Зорька моя... ясная

  День какой...смурной. С утра дождь. Вот зарядил...должно надолго. Эвон пузыри по лужам-то. Полина вздохнула. Мамка гулять не пустит. В солнце не пущат. А в дождь...

 -Неча шлындать без дела. Эвон работы по дому.
 -Так девки гуляют. Я чем хуже. Вела Поля.
 А матушка отбивалась.
 -А обувка. Она,поди,денег стоит. Да и кто гулят-то. Голь...вся и живность,что моль...да пауки по стенкам.
 -Денег...денег...все в доме для денег. Уже сундуки ломятся,а все мало.

 Поля вздохнула. Подошла к тусклому зеркалу. На нее смотрела невзрачная с жидкими волосами девушка. А впрочем,может права маменька. Кто на меня глянет без денег-то.
А как приданое выправим так женихи сами прибегут.
 Вот полотенец вышью в сундучок упрячу.
 Она села за пяльцы. По беленому полотну узор. Такой же скучный,как все в этом доме.
  Серые тени метались по углам. На печи притихла бабка. Думу думала.
 Вот несчастье-то уродилась девка. Что ликом,что душою...серая. А вот внучок-то,как солнышко. На мать похож. Ежели бы ее в дом-то (матерь Павлуши...а все муж аспид. Не захотел на бедной сына оженить. Привел в дом ведьму. Тьфу пропасть.)

 -Чего ворчишь бабка. Заворчала Поля. Чего не спишь-то,старая. Али дождь покою не дает? Я вон узоры шью.
 -Тю...узоры. Тебе,Полька узоров-то отродясь не вышить. Души у тя нету.
 -А,чо с душой-то сыт не будешь. Огрызнулась Поля.


  А в халупке на краю села смотрела на дождь Алена.
 -Ма...гля...дождь-то какой. Ровно из сита. Грибов,должно,будет.
 -И верно. Ахнула матушка. -Смотри-ка зарядил. А тебе и выйти-то не в чем. Бяда.
 -А ниче. Я и босая по лужам. То-то ладно.
 -Ладно. Когда же вырастешь ужо. Иди. Вижу не удержать-то дома. Токо сильно не мокни.
 Алена вышла под дождь.
  Хорошо как. Это ничего,что дождь. Земелька нальется-хлеб будет. А вырасти-то не хитро. Да и выросла я ужо. А вот и Митя-соколик мой. Сердце птахой...
Да,только,не рад он мне. Голову клонит.
 Парень то краснел...то бледнел.
  -Что ты,Митя? Почему глаза прячешь. Аль сватать отдумал? Говорил,что по осени...

 -Прости,Алена. Не судьба нам. Тятя невесту мне нашел...
 -Невесту...?! Как же это. Ты ж перед образами клялся... Я ж тебе поверила...
 А ты...?

 -Да не рви ты мне душу. Я себе не хозяин.

 -Душу. А отколь душ-то у тя,Митя. Душа это когда обмана нет. Я же зараз в тягостях... Что ж мне теперь-то...а?
  -Алена...Алена...тятя корову вздумал покупать. Наш-то издохла. Без коровы как?
 -Так,что ж ты меня на корову выменял...а? Я,что ж скотины хуже?
 -Алена...!!!
 -Ты,Митя не ходи сюда боле. Знать тебя не хочу. Хуже ворога ты.

 Алена бросилась назад в хату. Упала перед иконой. Темный лик смотрел сурово.
 -Прости,Боженька. Грешна я...прости. Грех на мне. Только мне жить теперь нельзя...дите я жду. Немужняя.

 Она не слышала,как зашла матушка. Услыхала молитву дочери... Ахнула. Отступила в сенцы... Слезы душили.
  За,что Боженька наказываешь дщерь мою. Накажи меня. Я согрешила. А она за что?

 Она вспомнила,как в такой де дождь бежала домой. Едва забежала в хату. А матушка по щекам...по щекам.
  -Ты,что ж удумала...ась? Матерю позорить... Я из тебя любовь-то твою выбью...

  И выбила бы. Да только Матрена оттолкнула,вконец,озверевшую матушку...и вон. Бежала туда. На берег Дона. Туда где все начиналось. Ох и полюбился же ей отец Алены. А,как не полюбить молодого казака. Понимала,что не будет им жизни. А сердцу не прикажешь. А потом...потом ушел казак на войну.  А она невенчана.
Да и не посватал бы ее Степан. Он казак из зажиточных,а она...голь перекатная.
Мать в вечных работницах. Отец...от стопки не отташить.
-Вытрави дите,непутная... Зверилась мать. А батя гудел...
-Рожай,Мотря...глядишь работника носишь...
-Работника,как же. Девкой она пузата. Зачем в доме байстрючка.
 Затравили девку совсем...решила она один край... И к Дону.
А там казачка старая. В хуторе ее туркой звали. И то турка,как есть. Смугла,чернява. И глаз...о какой глаз. Повитуха одним словом. Казаки пужались.

 -Ты...че,девка удумала. Дите под сердцем носишь. Разве могешь его жизни лишать. Иди и к воде горе свое не носи.
 -Так ведь незаконное дите-то...

 -Эка...незаконное. А и где написано,что человека жизни лишать...законно. Ступай себе. Не гневи Бога-то.

 Вот и родилась Алена. Словно лучик блеснул.
-Ишь. Певунья родилась. Смеялась повитуха. Береги ее.
 -Надо ж на Степу ликом походит. И глазюки его. С зеленцой.  А он и не узнат. Во жизня...раз ети ее.
 Внука стало быть у меня родилась. А мать не глянула на девочку ни разу.

