Корабль дураков в творчестве созидателей

соавтор-идеолог эссе - Виринея Байрос

Роман японского писателя Оэ «Игры современников» - предупреждение. Переплетая миф и реальность, возвращаясь в прошлое и устремляясь в будущее, он представил судьбу вымышленной страны, которую назвал деревней-государством-микрокосмом с банальной историей:  Люди, ведомые Разрушителем, погрузились на «корабль дураков» и отправились отыскивать землю обетованную, пока не оказались в долине, где попытались зачистить скопившееся за многие века зловоние, символизирующее разложение старого общества, но незаметно сами погрязли в грязи и хаосе. В мифологемах символ Корабля, бороздящего Океан, имеет тайный смысл – духовное перерождение в противостоянии хаосу,  само плавание означает мистическую смерть и возрождение, а другой берег, которого достигает Корабль, отождествляется с новым, более высоким духовным статусом, получаемым в результате посвящения (в христианском символизме Церковь уподобляется Кораблю).
Однако, отличие романа Оэ в том, что Корабль здесь ведом капитаном-разрушителем. Поэтому он носит название  «Корабль Дураков», бесцельно блуждающий по морям, а это символ убогого погружения в суетную жизнь с ее греховными удовольствиями. В романе также речь идет о героическом, но ни к чему не ведущему -  тотально абсурдному, бесцельному противостоянию хаосу, поэтому для обозначения «корабля дураков» ближе образ “Летучего Голландца” – проклятого корабля, обреченного до конца времен странствовать в океане разбитых надежд из-за гордыни его капитана-тирана. Разрушитель создал в обретенной долине общество разрушителей, придя к власти на волне народного стремления к новой жизни и возглавив движение за построение нового микрокосма на «корабле дураков», где кто бы ни был диктатором, путь, ведущий к диктатуре, всегда один - блокировка доступа к истинным духовным целям и нравственным традициям народа набором искусственных потребностей - желаний стяжательства ради низменных инстинктов плоти, и, тем самым, все духовные силы уводить на поддержание постоянного неадекватного напряжения и конфликтов с внутренним собой и обществом.
Чтобы с максимальной наглядностью показать разрыв Капитана-разрушителя с народом, полное непонимание и даже игнорирование им интересов народа, автор прибегает к весьма выразительной гиперболе: Разрушитель забыл человеческий язык. Более того, он даже решает создать новый (в нашем случае - российский вместо русского).  Не менее впечатляющая деталь романа Оэ:  в долине перестали рождаться дети. Это чрезвычайно емкая метафора – корабль-государство-микрокосм лишен будущего, пока люди не перестроят свою жизнь, не вернутся к духовным истокам культуры, не вспомнят великие цели, ради которых жили их предки, ни о каком возрождении новой (инновационной) цивилизации речи быть не может. Это аналогия особа свежа для новой России…  ибо весьма важными для понимания замысла писателя являются страницы, посвященные появлению некоего таинственного звука, знаменовавшего конец Века свободы. Что это за звук?  Оэ пишет, что это был рык Разрушителя–тирана (5G…?). Этот звук предвещал  – войну-апокалипсис. Капитан-разрушитель в истории цивилизаций всегда приносит в жертву народ, приведший его к власти, ведь главная цель хаоса - добродетель превратить в зло, чтобы был повод наказать народ за грехи  – стереть в прах.
Разрушитель  только на корабле дураков всегда наделен бессмертием, пока движение истории, основано на преступлениях и воспроизводстве преступлений. Людям говорят, что они страдают, поскольку грешат. А на деле их учат грешить, чтобы оправдать их страдание. Заставляют жить по-скотски, чтобы и забить их можно было как скот. Сколько бедняг в России запивает сейчас «горькой» преступление, совершенное ради «колбасы» для его детей. «Жертвенные бараны», живущие на корабле-скотобойне, не ведающие сути собственного существования и конституционного права, обречены...   
Но в романе Оэ говорится, что другой таинственный звук был слышен народом, и на него откликнулись лишь Созидатели, попав в резонанс духовного сообщества, основанного на иных жизненных ценностях…. Уловив угрозу, каждый капитан - Разрушитель заставляет всех без исключения заняться постройкой «Дороги мертвецов», которая начиналась неизвестно где и никуда не вела, то есть - заняться бессмысленной целью (аналогия бессмысленного спора о добре и зле). На постройке этой дороги все становятся мертвецами - пылью избранного пути... «Корабль-дураков» затонул – нации больше нет, потому что все духовные и физические силы народа были истощены Разрушителем, за которым тупо шло большинство (ако - бараны), из-за правового невежества, страха, надеясь на-авось повезёт, из-за душевной лени и духовного предательства своей сути - Созидателя.
Человек-социума «корабля-дураков», заточенный только на ориентиры (имя) капитана-разрушителя, теряет смысл жизни, становится загнанным безвольным хилым животным, или впадает в безумие войны, но в любом случае гибнет, оставляя зловоние. Как это не парадоксально, «Игры современников» – роман оптимистический. Появится новый Разрушитель, и снова новое государство-микрокосм; и снова народ пройдет все круги ада – не зря же герой романа много раз возвращается к картине ада в деревенском храме; и снова все станут перед выбором пути. Но выберет ли (срезонирует ли) народ на иное развитие (на звук Логоса), которое бы не привело к гибели? Во всяком случае, автор Оэ дает читателю основания надеяться на это…   пока Дорога мертвецов не достроена, есть шанс сделать иной выбор Пути…

