Становление
- Шарапутдин, как вы пришли в мир восточных единоборств?
- Отец немного занимался вольной борьбой в юности и привил мне дух мужского соперничества. В школе я участвовал во всех спортивных мероприятиях, в основном в легкоатлетических. Спасибо учителю физкультуры Осману Исмаиловичу - втянул меня в занятия спортом, я неплохо бегал на 60 м., 100 м., прыгал в длину, высоту, любил бег на длинные дистанции - 1 км., 6 км.
- Отец не пытался сделать из вас борца?
- Я 2 года в школе ходил на вольную борьбу, но вскоре понял, что это «не мое». Поступил в 1979 г. в Махачкалинский автодорожный техникум, где и познакомился с каратэ.
- А кто вас тренировал?
- Азим Алимов, занимались в Проектном институте. Вначале это было официально разрешено, потом прикрыли. Продолжали поддерживать форму подпольно.
- В армии служили?
- Да, в радиолокационных войсках, в Ростоке. Был старшиной роты, продолжал заниматься самостоятельно.
- Куда после армии забросила судьба?
- В Изберг. 6 лет проработал преподавателем в автошколе и сразу, в течение первых 2 лет, попал в первую десятку «лучших преподавателей системы ДОСААФ», отмечен грамотами генерала Халилова. Видимо, восточные единоборства закладывают в характере занимающегося ими стремление во всем достичь предела, хотя предела совершенству, конечно же, нет.
- А как с каратэ? Хватало времени на это увлечение?
- Каратэ - это образ жизни. Один раз приняв его, ты просто дышишь этим. Вначале с друзьями занимались тайно. Волею судьбы переехал в Каякент. Там тоже занимались с единомышленниками нелегально. Начальник каякентской милиции Батыр Мусаев пригласил в один прекрасный день к себе на собеседование, и официально, под свою личную ответственность, предложили открыть юридически зарегистрированный спортивный клуб (видимо, эту благосклонность вызвало то, что их сыновья успешно занимались у меня, радуя победами на различных турнирах).
- А как с тренерскими документами разобрались?
- Спасибо Шарапутдину Магомедову, он помог мне в этом.
- Как себя показали ваши ученики?
- Довольно неплохо. Ездили на многочисленные соревнования, становились призерами Южной зоны России, теперь ЮФО, в 1997-98 годах.
- А название клуба возникло от чьего-то имени?
- Нет. Мы использовали арабское значение слова «Мурад». «Желанный». Тогда во всем районе не было ни одного клуба по восточным единоборствам.
- А где вы проводили тренировки?
- Арендовали школьные залы, по сей день у нас нет нормального помещения. Никогда не ощущали поддержки от официальных государственных структур. Помогали спонсоры: Казимагомед Амиров, Магомед Исаков («Буцра– Магомед»), в Каякенте – Буташ Буташев.
- А спортивные звания тогда у вас были?
- Был первый разряд по каратэ, а потом ведь оно ушло в подполье, и никаких официальных титулов получить было нельзя.
- Как вы приобщились к ушу-саньда?
- Пришел как-то к нам в клуб Хасбулат Магомедов (в Изберге тогда уже существовало 2 клуба по восточным единоборствам, кроме нашего: клубы Игоря Джафарова и Игоря Адуева) и бросил нам вызов на поединки. Они все отказались принять его, а мы приняли, и с ходу выиграли. С тех пор так и остались «в перчатках», перешли на ушу-саньда. Потом был открытый республиканский турнир по «гёзалда», это вид единоборства тогда получил развитие в Дагестане, его популяризовал Камиль Мурзаев.
- Название похоже на тюркское. Я что-то не слышал о таком стиле раньше.
- Правила этого вида единоборства были созданы Камилем, название дал он же.
- Теперь понятно. Кто-нибудь оказывал вам помощь на «ушуистском» этапе развития?
- В начале становления оказал действенную поддержку бывший глава администрации города Ильмутдин Гамзаев - в приобретении экипировки, аренде зала, финансировании поездок на чемпионаты Дагестана.
- Какие перспективы развития у клуба сейчас?
- Занимается у нас порядка ста человек. Несколько своих инструкторов. Есть чемпионы России, победители международного турнира «Молодой дракон», прошедшего в Москве.
- Как я знаю, недавно состоялось первенство Южной зоны РД по ушу-саньда. Сколько ваших спортсменов завоевало право на участие в первенстве республики?
- 13 ребят плюс четыре девушки. Из других избергских клубов это право завоевали: из клуба «Лукойл» - 5 человек, из клуба «Аждаха» - 1 человек. Это при том, что состав у нас новый.
- Какие пожелания хотите озвучить в прессе?
