Зомби и глыбы

Из-под глыб
Сборник статей
М.1974. YMKA-Press, Paris

Заскочив в книжную лавку при Доме русского Зарубежья, был изрядно разочарован. Ассортимент бедный, русская зарубежная пресса здесь уже мало актуальна. Бабка-продавщица не любезна и мало компетентна. Не знает даже знаменитого издательства имени Чехова (или не хотела отвечать). Но все же, побродив между полками, нашел, что купить. Увидел зеленый сам-и-там-издатовский сборник статей «Из-под глыб», выпущенный ИМКА-пресс в середине 1970-х, который некогда читал в спецхране. И – как он сохранился в продаже до сих пор! Конечно, с доступом к этим текстам сейчас проблем нет, но решил купить эту книжку в силу какой-то ностальгии. Рубежное издание!
Кое-что вскоре и перечитал. Александр Солженицын и Игорь Шафаревич – главные авторы этого сборника, они дали в книгу по три статьи; остальные авторы идут как бы фоном. Нонконформисты в самый разгар (заморозки?) совкового «застоя» смело поднимали актуальные вопросы: религиозный, национальный – смело обличали маразм господствующей идеологии и плачевные результаты социалистического  эксперимента. Мужеством публицистов, противостоящих Системе, можно восхититься, тем более…
… Тем более, что при всех внешних подвижкам многие проблемы у нас остаются до сих не только НЕ решенными, но и НЕ разрешимыми. Sovok не ушел, а мимикрировал в СССРФ. Почему!? Почему – в очередной раз сорвалось? И – опять «мимо кассы», и опять срыв модернизации, и опять море бесправия и нищеты вокруг. И опять о цивилизованном обществе и правовом государстве остается только мечтать; страна как будто не впечатлилась «котлованными» страницами своей позорной и трагической истории и вновь наблюдает «московские процессы», только пока в лайт-версии…
Горько на эти темы размышять и многое можно было бы написать. В частности, не бесполезно обратиться к материалам того давнего сборника. Солженицын и Шафаревич там главные, этакие диссидентские «глыбищи», которые отважно раскидывают «глыбы» коммунистические. А, вот, Александр Исаевич так и не стал советским (российским) «Гавелом». Не смог или не захотел, или перепутал литературно-публицистическую полемику с политической борьбой. В его спорах с «образованщиной» все мои симпатии некогда были на его стороне, но вот, перечитав недавно «пасквиль» «Москва-2042», и оглянувшись вокруг, убеждаешься в правоте В.Войновича. Идеологические символы сменились, суть режима осталась прежней.
Шафаревич! Тоже человек-гора. Он встал на борьбу с коммунизмом, как воплощением Смерти (не читал более глубокой и концептуальной критики коммунизма, чем в статье и книге Шафаревича о социализме), а ведь была ещё и «Русофобия»! Математика-философа, по сравнению с автором «ГУЛАГа» можно оценить даже как более глубокого теоретика, но и он выглядит проигравшим идейный спор. В чем же его слабое место? Уж конечно не в том, что защищал достоинство русского человека от нападок врагов и мучителей России!
… Опять воспоминание. Мы с «соильинником» вышли вечером из книжного кафе и идем где-то у Чистых прудов. (Когда-то я очень высоко оценивал Ивана Ильина, хотя сейчас его ригоризм кажется мне смешным и неприятным, да и использованы его некоторые идеи были известно для чего). Собеседник разглагольствовал о том, что «Россия прошла сквозь смерть» и теперь ей якобы ничего не страшно. «Пройти сквозь смерть»? Да это же судьба зомби! – подумал я тогда. Потом вспомнился и отыскался первоисточник этой цитаты. Вот, пожалуйста:
 «Прошедшие полвека обогатили нас опытом, которого нет ни у одной страны мира. Одно из самых древних религиозный поверий заключается в том, что для приобретения сверхъестественных сил надо побывать в другом мире, пройти через смерть. Так объясняли происхождение предсказателей, пророков:
