Ночь Игуаны

(«ИСИ», мастерская А. И. Шейнина)
Режиссер: Е. Г. Николаева

“Не могу же я подписать чек, если в банке моей души ничего нет на счету”.
(Теннеси Уильямс. «Ночь игуаны»)

Сегодня мы попробуем понять эту и другие загадочные фразы, коими полна пьеса Теннеси Уильямса «Ночь игуаны». А для этого займём удобное место в Большом зале Института Современного Искусства, где студенты второго курса представляют спектакль по этому произведению. И, благо необычайно яркие, цветистые  декорации это позволяют — перенесёмся в далекий 1940 год, в Мексику, в небогатую гостиницу на вершине горы...

Именно сюда, ища приюта и покоя, стекаются герои постановки. Шеннон, в прошлом — священник, а ныне экскурсовод. Впрочем, и это ненадолго: желая показать туристам не только традиционные красоты Мексики, но и «трущобную» сторону жизни ее населения, Шеннон «влипает в историю», лишаясь и работы, и зарплаты.

Приюта в гостинице жаждет также весьма странная «парочка». Это художница-«моменталистка» Ханна и ее древний дедушка с «многообещающей» фамилией Коффин. (Погуглите, если не знаете перевод). Просто диву даёшься, как они привязаны друг к другу: Ханна, задыхаясь, втаскивает на гору инвалидную коляску, в которой восседает дед, ибо у них, странствующих Творцов, наконец появляется надежда, что хозяйка гостиницы, любвеобильная  Мэксин даст им приют хотя бы на одну ночь. А дедушка давно уже живет в «своём мире»: он лелеет мысль осчастливить человечество очередной гениальной поэмой, которую уже много лет никак не может закончить...

Ну вот и все, пожалуй, главные герои спектакля, чьи взаимоотношения нам  особенно интересны. Семейку «фашиствующих» бюргеров студенты из свей версии убрали, ну и правильно. Зато весьма колоритно показаны характеры Педро и Панчо - двух энергичных слуг,  предоставляющих Мэксин, кроме всего прочего,  разнообразные виды любовных утех.
На сцене также  время от времени появляются: шофёр экскурсионного автобуса Хэнк; юная экскурсантка Шарлотта, у которой поехала крыша от соблазнов Мексики в целом и харизматичности Шеннона в частности... Строгая учительница Джудит Феллоуз, пытающаяся обуздать бурный темперамент своей воспитанницы... И конечно, новый экскурсовод Джейк - весьма напыщенный молодой человек, вызванный сюда с целью исправления всего того, что натворил Шеннон.

— А как же - игуана? — спросит внимательный читатель.
Ну да, конечно, и игуана в этом спектакле имелась, причем весьма оригинальная. Она представляла собой нечто полосато-шарфообразное, гениально приводимое в движение слугами-мексиканцами. И являлась, по глубокому замыслу автора, не столько несчастной гигантской ящерицей, пленённой в целях дальнейшего пожирания, но и своего рода символом пьесы.

«Игуан», если покопаться, и в спектакле, и в его первоисточнике —несколько. И все они в плену, из которого им просто необходимо вырваться. Иначе их «съедят» — если не физически, то морально и духовно. «Пленён» Шеннон, сам постоянно загоняющий себя «в клетку». Точно так же несвободна и красавица Мэксин, после смерти мужа влачащая жалкое существование в своей дешёвой гостинице и наивно надеясь заслужить любовь Шеннона.
Милая рыжеволосая художница Ханна «пленена», как это ни грустно, собственным дедом. Это ради него выбрала она судьбу «старой девы», убедив себя в том, что это ее очень даже устраивает.

Пьесы Теннеси Уильямса особенно хороши на сцене в их классическом исполнении. Этот драматург пишет настолько богато, что не нуждается во многочисленных «пере-»:  переписывании, переиначивании, переигрывании. Очень хорошо, что сегодня вечером мы увидели этот самый вариант: классики без переделок.
Да и играли студенты просто блестяще: мне даже трудно выделить кого-либо из «самых-самых», чтобы не обидеть остальных.

И — да, «эффект погружения» зрителя  в спектакль был полным. Уж сколько, казалось бы, раз были перечитаны мною пьесы Уильямса, — а вновь захотелось сегодня «поправить» судьбу героев. Чтобы не протестовала Мэксин против заселения в ее гостиницу несчастного старинка и его внучки. Глядишь — и Шеннон оценил  бы ее благородный поступок!
Или возьмём ту блестяще сыгранную молодыми актерами сцену, когда Ханна и Шеннон остаются наедине. Вот они, почувствовав друг в друге «родственные души», рассказывают о себе, своих страхах, волнениях, ошибках... Кажется, ещё немного - и два  «одиночества» решат, что им лучше быть вместе. Но нет... именно в это время дедушка наконец заканчивает сочинять свою поэму и хочет прочесть ее во всеуслышание...
Время упущено... Шеннон осознаёт, что всегда будет для Ханны «вторым после деда» и демонстративно удаляется с Мэксин, готовой ради него на все. А всего минутой позже умирает дедушка Ханны...

Эх, остановить бы мгновение, заставить актеров идти по другой дорожке! Но нельзя: «ночь игуаны», столь щедро подаренная автором своим героям, даётся всего раз в жизни.
И это касается не только персонажей сегодняшнего спектакля, но и  каждого из нас. Лишь одно мгновение нужно, чтобы перерубить связывающую тебя веревку. И если ты настолько слаб, что боишься перемен или не можешь справиться с собственным «призраком» — вэлкам на гору. Добрая «мамочка» Мэксин устроит тебе такие жаркие ночи, что от любого призрака не останется и кучки пепла.
А если тебе не нравится быть связанным —  не жди, когда тебя настигнет очередная «веревка». Беги, будь счастлив и свободен.

Только так — и никак иначе.


Рецензии