Человек-Подушка

 (Театр «СТУДИЯ. project» в КЦ «Хитровка»)
Режиссер: Евгений Балтин.

— Кто это шумел вчерашней ночью, мамочка?
— Мой маленький мальчик, тебе просто показалось. У тебя слишком бурное воображение.
— Правда? Неужели ночью все такие же мальчики, как я, слышат такие отвратительные звуки?
— Нет, детка моя. Только очень талантливые дети.
(Мартин МакДонах. «Человек-подушка»)

***

Сегодня Театр «СТУДИЯ. project» пригласил нас, блогеров, на премьеру спектакля по культовой пьесе Мартина МакДонаха «Человек-подушка». Материал для постановки был выбран непростой, но молодые режиссер и артисты с ним справились. Сыграли громко, мощно, с выстрелами и рэповыми композициями, показав всю неправедность действий полицейских в тоталитарном государстве. А также напомнив всем нам об ответственности писателя не только за свои творения, но и за последующие действия того, кто их прочёл.
Рассказы «Писатель и брат писателя» и «Маленький Иисус» были весьма мило проиллюстрированы самодельными  книжками-раскладушками. У меня парочка таких сохранилась с детства: разве что, не столь брутального содержания
«Полное собрание сочинений Катуряна К. Катуряна», к концу спектакля превратившееся в огромную гору скомканной бумаги, сожжено не было: детектив Ариэль милостиво «развеял» его мощной струей пылесоса.

Спектакль получился длинным, ибо воспроизводил оригинальную пьесу «один в один». Что лично для меня стало полной неожиданностью. Ну хотя бы потому что, будучи энное количество лет связанной по  работе с написанием аннотаций и пресс-релизов, я до сих пор не избавилась от (дурацкой) привычки их читать.
Прочла я и аннотацию к «Человеку-подушке». Цитирую:

«А чего боитесь Вы?
Конца света? Полтергейста? Яблочных человечков?
Пьеса "Человек-Подушка" - основа нашего театрального эксперимента. Мы будем рассказывать страшные сказки и говорить о собственных страхах, а вы сможете присоединиться к нам в процессе, или попросить нас прекратить, если в какой-то момент вам станет невыносимо страшно».
Вот этого-то «театрального эксперимента» мы сегодня и не увидели. А увидели хорошо выученную и «с огоньком» исполненную пьесу. Что — суперски, классно, похвально с одной стороны. А с другой - искренне жаль. Было бы чертовски интересно поговорить о своих страхах и послушать, что расскажут другие зрители. Глядишь - и метод групповой терапии сработал бы! В конце концов, сумела же Надежда Ларина превратить простую постановку «Миграция» в живой, искренний диалог со зрителем!
В данном же случае весь «диалог» был сведён к краткому знакомству с лексическими особенностями стиля данного автора.

Творения Мартина МакДонаха я просто обожаю, а посему, поход на сегодняшний спектакль по-любому был для меня радостным. Удивило  большое количество зрителей - туристов из Китая. Я слышала, как их сопровождающая объясняла кому-то, что ее подопечные русский язык не знают, но МакДонаха читали, и в спектакле поняли абсолютно все. Так что, пока «МХТ имени Чехова» продаёт билеты на своего «Человека-Подушку» по совсем другим ценам, спектакль Театра «СТУДИЯ. project» может стать для молодого зрителя неплохой альтернативой.
Но только, имхо, при соблюдении двух условий:

— если он никогда раньше не читал эту пьесу. Тогда ему все будет внове, все в первый раз, и он получит кайф по полной;
— если он никогда не видел «МХТовскую» версию «Человека-подушки».
И поверьте,  не только потому, что Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Сергей Сосновский и Виктор Хориняк — артисты неподражаемые. А потому, что ни у кого просто не хватит сил на то, чтобы перестать сравнивать...
Может быть, причина тому — постановка  и той, и другой версии 100-процентно близко к авторскому тексту? Да и правомерно ли зрителю требовать у молодых артистов такого же уровня перевоплощения, как у мэтров сцены? Чтобы ты не просто сидел в зале и смотрел пьесу — а «влез», врос в неё, став ее участником?

Как известно, театральные зрители — народ непростой. Их любовь к тому или иному театру во многом зависит от того, как понравился им первый просмотренный в нем спектакль.  Для меня знакомство с Театром  «СТУДИЯ. project» началось с пластического спектакля «Карамазовы. Все дозволено». И это был просто фейерверк эмоций; настоящий праздник для души. В моем личном рейтинге этот театр сразу взлетел на необыкновенную высоту! А вместе с тем появилось и ожидание такого же праздника от очередных его постановок. Желание, чтобы любимый театр отныне всегда радовал своими творениями. Был «терапией для души».

Сегодняшний спектакль меня порадовал - как добротная версия пьесы и очередная театральная встреча с любимым автором. Но вопить от восторга, как было после «Карамазовых», не заставил. Может быть, это была просто премьера, первый прогон, и в дальнейшем постановку ждёт  все обещанное в аннотации?
 Тогда — ждём с нетерпением! Ибо потенциал у Театра «СТУДИЯ. project»  реально высокий.


Рецензии