Послание апостола Иакова 1

Сегодня хочется поговорить о Соборном Послании Св. Апостола Иакова.
     Это послание в своё время вызывало немало споров о своём авторстве и соответствии учению Христа. Ведь Тот учил спасению по благодати, а Иаков явно учит тут о спасении делами. Мартин Лютер, даже, называл его «соломенным посланием», поскольку считал его псевдоэпиграфом.
     Не вижу необходимости в описании исторической подоплёки послания, полагая, что можно начать его прочтение.
     «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.» (1:1)
     Как видно, первоначально Иаков обращается к уверовавшим из евреев. Это и не удивительно: Иаков был братом Христа, а значит чистокровным иудеем, да ещё и из царского Давидового рода. Как свидетельствовали о нём современники, брат Мессии много часов ежедневно простаивал в коленопреклонном положении, совершая молитвы. Говорят, что даже колени его стали похожи на верблюжьи колени.
     Само его имя обозначает «идущий по пятам», или «держащийся за пяту». Именно так назвали прародителя евреев (если не считать Авраама), того, в честь кого был назван целый народ.
     Иаков был очень набожным человеком, действительно не отстающий в своей богобоязненности от своего брата – Мессии, словно следуя за ним по пятам.
     Своё отношение ко Христу Иаков выражает словами «раб Бога и Господа Иисуса Христа». О чём может говорить это выражение?
     Несомненно, рабом быть плохо. Например, один мой знакомый сказал на реплику о всепрощении, что мол, прощают только рабы. Конечно, это потому, что человек этот просто не совсем понимает, что такое всепрощение, полагая, что прощать – значит позволять делать с собою все, что заблагорассудится безнаказанно.
     Другой мой знакомый, родновер - язычник, произнёс однажды, что его бог рабом его не называет, а вот христиане часто любят говорить о том, что они – рабы Бога. Вот и Иаков начинает послание с того, что он – раб Бога и Христа.
     Следует помнить, что слово это писалось в исторической обстановке, присущей восточной культуре. У семитов, коими были евреи, рабство никогда не было основанием экономики, как это было у древних римлян, или греков.
     Раб был частью семьи и даже входил в число наследников, если работал, не покладая рук. Кроме того, дети сами часто бывали на положении рабов до тех пор, пока сами не обзаводились семьёй, тяжко работая, на благо родного семейства. Детей даже могли лишить наследства, если были ленивыми, нерадивыми, проявляли непочтение к родителям.
     Поэтому, когда Иаков считает себя рабом Бога и Христа, или когда христиане говорят о том, что они рабы Бога, они не говорят о своём бесправном унизительном положении.
     Известно, что христиане – это дети Божьи. Об этом пишет апостол Иоанн в первом послании, в третьей главе, вторым стихом. Кроме того, христиане – рабы Божьи, как пишет Иаков. 
     Такое соединение говорит о том, что христиане, несмотря на то, что являются частью семьи Божьей и являются своими Богу, обязаны трудиться для Всевышнего, как рабы, не жалея себя.
     Собственно, именно по этой-то причине у некоторых протестантских теологов, любящих говорить о благодати Христовой, это послание, в силу своего упора на дела веры, а не саму веру, вызывает сомнения в подлинности.
     Если христианин не гость в семье, а её  часть – он будет трудиться на ниве Божьей, исполнителем завета, его причастником. А что это значит? Сам Иаков и упоминает об этом, говоря, что «вера без дел мертва».
         


Рецензии