Рейтер. 10 лет спустя

 
 Продолжение. Предыдущая часть:
http://www.proza.ru/2019/11/15/1208

   - Доброе утро. Прошу садиться.

    Пока студенты усаживаются и заканчивают обмен новостями- первая пара все-таки, у нас с вами есть пара минут. Так вот, у меня именно студенты, я отказалась преподавать на  факультете  повышения квалификации. Не помню, кто из великих сказал:

   - Легче сделать врача из студента, чем из фельдшера, переучивать кого-то, дело неблагодарное.

  Тут, пока я пишу, мне через плечо заглянул мой первый читатель и главный критик, мой муж:

   - Ты что, собралась писать о агентстве «Рейтер»?

Да нет, конечно, это не моя область знаний. В данном случае, это просто фамилия, по-немецки она звучит как Reiter ( «райтер»), возможно и по-английски, это тоже означает «наездник». Ну, о наезднике поговорим позже, а пока мои студенты готовы дискутировать.

  - Сегодня мы с вами поговорим о клиническом мышлении. Что для этого умения необходимо?
  - Интуиция.
  - У меня к вам вопрос, знаете ли вы, чьей дочерью была Гигиея- Гигиена ?
  - Асклепия- Эскулапа.

  - Верно. А также и ее сестричка Панацея. А чьей дочерью является Интуиция?

  Из зала: Зевса, Афины, Артемиды.  Софокла, Демосфена...

  - Вот так я вашу мысль в неправильном направлении направила, извините за тавтологию. Интуиция является дочерью информации, и право на существование имеет только при наличии ну, о-очень большого опыта и соответствующих базовых знаний. Значит, для начала все-таки  их, эти знания получить, а уж затем , на их основе, начинать мыслить. То есть в нашу с вами задачу  входит в конечном итоге  дифференциальный диагноз, а для этого – отмести все ненужное, не укладывающееся в симптоматику. И только потом следует приступать к лечению, внимательно наблюдая за его результатами, и не бойтесь признать свою ошибку, главное – своевременно.

  - Ну, скоро в этом клиническом мышлении надобность отпадет,- это из зала выкрикивает очень хороший, подающий большие надежды студент,  - наука на месте не стоит, скоро эту функцию будет осуществлять компьютер!

  - А  Вы, значит, оператор машинного доения? ( Смех в зале). Будете управлять компьютером, кнопки нажимать? Так это вы аудиторию перепутали.

  - Нет, друзья мои. Было время, когда мы думали, что телевидение заменит кино и, главное, книги. Но это не случилось.

  - Пока не случилось.

  - Возможно. Ведь наука на месте не стоит.

   Как раз в это время, а было это году в 1978-79, подруга и коллега  пригласила меня в гости, да не в дом мужа, а к своим родителям. Приехал из США ее брат, молодой и перспективный физик ( кстати, он действительно преуспел, сейчас он профессор Даласского университета). Братик читал в Америке лекции и заработал денег, не на авто, а на персональный компьютер, и привез его домой, а в качестве подарка детям – компьютерные игры. Мы с восторгом и недоверием смотрели на это чудо, а дети освоили кнопочки моментально.

  Поймите, компьютер не может заменить врача. Это, условно говоря, железо. В него надо ввести необходимые симптомы, результаты анализов. Даже, если предположить, что он сам вашего пациента уколет, возьмет пробу крови, измерит давление, сделает ЭКГ. Решение принимать вам. И ответственность за него, за решение, аппарат на себя не возьмет.

  - Почему? Он же сам поставит диагноз, быстрее и эффективнее проведет дифференциальную диагностику и назначит лечение?
   Я вздохнула.

  - Хорошо. Ситуационная задача. К вам пришел пациент с жалобами на режущие боли при мочеиспускании. Что делать?
 
  - Направить его к урологу. Лечение цистита – его задача.
  - Замечательно. Это и есть главная ошибка. Быстренько избавиться от пациента, а чего такого-то? Это же урологический пациент? А, если бы, скажем ухо?, к отоларингологу, а к какому? Все зависит от того, левое или правое ухо болит? Ну, я немного утрирую.

   Итак. Уролог провел лечение. Без успеха. Его проблемы, его ошибки. А вот и нет. Ошибку совершили вы, это вы ввели в машину симптоматику воспаления мочевого пузыря. Каков вопрос, таков и ответ.

   А, если бы пациент ( а в вашем случае –пациентка), жаловалась  бы на опухание голеностопных суставов? Ее куда, к ревматологу?

