Просмотры 2020 - кино и сериалы

Китайский Париж
Франция, 1974
Реж. Жан Янн

Об этом фильме писали в какой-то советской книжке по «критике буржуазного киноискусства». Оттуда я про него и узнал. Нашел «Китайцев в Париже» в Сети, но долго не начинал смотреть. (То или иное кино требует соответствующего настроения). И вот, наконец, получил удовольствие.
Французы не боятся «оскорбить чувства французов» и могут очень едко посмеяться над собой, рассказывая о себе очень неприятную правду. Правду?
Китайцы-маоисты захватили всю Европу. Франция сдалась без боя, президент сбежал в Америку, а граждане республики увлеченно стали приспосабливаться к маоистским порядкам. (Подобно тому, как во время второй мировой «дух Марны» у галлов пропал и у нацистов карателями служило гораждо больше французов, чем в Сопротивлении, миф о котором стал культивироваться после войны). В общем, хитрые парижане приспособились и к немцам, и к китайцам, испытав, правда, ряд неудобств, например, отдав свои личные автомобили и перейдя на рикш. Собственно из таких анекдотов фильм и состоит. Апофеозом мне показался спектакль по мотивам оперы Бизе, где представитель коммунистической  ячейки Хо-Зей выслеживает сбежавшую шпионку и предательницу Кармен. Китайский женский батальон, под музыку из «Половецких плясок» бежит громить базу американских империалистических марионеток, а реабилитированный Хо-Зей убивает изменницу. Все сделано просто уморительно!
«У них есть пули, а у нас есть шампанское». Азиатские захватчики не выдерживают парижских соблазнов. Китайская армия морально разлагается и отступает к себе в Пекин. Группа парижан имитирует «сопротивление», когда это уже ничем не грозит, зато нескольких женщин бреют налысо за связь с врагом. Политики и генералы возвращаются на свои места, а ловкий делец продает коляски, оставшиеся от рикш римскому Папе.
Но будет  ли снова что-то подобное, когда враг воскликнет: «И эти тоже нас победили?!» Чем обернется новая оккупация Франции и коллаборационизм элит и масс, сценарий, подобный описанному Мишелем Уэльбеком в романе «Покорность»?..



Нарцисс и Гольдмунд
Германия, 2020.

Давно уже не разделяю пафоса Г.Гессе, по роману которого снят фильм.  Зачем-то переводят имя второго героя (Златоуст). Содержание тоже кажется не очень важным (даже и не вникал особенно). Однако кастинг и костюмы, работа художников и оператора выше всяких похвал. Создается какая-то особенная «фэнтезийная» атмосфера «осени Средневековья».



Десять лодок
Австралия, 2006
реж. Рольф Де Хир.

История из жизни древних аборигенов, стилизация.
Сюжет (и мораль) можно охарактеризовать песней Балбеса из «Кавказской пленнице» (чем иметь трех жен, гораздо лучше для молодого совсем без жены.
Типажи подобраны как иллюстрации в главах учебника о доисторических временах.
Кинцо не очень, повествование от имени Рассказчика  весьма занудливо… Трудно вообще понять восторги этнографов-антропологов.
И нынче человек изрядно дик, а уж «на заре»...
Привлекательного мало.



Сексмиссия
Польша, 1983
Реж. Юлиуш Махульский

Три раза смотрел эту великолепную комедию. Первый раз это было «в свое время», то есть в сентябре 1985 года, когда «Новые амазонки» добрались до союзного проката. Перед поездкой в колхоз хотелось хорошо развлечься и перед кинотеатром отстоял огромную очередь. Тогда «сексмиссии» в совке были в дефиците,  и это несколько мешало зрителям оценить великолепный юмор картины – поляки уже развлекались вовсю!
Второй раз видел «амазонок» по телевизору, но энтузиазма как-то уже не было. И вот, четверть века спустя пересмотрел и оценил фильм – давно так не смеялся.
Может быть, фильм сейчас приобретает новую актуальность,  так как то, что Юлиуш Махульский представил в виде фантастического гротеска стало на деградирующем западе новым стандартом и «белых самцов» действительно гнобят по полной программе. Не исключено, что как и в старой польской  комедии во главе этого стоит какой-нибудь элитный субъект с комплексами.
В общем, эпиграф «Сексмиссии» тоже оказался пророческим: « Завтра – это сегодня, только завтра».



