деле не был трубачом, но шел вслед за ним, однако и без него отряд (хотя и пионерский) не был бы отрядом, тем более «надежды маленьким оркестриком». Конечно, теперь, с высоты сегодняшнего знания о минувшем, легко именно ему предъявить претензию, что подобные же «маленькие человечки советской эпохи» поддерживали сталинскую диктатуру и коммунистическую империю. Но в чуть комичном персонаже, великолепно сыгранном Роланом Быковым, есть удивительное достоинство души, щедрость и открытость натуры, что не могло не привлечь пионерку 60-х годов, которая сама не очень-то вписывалась в среду одноклассников, будучи существом тонко и эмоционально чувствующим (в этой роли естественна и непосредственна юная Елена Проклова, которой еще не было во время съемок 13 лет). Именно живая душевная интонация этой картины выделяла ее на фоне более пафосных или проблемно-критических лент о школе (даже получившая немалый резонанс дебютная работа «Друг мой, Колька!» Александра Митты — снята совместно с Алексеем Салтыковым — проигрывает как раз по человечности и теплоте рассказа о людях, которые не являются маленькими вне зависимости от возраста или своей значимости). Да и сейчас фильм «Звонят, откройте дверь!» устарел в меньшей степени благодаря заявленной уже в названии «распахнутости».


Рецензии
Мао Цзэдун переплыл Янцзы в возрасте 72-х лет. 73 года ему исполнилось
26 декабря 1966 года.

Татьяна Буторина   21.12.2019 00:23     Заявить о нарушении
Эрхарда сменил Курт Кизингер.

Татьяна Буторина   20.12.2019 23:24   Заявить о нарушении