О несогласных респондентах

***

Всех несогласных *респондентов,
**Закон вдруг превратил в "агентов"...

***Свобода воли Всем(вам) дана,
Молчите!... - будет тишина...

Не, забывайте! - Благо, дать...
Налоги! - вовремя отдать...

Не ешьте, много! - Не бузите!
Но пояса, всё ж - затяните...

И пребывайте - начеку,
Чтоб, не выдёргивать - чеку...

А.В. Козак


 
*РЕСПОНДЕНТ (от лат. responsare — отвечать, реагировать) — участник социологического опроса, отвечающий на вопросы анкетера или интервьюера, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

Инициатива участия в опросе принадлежит не респонденту, а исследователю, хотя за респондентом сохраняется право отказаться от участия в опросе. Содержание вопросника, виды вопросов и ситуация интервью регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной, единой для всех инструкцией. Таким образом, ролевая позиция респондента выглядит априори заданной, требующей принятия целого ряда весьма жестко регламентированных требований.

В то же время это не однонаправленное воздействие, а активное взаимодействие, своеобразный диалог, в котором каждый из участников вносит свою долю в формирование достоверности получаемых эмпирических данных. Поэтому возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс требований, обусловленных некоторыми свойствами и особенностями респондента как партнера социолога по исследовательской ситуации.

Во-первых, респонденты массовых социологических опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научного сознания и управленческого, прагматического сознания, в сфере которых формируются цели и задачи опроса. С этой особенностью связано требование «перевода» программных (исследовательских) вопросов на уровень обыденных, житейских представлений респондента, его повседневного опыта (см. Операционализация понятий).

Во-вторых, существенным свойством респондента является, как уже упоминалось, уровень его информированности, компетентности по поводу изучаемой сферы социальной реальности. Респондент может быть либо непосредственным участником или наблюдателем изучаемых процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредованных процессами социализации (воспитание, обучение, деятельность СМИ и т.д.).

В-третьих, респондент характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и практике социологических опросов вообще. Замечено, что в периоды кризисов в отношениях власти и населения число отказавшихся от участия в опросах, прерванных интервью и не отвечающих на отдельные вопросы и блоки вопросов резко возрастает.

В-четвертых, необходимо учитывать социокультурные и национальные особенности респондента, которые включают его нормативные представления о приемлемых тематических границах для беседы с незнакомыми людьми (табуированные темы), о возможном языковом и приемлемом стиле опроса, возможности высказывания оценок отдельных событий, явлений, людей и т.д.

Значение этих особенностей возрастает в межнациональных сравнительных исследованиях и в опросах социальных слоев и групп, принадлежащих к различным субкультурам: городские и сельские жители, тендерные, молодежные субкультуры и др.

В-пятых, психологические особенности респондента также оказывают значительное влияние на результаты опроса. К этой группе относятся такие признаки респондента, как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, память, аналитические возможности, коммуникабельность, уверенность в себе, воображение, темперамент, навыки вербализации, чувствительность к невербальной информации. Снижение и профилактика негативного влияния этих факторов во мн. зависит от качества вопросника, т. е. от профессионализма социолога, а также от уровня подготовки и мастерства интервьюера.

Учебные и методические пособия, посвященные методу опроса, в большей или меньшей степени содержат рекомендации по названным проблемам, но специализированные исследования пока нельзя считать систематическими как в отечественной, так и зарубежной социологии, хотя их число постепенно возрастает.

О.М. Маслова

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 393-394.

Литература:

Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 1. М., 1990;

Ноэль-Нойман Э. Обществ, мнение. Открытие спирали молчания. М., 1996;

Мягков А.Ю. Соц.-демогр. переменные в социологическом исследовании: Проблемы достоверности самоотчетов респондентов. М., 2002;

см. также: Опрос социологический, Вопрос, Интервью.

Tags:
Социология
Понятие:
Респондент

"Президент России Владимир Путин подписал закон о расширении списка средств массовой информации, которые могут быть признаны иностранными агентами. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, сообщает ТАСС."

