Дочери Лира

(Домашний театр в музее имени М. С. Щепкина, режиссер М. Ильинчик)

«Сегодня абсурдный театр становится интересен нежностью, человечностью, подробностью жизни. Трагизм — через комизм, иронию, юмор — это вызывает доверие, и потом сыграть жажду страсти, нежность — и тогда можно идти к состраданию».

(Петр Фоменко)

***
Текст пьесы Элайн Файнстайн «Дочери Короля Лира», которая, оказывается, широко известна европейскому театральному миру, я в Сети не обнаружила. Даже на английском, хотя искала тщательно. На русский пьесу перевёл молодой режиссёр Микита Ильинчик, и мы стали свидетелями ее постановки в «Доме Щепкина», часть которого сейчас превращена в этакий неформальный театральный зал.

Эта постановка - приквел к шекспировскому «Королю Лиру», но самого Лира и Королеву мы не имели счастья созерцать. Да и не больно-то они нам были нужны: Шут, у которого, как известно, превеликое множество разных лиц, легко перевоплощался в тех персонажей, которые были необходимы по мере развития сюжета.

Вначале все было необычно и слегка непонятно. При чем здесь маленькие девочки - дочери Лира и куда подевались их папаша с мамашей? С какого перепуга в спектакле очутилась няня из «Ромео и Джульетты»? Почему сестры ведут такой замкнутый образ жизни?

Все «кирпичики» выстроились в стройное здание пусть не совсем классической, но вполне понятной архитектуры лишь в середине спектакля. Когда даже до самых жирафоподобных зрителей начало доходить, что и Элайн Файнстайн, и режиссер с артистами показывают нам одну из превеликого множества версий развития событий. Произошедших, разумеется, до того самого исторического момента, когда зашелестят пыльные страницы старой книги, и шекспировский Лир передаст правление и богатое наследство дочерям, обделив свою любимицу Корделию, посмевшую сказать ему правду.

Конечно, в пьесе наверчено немало, чего Шекспир и в страшном сне не предполагал увидеть. Но тем интереснее она смотрится. Прибавим к этому некие налеты современности - электронную игру, крутую кофеварку... И конечно, просто гениальную игру артистов (Шуту мой особый респект, но все остальные - тоже выше всяких похвал).

Спектакль состоялся, и даже очень. Неудобства обычного для таких неформальных площадок сидения «как сельди в бочке» с лихвой компенсировалось дружелюбием окружающего (толкающегося, ерзающего, пихающегося и вертящегося) народа.
Компы и телефоны с Интернетом сейчас вроде у всех есть, а вот записаться в группе музея Щепкина большинству почему-то лень. А надо бы записываться, друзья. Будете иметь гарантированное место, а не изображать из себя тень, размазанную по стене сбоку от сцены. И людям тесно, и вам ничего не видно.

Но это я так, к слову. Спасибо, дорогие организаторы, режиссёр, художник, артисты. Вы реально суперские!


Рецензии