 -Нетути у мяне внуки. И дочи то ж нема. С тем и померла.
 Отец недолго матерь пережил. Осталась Матрена одна с дочкой. Хучь волком вой.
 Только и радости,что росла Аленка смышленой и доброй. Помощница...вытирала слезы Мотря украдкой.
-Ты,че,маманя. Ты не плачь... Я вон ягодов тебе спроворила...
 А красавица какая... Ох лихоньки... Вот и углядел ее ухарь...  Что ж будет теперь? Дочь она мне. Неужто в обиду дите свое дам.
 Матрена открыла дверь в комнатуху. Алена увидал мать.
 -Что ты,мамань?
 -Ты...это,Алена...че удумала-то... И зашлась криком. Не пущу. Не бери грех на душу,дочерь...
 Алена испугалась... Заторопилась...-Ты,че,че...
 -Не пущу...кажу. И весь мой сказ... поперек матери пойдешь...? Ишь удумала жизни себя лишать.  А дите,о ем ты подумала... Чем душа невинная тебе провинилась.
 Твой грех. Вот и живи с ним. А я помогу...чем можу... . И заплакала горько и потерянно... 

  ....   А Полина смотрела на дождь и мысли одна другой темнее роились в голове.
  Вон Аленка...красавица. А Митька-то ейный ко мне дорожку толчет. Не заметила,как сказала вслух. Старая бабка заворочалась на печи...
-Дурна ты,Полька. Ишь дорожку толчет. Не любит он тя. Голь оне...как есть голь.
Ему Батя твой корову обещал за тебя...а ты...толчет. Аленка у его в сердце-то.
  -Че...че  -Аленка. А мне в женихи желат. А ч возьму. Митя красавчик. Не про Аленку товар-то.
  -И опять дура. Счастия все едино не будет. И кабыть брюхата Алена-то...

  -О...о... Точно? А не врешь?
  -Ну...по всему брюхата. Идет уточкой. Ровно кувшин с водой несеть...
 И Митька-то с весны возля ее вьется.
  -От...удружила,бабаня. Я ж ее всему хутору ославлю.
  -И опять дура. Я бы тебе сказала...гони того Митю. Не мужик ен. Только личность красива. А души-то вовсе нет. Глаза стылые у его. И че глупая Аленка в ем нашла.
 Только,что ликом красив...
 
 Но Полина удила заусила. Пришел брат Павел. Вода ручьем с него...
 -Ты...че? Поди мокрень-то в сенцах оставь. Куды в мокром-то в хату.
 -Зла ты,Полька. Ох люта баба. Вся в матерь свою.
 -А ты матерь не замай,не замай...кажу. Она тебя с пеленок ростит. В дом приняла.
 Павел ушел в сенцы.

 -Ну че ты цапашься к брату-то? Заворчала бабка.
 -Ага. Братец. Мамка его из нищеты. То и счет чо батя у нас единый.
 Бабка вздохнула. Она любила Павла. Хотела,что бы сын на матери Павла оженился.
 Да муж...аспид. Богату высватал. Чертову бабу.  Бабка опять вздохнула.
 Вернулся Павел.
 -Ох и льет. Как с ведер дырявых. Сел к столу. Обратился к сестре.
-Вышившь?
 -А то...
 -Придано готовишь...
 -А хоша бы. Чем я хуже Алены...голодранки.
 -А чем те Алена не упакала?
 А и то... Только и вид,что с лика красива. А взамуж меня берут. А она с пузом-то кому нужна...
 -И...что ж теперь. Спросил Павел.
 -А че...че...байстрюка принесет в подоле. Стыдоба. Митька-то ко мне сватов засылат...
 -И не жалко тебе ее? Жениха чужого берешь...
 -Тю...дурной. Митя сам от нее сбег. А я его страсть как люблю.
 -Дурна ты,Поля . Павел встал и стал собираться.
 -Куды ты это,братка. Ворохнулась Поля.
 -Куды,куды...туды... зашевелилась бабка на печи. И эх...молодца ты внука.
 Ох...молодца.
 
  Павел подошел к хибарке Алены. Совсем уже темнело. Стукнул калиткой.
  -Кого Бог дает? Услыхал он голос тетки Мотри.
  -Я это...Павел. Я к тебе...тетка Матрена. По делу...выдь на час.
 Алена смотрела на мать испуганно.
 -А и выйду. Че не выйти. Это ниче,что умокну. Ниче.
 Ты это,Паша... че удумал-то. Темнеет ужо.
  -Я не задержу. Хочу я,тетка Мотря ...Алену твою посватать...
 Ты-то как на энто глядишь.

 Мотря задумалась. Вот ...Митя красавец,а душой нечист. Ишь корову берет замест жены. А Паша...собой не дюже видный,а глаза ровно родники чистые.
 Да только как Алену-то отдать. Грех это... дите чужое кому нужно.
 А Паша заторопился.
-Ты не думай я ее не забижу. А че с дитем...так то ничего. Дите...оно от Бога.

 Услыхала Алена. Вышла.
 -Так...ты жалеть меня пришел,что ли? А мне жалости твоей ненадоть. Я любви хотела. А токо обман кругом.
 -Не,Алена ворохнулся Павел. Я тя жалеть и любить буду. Ты токо поверь мне...поверь...зорька ты моя ясная...


Рецензии