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…
 Таково сейчас положение России: она прошла через смерть и может услышать голос Бога. Но Бог творит историю руками людей, и это мы, каждый из нас, может услышать Его голос. А может, конечно, и не услышать. И остаться трупом в пустыне, которая покроет развалины России». (Это из статьи И.Р.Шафаревича «Есть ли у России будущее». Сборник «Из-под глыб. С.276). Этим пассажем заканчивается текст автора и весь сборник; это как бы его идейная квинтэссенция. Ну-ну.
Можно конечно, руководствоваться подобными надеждами и вдохновляться стихотворением А.С.Пушкина про «шестикрылого серафима». Но этот высокий символизм в современной культуре давно вытеснен коммерческими ужастиками про всякого рода варианты «зомби-апокалипсиса». Давно уже кругом сплошная «ночь живых мертвецов». Эти живые мертвецы даже не понимают, в каком инферно они оказались, и многим оно даже нравится. Недаром же так популярны слова про «зомбоящик». А там: зомби-возрождение, зомби-величие, зомби-держава, зомби-спорт (с допингом), зомби-религия, короче – мир ЗОМБИ. Эх, нужно было быть осторожнее с символами и заклинаниями, товарищи-диссиденты!.. Из-за вашей склонности к религиозной мистике и общим диагнозом «ПГМ» наш шанс и надежда были спущены в канализацию. ХСС, конечно, отстроили, но коррупция стала системной.
Ну, и стиль мышления нужно оценить критически. Сколько было белибердяевщины, всеединщины и прочей софиологии. Пока русские дурачки «осмысляли» некогда запрещенную «религиозную философию» (которая пришла на смену марксистскому талмудизму, и не менее эффективно отвлекала от реальности!), пока упивались «гласностью» и вели пустопорожние споры, пока утверждали то, «что Бог  думает о России! (sic!) - другие шустрые мальчики, руководствовались отнюдь не десятью заповедями, а ловко присваивали и тащили к себе всё более или менее ценное: от нефтяных компаний и металлургических комбинатов до литературных премий и всяческих грантов. Какая была великолепная идеологическая дымовая завеса для Большого Хапка!
И вот наш бедный Ваня-дурачок сидит у разбитого корыта, скулит о своей несчастной доле, доедает доширак, боясь лишний раз лайкнуть призыв защитников экологии, но своих «теоретических изысканий» по поводу «конспиралогии» и «криптоколонии» не оставляет, по-прежнему живя в мире фантомов и мистических надежд. Но если отказаться от «конспиралогической парадигмы» и сопутствующих манипуляций для отвлечения внимания публики («фурсовщина»!), то сообщество с дикими предрассудками и склонностью к мистике всегда, при прочих равных условиях будет проигрывать людям, которые руководствуются разумом или хотя бы здравым смыслом. Надо всего лишь рационально осмыслить свои собственные интересы и трезво оценить свое собственное положение. Оно, по правде говоря, совсем аховое, и будущее наше кажется в целом безнадежным. Но лучше такая безнадежность, чем надежда на потусторонние силы и молитвы. Иначе действительно, на вопрос «Есть ли у России будущее» положительного ответа не появится никогда. Если вдруг (вдруг!) вновь откроется возможность изменить ситуацию  и появится шанс на улучшение жизни, надо его использовать, но при этом, руководствуясь философией утилитаризма и прагматизма и современным представлениями о цивилизованном мире, а не полуправдой «Вех» или выдуманным идеалом «святой Руси» (который вновь отправляет нас в жестокое и вонючее «новое Средневековье»), на чем великие диссиденты русские, солженицыны-шафаревичи наши и погорели, молясь и крестясь, в воображении «проходя сквозь смерть», и оставив последующие поколения жить в аду.
5-15 декабря 2019


Рецензии