Хорошо. И снова без успеха. Вот почему у нас поликлиники переполнены, громадные очереди в лаборатории, а все непонятные случаи отправить к невропатологу, а то и психиатру.

  - А может он  (или она) – симулянт?
  - Точно. Особенно ваша пациентка, она же допризывник, вот и «косит» от армии. ( Смех в зале).
  -  Никогда не подозревайте пациента в симуляции или аггравации ( преувеличение тяжести симптоматики). Лучше лечить вам пациента психиатра, чем психиатр будет лечить... Знаете, что? Нет?

   А, если бы вы обладали достаточными знаниями, были внимательны, вы обнаружили бы у пациента триаду Рейтера ( вот вам и «наездник» появился). Это конъюктивит ( воспаление слизистой глаз), артрит и  цистальгия ( не обязательно цистит). Это грозная патология, и здесь очень важно своевременно поставить диагноз и начать правильное лечение, а не гонять пациента, лишь бы его с рук сбыть.

  Возможно, наступят времена, «жаль только жить в это время прекрасное, уж не придется, ни мне, ни тебе», когда компьютер заглянет пациенту в глаза, снимет с него носки,  осмотрит голеностопы, просветит мочевой пузырь, все суммирует и скажет: ага, это же триада Рейтера!

  А пока, мои молодые коллеги, учитесь, набирайтесь опыта и, ради Асклепия и Гиппократа, не начинайте обследование пациента с уха, если вы – оториноларинголог, или с... со своего рабочего места, если вы – гинеколог.

 Успеха вам и здоровья вашим пациентам.


Рецензии
"Приехал из США её брат, молодой и перспективный физик ( кстати, он действительно преуспел, сейчас он профессор Далласского университета)".
Вот как выглядит профессор физики Анвар Захидов сейчас (он справа в клетчатой рубашке)
http://ok.ru/profile/146391842355/album/606116623411/606932434227
Спасибо, дорогая Леночка!

Рефат Шакир-Алиев   22.02.2020 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Рефатик, понятно, что Анвар в клетчатой рубашке, тебя пока узнаю.Молодец он.Думаю, помнит моего брата, физика, он тоже профессор, но только работает он в Гейдельбергском университете, думаю, мой брат постарше, но на пенсию не отпустили, что в Германии большая редкость.
Очень была рада видеть и нашу "бабушку" Холиду Сабировну, она и мне преподавала.
Думаю, по моим подсчетам, ей около 95 лет!
Обнимаю тебя.

Елена Ахмедова   23.02.2020 21:57   Заявить о нарушении
Это, с Юрой, американским профессором ташкентского разлива у него дома в Далласе:
http://ok.ru/profile/146391842355/album/606116623411/838334421555

Рефат Шакир-Алиев   24.02.2020 02:56   Заявить о нарушении
А это с моим другом, профессором Университета Техаса, известным в мире специалистом в области нанотехнологий Али Алиевым у него дома в Далласе:

Рефат Шакир-Алиев   24.02.2020 03:03   Заявить о нарушении
Чуть не забыл друга моего Сергея Дарманяна, тоже профессор физики в Техасе, наш земляк

Рефат Шакир-Алиев   24.02.2020 03:20   Заявить о нарушении
Рефатик, Юра мне незнаком, хотела тебе там же написать, но от меня потребовали регистрации на другом сайте, еще и по-английски, столько-то я понимаю по смыслу. Не стала ради одного раза заморачиваться.Спасибо за внимание и удачи всем нашим землякам. Талантами нашу Родину Бог не обидел.

Елена Ахмедова   25.02.2020 22:25   Заявить о нарушении
Сегодня пересматривала сделанные тобой фото, Анвара, Халиды Сабировны.Скучаю по землякам. Хотела написать твоей сестренке Миле, что, хотя Джоха и похож на Иззата, но у него лишь один родной брат, Хамиш. А "похожесть" неудивительна: В этой семье дети всех поколений унаследовали черты прародительницы Холиды Сабировны, земля ей пухом. Лишь Нодир - вылитый отец, ты его не застал, а я Абдулахат Захидовича хорошо помню. А вот Иззат чем-то похож на своего отца. А твои внуки не пойму на кого, но это не главное. Пусть будут здоровы и счастливы. хорошо помню. Мой отец был оппонентом на защите его докторской, где-то в России, забыла название города.

Елена Ахмедова   27.08.2022 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.