Перед текстом этого эссе размещена картина «Корабль дураков» современного (русского?) художника  - Миронова Андрея.  Из его авторской аннотации к картине удивляет полная безысходность на спасение общества людей с плотика-макрокосма (в отличие от японского романиста Оэ ). Даже «птица в грозовом небе (в аннотации художника - не голубь - вестник Спасителя и символ близкого берега), у Миронова это  -  «символ князя мира сего (Разрушителя), желающего покорить весь мир суете и погибели людям». Но более удручает, что  художник (явно не верующий в Божие Провидение и силу ВЕРЫ)из его утверждения – «Плот не спасти, но на горизонте появился трехмачтовый парусник, надежный корабль, т.е. художник уверен, что искусственное сооружение – корабль – это надежное спасение (он забыл судьбу «Титаника»?) . «Его (корабль) заметил человек читающий книгу». Замечу, человек читающий, а не создающий книгу. Картина современного мира «Корабль дураков» стала бы привлекательнее, если бы художник вместо пассивного читателя-наблюдателя  изобразил писателя-сценариста-пророка, проводника в проявленный материальный мир священного Логоса - шанса человечеству к Пути спасения, а заказчику его картины – дать шанс позитивной программы выживания в этом безумном-безумном мире разрушителей. Но, всего вероятнее, художник не случайно умолчал в аннотации о сакральной идее своего творения - кормящей Деве с младенцем, ибо более всех нас уверовал в Спасителя и создал - проявил Его в Яви "на маленьком плоту".

Авторская аннотация художника к картине "Корабдь дураков" (с его сайта): «В бушующем океане кидает по волнам судно: смертен человек потому и плот, символизирующий земную жизнь обречен на гибель. Волны – суть житейское море. На судне разврат, обман, тщеславие, гордыня… Вот двое делят место на «палубе» стремясь выбросить за борт один другого. Шулер обманывает брата своего. Гребцы: споря друг с другом вращают корабль с людьми по кругу. Вот человек пытается спасти обреченное, - тянет за бечевку отделившееся от плота бревно, но тщетно: некто, заснувший, уже провалился в образовавшуюся расщелину и тонет, а кто-то другой желает поправить парус, но одной ногой уже сам стоит на краю гибели. На тонущем плоту видим также собаку: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-22). Плот не спасти, но на горизонте появился трехмачтовый парусник, надежный корабль. Его заметил человек читающий книгу. Прямая линия от глаз правого гребца, пересекая корабль спасения на горизонте, упирается в птицу в грозовом небе, – символ князя мира сего, желающего покорить весь мир суете и погибели людям.»
Картины нет в наличии, возможно создание авторской копии на заказ.  Стоимость выполнения копии - 150000 руб. холст/масло 110см x 160см 2012 г. «Корабль Дураков» Андрей Миронов


Рецензии
Очень интересно.
С уважением,

Ева Голдева   21.04.2020 15:32     Заявить о нарушении