**Федеральный закон от 02.12.2019 № 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Дата опубликования: 02.12.2019
Номер опубликования: 0001201912020074

**Вступили в силу законы об оскорблении власти и фейк-новостях https://pravo.ru/news/210338/

С 29 марта физлиц и организации смогут привлечь к ответственности за распространение в Сети недостоверной информации, оскорбление органов власти и госсимволов.

Штрафы варьируются от 30 000 руб. до 1,5 млн.

Соответствующий пакет поправок подписал Владимир Путин 18 марта.

Согласно им, за распространение недостоверных новостей (фейк-ньюс):
- физическим лицам теперь грозит штраф в 30 000–100 000 руб.,
- должностным лицам – 60 000–200 000 руб.,
- юридическим – 200 000–500 000 руб.

Если правонарушения привели к серьезным последствиям (вред здоровью или массовые беспорядки):
- максимальный штраф для граждан вырастет до 400 000 руб.,
- для юрлиц – до 1,5 млн руб.

Как уточняется, закон о фейк-ньюс запрещает распространять в интернете информацию, которая создает:
- «угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан,
- имуществу,
- угрозу массового нарушения порядка и общественной безопасности,
- угрозу создания помех функционирования или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения,
- транспортной или социальной инфраструктуры,
- кредитных организаций,
- объектов энергетики, промышленности или связи».

Закон также предусматривает блокировку ресурса, опубликовавшего фейковую новость. Если СМИ незамедлительно не удалит недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора, то доступ к сайту ограничат.

Также, согласно подписанным президентом поправкам, закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» дополнит новая ст. 15.11. Она определяет порядок ограничения доступа к информации, которая выражает в неприличной форме «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ».

Теперь в случае обнаружения такой информации генпрокурор или его заместители смогут обратиться в Роскомнадзор с требованием удалить ее. А если этого не произойдет, то ресурс заблокируют.

За распространение оскорбительной информации вводятся штрафы от 30 000 до 100 000 руб. За повторное нарушение грозит 100 000–200 000 руб., за каждое последующее – 200 000–300 000 руб. Также предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до 15 суток.

Ранее Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека направлял Владимиру Путину заключение, в котором эксперты призывали не подписывать законы о фейк-ньюс и оскорблении власти.

Члены совета указывали, что их нужно доработать. Согласно экспертному заключению СПЧ, и первый, и второй законы дают основы для произвольных действий, потому что нет ясности в определённых моментах.

Например, считают они, непонятно, попадут ли под действие закона об оскорблении власти карикатуры, анекдоты, скетчи, репризы, пародии. Однако Госдума и Совет Федерации одобрили поправки.

По словам партнёра Адвокатское бюро «Торн» Сергея Токарева, наказание за «явное неуважение» к власти дает правоприменителям «простор для фантазий», потому что формулировки в законопроекте «общие и крайне оценочные».

Размер штрафов Токарев назвал «посягательством на свободу слова». «Санкции сделали в превентивных целях. Чтобы больно било по карману среднестатистического гражданина и заставляло 10 раз подумать, прежде чем что-то писать, – рассказал он. – Всегда считал, что здоровая критика только в плюс. Видимо, теперь специально обученные люди будут решать, какая критика конструктивная, а какая – опасная».

Адвокат Забейда и партнеры Артём Юдин считает, что:

- с одной стороны, этот закон направлен на соблюдение принципов морали.
- с другой стороны, ужесточив наказания, вводится своеобразный запрет на критику гражданами действующей власти,
- что является нарушением свободы слова.

А возможность широкого толкования  впоследствии может привести к массовому привлечению к ответственности невиновных лиц, отмечает юрист."

Федеральный закон от 18.03.2019 № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон от 18.03.2019 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон от 18.03.2019 № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15-3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Федеральный закон от 18.03.2019 № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Право.ru

***Свобода слова и мысли

"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Статья 29
 
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
 


Рецензии
Доп. инфо:

"Денег нет, но вы держитесь": как живет героиня мема http://youtu.be/fn9LBlJkRFo

День рождения Медведева в Геленджике) Денег нет, но вы держитесь)
14 сент. 2019 г. http://youtu.be/L9SHKVn95n8

Шутки Максима Галкина. Инаугурация. Соловьев. http://youtu.be/tvHsnUsNGHQ

Александр Козак   15.12.2019 18:25     Заявить о нарушении