Dr.No
007-1
Великобритания, 1962
Реж. Т.Янг

Фильмы «бондианы» надо смотреть под настроение. Обычно эти суперменские глупости, даже приправленные иронией, трудно перенести. Но иногда – хочется расслабиться. Фильмы франшизы 1962-2015 годов выглядит весьма неравноценно: порой просто невероятные погони и драги, порой «цепляет». От идеи скачать весь цикл отказался, но первый фильм с Ш.Коннори решил пересмотреть. Каким же удачным он получился: задал стандарт серии на полвека – неотъемлемые черты фильмов о Бонде знает любой киноман, а алгоритм каждой картины был описан У.Эко. И - как долго это работало!
«Доктор Ноу» - еще довольно скромен и погони-драки-декорации находятся еще на грани достоверности. (Потом Бонды, преемницы У.Андресон и декоративные злодеи уже смело выходят за рамки законов физику и биологии).
Иногда можно посмотреть и такое. Впрочем и этот шедевр поп-культуры, несмотря на уступки («М» - сменило пол, а красотки – расовую принадлежность) по нынешним временам вряд ли имеет возможность продолжаться. Дикарская «политкорректность» разрушает культуру и даже коммерческий кинематограф.



Годзилла
Япония, 1954
Реж. И.Хонда

Первая «Годзилла» великолепна!
Со времен юности я интересовался мировым кинематографом, но о многих фильмах мог только читать в рубрике «интеркурьер»  СР, или специальных книгах о кино. Одна такая мне недавно попалась в руки – сейчас все можно посмотреть. В совке мы были обделены не только продуктами, но и развлечениями, потом уже вкус не тот, но все же выбрал несколько названий, и всё нашлось в сети.
Первый фильм Хонды о  радиоактивном монстре-беспредельщике, повторяю, очень хорош. Черно-белое кино с нарисованными спецэффектами смотрится с неослабевающим вниманием. Интересен послевоенный быт, постоянные отсылки к военным временам и атомной бомбардировке, наряду с испытанием водородной бомбы (о чем японцы говорят «политкорректно», не обвиняя США напрямую); волнующий саундтрек, симпатичные актеры, вопросы научной этики и ответственности ученых, пацифистские, экологические и другие интересные идеи…
Потом уже началась бесконечная коммерческая эксплуатация находок фильма 1954 года, что, конечно, интереса уже никакого не вызывает. Почем такие фильмы не шли в свое время широким экраном, все ведь хорошо вовремя. Впрочем, у советских зрителей был свой японский ужас – вспоминаю, какие очереди были за билетами на «Легенду о динозавре»…



Разрабы
Сериал,2020
США, Великобритания
Реж Алекс Гарланд

«Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
По всей видимости, «прогресс» свернул не туда и мчится в «цифровой» тупик. Скорости и вычислительные мощности все больше, а человеку все хуже.
Фантастический сериал о перспективах создания квантового компьютера сначала показался стильным,  но потом одолел своей депрессивностью. А главная героиня попросту выбешивала.
К чему это все? Гений миллиардер и квантовик живет в бедном доме и ездит на старой машине. Тоскует и страдает.
Супер-компьютер используется для арамейских мультиков и просмотра порно с кинодивой-наркоманкой. Ах, еще можно предсказывать будущее и оказаться в виртуальнйо симуляции с оживлением дочери. При этом никакого «властелина мира», приходится отстегивать черной сенаторше и заставлять службу безопасности убивать людей.
Великолепные инженеры вроде бы обеспечены, но жрут фатфуд и пьют кофейный суррогат из пластиковых стаканчиков;  квартира вроде есть но  ни нормальной семьи, ни детей. Только в шкафу – стопка ноутбуков. В любой момент можно потерять работу, а то и жизнь, что и происходит.
И – зачем стараться ради ТАКОГО будущего!

Love
2015

Грани между «кинематографом» и порноиндустрией  уже нет


Барака
США, 1992
Оператор – Рон Фрике

Такое могло бы сниматься «по заказу ООН». Видео-путешествие по Земле. Под музыку и без слов. Самое замечательное в этом документальном фильме – это съемки фантастически красивых мест, природы в национальных парках, невероятных пейзажей.
С людьми хуже. По замыслу, может быть, предполагалось благоговение перед антропологическим биоразнообразием и восхищение далекими «культурными особенностями». Но ощущать в духе Леви-Стросса субъективно не получается. Думаешь, что  более знакомая жизнь, которую постоянно и отчаянно ругаешь – это ещё ничего. А вот дикарям с раскрашенными морденями и  изуродованными гениталиями как-то умиляться не хочется.  Сколько существует нелепых культов и идиотских ритуалов – показана лишь малая часть.  Грандиозные постройки, воздвигнутые ради всяческих богов, лишь подчеркивают ничтожность людишек. Вот и современную цивилизацию можно изобразить карикатурно, например, через ускоренную съемку автомобилей на перекрестке. Да, многое и придумывать не надо: свалки, конвейеры, подожженные саддамовцами нефтепромыслы, милитаризм и валяющиеся нищие. Люди в переполненном метро уподобляются сортировке птенчиков на птицефабрике…
В начале фильма – кадры с обезьяной, которая  купается в горячем источнике. Недалеко ушли!
Конечно, операторская работа и монтаж выше всяких похвал.
(Барака — это старинное персидское слово, которое означает «благодеяние», «блаженство»).
В 2011 году сняли "Самсару", но это было фактически копирование приемов с другими объектами для съемки.