- Нам генетически близок ушу-саньда, как стиль единоборств. Хотелось бы, чтобы спортивное руководство республики не делало «любимое дитя» из вольной борьбы из-за того, что это олимпийский вид спорта. Местной администрации необходимо иметь штат тренеров по ушу-саньда, поддерживать развитие этого красивого вида спорта, ведь ушу-саньда называют «предолимпийским» видом, нам надо заранее создавать олимпийскую базу. Желательны более благоприятные условия для деятельности, чтобы можно было выкупить помещение в собственность клуба.
- Вы не первый, кто говорит о генетической близости ушу-саньда дагестанцам. Еще в 2001 г. я писал в статье «Восточные единоборства: наше или ихнее?» о том, что наши языки восходят к единому сино-кавказскому языку, что подтверждает ваше мнение на сей счет. К подобному выводу пришел и известный тренер по вольной борьбе Магомед Аминов.
- Хотите одну историю расскажу? Как-то один мой приятель пришел посмотреть бои по ушу-саньда. В ходе соревнований он вошел в такой азарт, что кричал, хохотал, размахивал руками. А потом воскликнул: «Черт побери! Как эти китайцы смогли придумать такой дагестанский вид спорта?».
- Ушу-саньда завоевывает весь мир. Я видел, что на вашем первенстве Южной зоны Дагестана было столько участников, сколько 2-3 года назад на первенстве республики.
- Я мечтаю построить школу-интернат наподобие халимбекаульского. Подготовительные работы ведутся. Был разговор с Мурадом Шихсаидовичем Шихсаидовым, главой Каякентского района, он дал «добро», выделяется земля, вопрос прорабатывается. Кроме ушу-саньда (официальное название этого вида спорта - «саньшоу»), Мурад Шихсаидович поддерживает и другие виды спорта, выделяя средства на выезды инвентарь, проведение соревнований - большой энтузиаст спорта. Высокопорядочный человек - когда бы ни обратились, не отказывает, всячески помогает.
- Вам можно только позавидовать... Как всякий серьезный последователь Пути Воина («Бу До» по-японски), я тоже пытаюсь построить «Дагестанский Шаолинь», назвал его «Аш-Шам». Все приходится делать за свой счет, своими руками. Прошло 4 года, прежде чем удалось «организовать» борцовский ковер из домашних матрасов, боксерскую грушу из мешка с песком, собрать защитную экипировку и выклянчивать боксерские перчатки у знакомых. Зал размером 6x8 метров, он же молельная комната - в отличие от буддийского Шаолиня, «Аш-Шам» ведет бойцов в совершенству через исламские ценности. Впервые в этом году зазвучал азан над нашим селом - удалось раздобыть колонки и усилительную аппаратуру. Но не будем о грустном... Как семья относится к вашему увлечению Ушу («искусство боя»)?
- С полным пониманием и поддержкой. Сын, Шамиль, чемпион Дагестана по тайскому боксу, серебряный призер чемпионата Дагестана по ушу-саньда, пока среди юниоров. Младшая дочь, Марзият - 3-кратная чемпионка Дагестана по ушу-саньда. Старшая дочь занимается для себя (не выступает на турнирах). Все дети влюблены в восточные единоборства. Жена - домохозяйка. Как я ее зову: «боевая жена боевого командира». Ссор не бывает в семье. Спасибо Аллаху - понимающая спутница жизни. 80% счастья или несчастья мужчины зависит от выбора супруги...
- Я видел, как вы судили первенства Дагестана по ушу-саньда в качестве рефери. Большой у вас стаж в этом деле?
- Приходилось участвовать в судействе соревнований не только по ушу-саньда, каратэ, но и по «драке», тайскому боксу, кикбоксингу. Судья первой категории.
- А как вы относитесь к совмещению занятий разными видами спорта?
- Позитивно. Ребятам рекомендую ходить на вольную борьбу, чтобы крепче стоять на ногах, но в большей степени - заниматься игровыми видами спорта (они повышают координацию движений, скорость, реакцию). Те, кто занимается ими, достигают лучших результатов в единоборствах. Человек подобен стали, когда теряет закалку, «выдержку», теряет свою ценность, как спортсмен, боец. Девиз нашего клуба: «Без разума тело бесполезно!».
- Вас интересует духовное развитие ваших учеников, помимо роста спортивных результатов?
- Конечно же! Хорошим спортсменом можешь и не быть, но человеком, гражданином быть обязан.
- Один суфий сказал: «Между йогом и тарикатом очень много общего. Различие очень тонкое: йог стремится к совершенству, а суфий к человечности», я вижу, что вы более суфий, чем йог.
- Может быть, но я не брал тарикатского вирда. Есть человек, которого я могу назвать моим духовным Учителем, но он не принадлежит к официальным цепочкам ученической преемственности. Однако я знаю, что если человеку в течение одного месяца твердить, что он свинья - он захрюкает. А если хвалить - станет лучше.
«Дагестанская правда»
Свидетельство о публикации №219121501559
Магомед Алхасов 30.12.2019 14:57 Заявить о нарушении