Тартюф

(«ВТУ им. Щепкина», мастерская В. И. Коршунова в КЦ «Онежский»)

Режиссер: Наталья Петрова

«Тартюф-герой, кумир,
Его достоинствам дивиться должен мир;
Его малейшие деяния – чудесны,
И что ни скажет он – есть приговор небесный.
А тот, увидевши такого простеца,
Его своей игрой морочит без конца;
Он сделал ханжество источником наживы
И нас готовится учить, пока мы живы».
(Жан-Батист Мольер. «Тартюф»)

Не прошло и полгода с тех пор, как мы с огромным удовольствием смотрели в зале «Театрального училища имени Щепкина» два спектакля по пьесам Островского — «Пучина» и «Волки и овцы». На сей раз путь наш лежит далеко от центра, на северо-западную окраину столицы, где студенты ВТУ показывают свое мастерство на традиционном «Театральном понедельнике».

Комедия «Тартюф» Жана-Батиста Мольера была написана более трёх с половиной десятилетий назад, но в постановке студентов получилась очень даже современной. И не только потому, что некоторые персонажи пьесы откровенно щеголяли в нарядных костюмах нашего времени, но и благодаря обращениям истинного резонера Клеанта в зал, к зрителям. И это делало нас не наблюдателями вовсе, а непосредственными участниками событий. Жителями небольшого городка, например, которые собрались на соборной площади, чтобы посудачить о том, о сём...
Да и сама история, в которой пройдоха Тартюф, пользуясь доверчивостью богатого человека Оргона, нагло воцаряется в его доме, откровенно пристает к его жене и не имеет ничего против женитьбы на его дочери (между прочим, уже имеющей другого жениха) и получения  семейного дома в подарок — подвластна любому времени.

Скажете, в нашем веке ничего подобного не может быть? Что люди, владеющие Интернетом, наученные своим, или же чужим горьким опытом, уже не  дают так легко себя «окрутить»? Уверена, что вы этого не скажете. Ибо такие люди, как Тартюф, будь он хоть в рубище, хоть в современном костюме, никогда своего не упустят. Прикрываясь мнимой набожностью и заботой о благе человека и человечества, он может легко втереться в доверие к таким наивным и легко возбудимым людям, как Оргон. Заставить их забыть семью, выгнать из дома сына и выдать дочь за самозванца. Расстаться с недвижимостью, причём добровольно, с глупой улыбкой на блаженном лице...
Вот и вспомнишь тут «не к ночи» Воланда: «Никогда ничего не просите: сами придут и все дадут».

Белые стулья  и стол с длинной скатертью — аккурат такой, чтобы скрыть спрятавшегося под ним Оргона — вот и весь антураж, который был сегодня на сцене. Но какого-либо недостатка в оформлении спектакля совершенно не чувствовалось. Ибо мастерство артистов все-таки куда важнее.
Ещё по предыдущим постановкам с участием студентов «ВТУ» я заметила, что молодые артисты отличаются не только несомненным мастерством (спасибо педагогам, хорошо учат) — но и явным стремлением показать все грани характера своего персонажа. «Прорисовать» его: ведь чистых  «добрячков» и «злодеев» на свете не бывает.
Очень красиво получилась сегодня  эта «прорисовка» у девушек, игравших Дорину, горничную юной Марианы, и Эльмиру, жену Оргона. Богатство эмоций, яркая внешность и неукротимая энергия отличает этих замечательных актрис.

Из мужских персонажей мне особенно приглянулся исполнитель роли Оргона. Ему блестяще удалось показать человека одурманенного, не верящего своим ближайшем родственникам, желающим ему только добра. С безумной  улыбкой на устах «расправляется» он не только со своим домом, но и с домочадцами. Сам отдаёт в руки лжеца Тартюфа важные документы, способные погубить лучшего друга...
Можно ли быть таким слепцом? Оказывается, можно, если встретившаяся вам на пути ложь надевает на себя маску добродетели.

«Да в большинстве своем мы, люди, чудаки
И действуем своей природе вопреки.
Зачем мы разуму дать не желаем веры?
И почему нигде, ни в чем у нас нет меры?» — эти слова Клеанта как нельзя лучше описывают то, что произошло не только с Оргоном, но и его авторитарной матушкой Пернель, также «усыплённой» сладкими речами Тартюфа.

Но вот — и развязка. Лёгкий, но заметный налёт современности, присущий этому спектаклю, давно уже убедил меня в том, что несмотря на классическую трактовку пьесы Мольера, «хэппи-энда» с весьма своевременным  вмешательством  «Короля-Солнца» мы сегодня не увидим.
И я не ошиблась. Счастливой развязки эта комедия, вопреки закону жанра, так и не получила.
Может, оно и правильно. Общеизвестно, что концовка «Тартюфа» была вызвана тактическими соображениями Мольера, опиравшегося в борьбе за комедию на поддержку Людовика IV. Да и само Зло за три с половиной века выросло, возмужало, сменило свою личину. Отрастило новые головы, став ещё более страшным и изощрённым...

Молча, понурив головы, стоят члены семейства Оргона, выслушивая нелёгкий приговор: все они должны немедленно покинуть родной дом, долгое время передававшийся по наследству от отца к сыну. А довольный Тартюф обещает найти бывшему их богатству лучшее применение.
Те, кто читал пьесу Мольера, до последней секунды ждут чуда, но его не происходит. Волшебник в голубом вертолете явно полетел сегодня по другому маршруту...

... Зал приветствует артистов долгими аплодисментами. Сегодня в ДК был полный аншлаг: учителя привели старшеклассников, которые проходят эту пьесу по литературе. И, надо отметить, что ребята вели себя выше всяких похвал. Видна работа педагогов, да и интересно же было! И режиссер молодец: использовав в постановке весьма удачный перевод Михаила Донского, она тем самым сделала ее доступной и старым, и малым.


Рецензии