Кода
Канада, 2020

Приятный и неглупый фильм о пожилом пианисте, который возвращается  к творчеству. Для меня здесь перекличка с автором книги «Чайник, Фира и Андрей», у которого тоже был кризис и срыв, и – возвращение. Только если у персонажа «Коды» Шуберт был в юности, то у нашего – сейчас. (Только А.Гаврилов ошибается, что никто кроме него правильно не понимает Музыку)
С молодой журналисткой пианист (из фильма) играют тему из «Кармен». Это явная отсылка к Ницше (упоминается его «вечное возвращение»), который расхваливал Бизе в пику Вагнеру, в котором разочаровался.
Показано, как творческие люди нуждаются в Швейцарии. Ну, в самом деле, там так красиво! А что же делать – нетворческим? Для большинства просто нет хороших мест.
Просто – «играть»? Не слишком ли много штампов о музыкантах вбито в наши головы? И о не музыкантах – тоже.
Ну, а фильм, в общем, построен на смене настроений.



Видоизмененный углерод
Сериал, США, 2018

Детектив-боевик в стиле кибер-панк с участием искусственного интеллекта.
Новой «Матрицы» не получилось.
Примитивный, хотя и зрелищный комикс. Драки поставлены не без выдумки.
В конце первого сезона, для «вумности» фигурирует книга Э.По (впрочем ей показывали еще в первой серии).
Не люблю такого! Человеку не дано приникнуть в психологию не-человека. (Из попыток выходят комиксы или вот такие сериалы).



Бессонница
Россия, сериал, 2013
Автор сценария – Илья Куликов

Начинал смотреть «Бессонницу» несколько лет назад, но тогда было мало серий и вернулся только сейчас. Отличный сериал, хоть и российский. Любимые актеры и талантливый автор сценария.
Очень драматичное начало, последние серии немного «провисают», но в целом хорошо. Можно смотреть как подобие компьютерной стрелялки: «десять негритят» друг друга убивают, должен остаться один победитель, да к тому же еще спать нельзя из-за введенного препарата. Но весьма схематичный сюжет создателям фильма удалось наполнить «социально-гуманистическим» содержанием. Исполнители хороши, психология персонажей убедительна.
Ненависть к организаторам и участникам «казино» из башни в «Москва-сити». Такие все и захватили! При этом нет дешевого морализаторства. Они делают ставки на жизнь людей, потому что «могут себе это позволить» Им позволили.
Из-за этого – сплошной «обед мертвецов».



Остров секретов
2019
Молчание воды
2019
Сериалы, Италия

Детективная продукция, состоящая из четырех длинных серий. Похожие сюжеты: мужчина и женщина ведут расследование загадочных убийств в приморских местах. Один из детективов  (он/она) приехал из «центра». Романтические линии и ответвления усиливают драматический эффект и делают сериалы более «милыми». Характерно, что преступления совершаются не оргпреступностью (в экранизации этих сюжетов те же итальянцы чрезвычайно преуспели), а являются следствием страсти, давних грехов, семейной вражды и т.п.  Но разве «мафия» - это не «семья»?



Утреннее шоу
Сериал, США, 2019

Будни телевизионного шоу-бизнеса. Более точным было бы название: «Стервы и стервецы»



Государственная тайна/Опасные секреты
Великобритания
2019

Сотрудница спецслужб передает в прессу компромат на политиков, стремящихся развязать войну в Ираке. В главной роли опять небезызвестная Кира Найтли – в каждом объективе. Ну, да ладно.
Кино довольно наивное. Получается, что члены «разведовательного сообщества» не знают или нее понимают, чем занимаются их правительства. Ну, а вдруг! В основе фильма ведь лежит реальная история и одной из «шпионок» (и даже не у одной) вдруг проснулась совесть и она смогла посмотреть на проблемы со стороны. (Война в Ираке породила многочисленные жертвы и размышления, дестабилизирован целый огромный регион и конца бедствиям не видно!).
Ключевыми для фильма являются слова одного из персонажей о кризисе институтов. Все подвели: и правительство, и эксперты, и парламент, и разведка, и СМИ. Кризис демократии во всем мире, а не только у нас  грешных…


Лучший фильм, уведенный мной в 2019 году:
"Пикник у Висячей скалы" - Австралия, Пиетер Уир, 1975


Рецензии