Что есть эстетика?

ЭСТЕТИКА КАК ФИЛОСОФИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТРАЖЕНИЯ



Споры о месте эстетики в структуре человеческих знаний не прекращаются со времён античности до наших дней. Единственно в чем сходятся большинство спорящих - это в том, что эстетика это все же отрасль философии, но некоторые не согласны даже с этим, и выделяют эстетику в отдельную область эмпирического познания реальности через субъективный мир чувственных ощущений.

Отмечая определённую объективность такой парадигмы, нельзя не отметить её субъективность в отношении методов научного познания, которым в полной мере отвечает философия как учение о наиболее общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Поэтому в анализе эстетики в рамках настоящего исследования мы будем придерживаться традиционно сложившегося мнения, что эстетика это отрасль философии.

В этом понимании эстетку часто называют либо философий культуры, либо философией искусства, либо философией прекрасного, вкладывая в эти определения наиболее контрастные свойства эстетики относительно рассматриваемых понятий, среди которых прекрасное самое узкое и субъективное. Искусство хотя и сохраняет внутреннюю субъективность все же по отношению к прекрасному, осмысливается значительно шире. Культура среди этих понятий наиболее объективна и максимально широка в своей трактовке. Но все три определения не отражают суть эстетики в полной мере, так как за их определениями на второй план уходит её важнейшее и основное свойство - отражение действительности через его чувственное восприятие. Поэтому в рамках этого исследования мы будем понимать эстетику как философию эмоционального отражения, понимания под ним объективное преобразование представления о реальной действительности, через эмоционально-чувственный внутренний мир субъекта и отражение её в результатах этого представления.

Сам термин «эстетика» ввёл в оборот Александр Готлиб Баумгартен (1714 - 1762) - немецкий философ и просветитель, профессор университета во Франкфурте-на-Одере, последователь Лейбница и Вольфа.
Баумгартен в изданном в 1750 г. на латинском языке первом томе своего труда «Эстетика» заявил о создании им новой науки, представляющей собой самостоятельный раздел философии. В первом же параграфе этого труда он дал такое определение новой науки:
«Эстетика - теория свободных искусств, низшая гносеология, искусство прекрасно мыслить, искусство аналога разума, наука о чувственном познании».
Таким образом, в эстетике Баумгартен связал воедино чувственность, чувственное познание, совершенство чувственного познания, которое есть истина, отождествив ее с красотой. Так красота (к которой несколько позже Баумгартен добавил категорию «величия», возвышенного - magnitudo) оказалась синонимом «истины чувственного (образного) познания» и в этом стаусе просуществовала в различных эстетических теориях вплоть до наших дней.
После того как Баумгартен заменил традиционное латинское название «наука чувственного познания» (scientia cognitionis sensitivae) греческим термином «эстетика», между «чувственным познанием» в гносеологическом и в эстетическом смысле появилось не только терминологическое различие. Отныне пути теории познания, пользующейся латинской терминологией, и эстетики - философской науки о красоте и производных от нее категориях - разошлись.

Таким образом, родившись в 18 веке, эстетика не разорвала свои связи с предшествующими учениями чувственно познания действительности, а лишь терминологически выделилась из гносеологии в самостоятельную науку о чувственном познании, отличного от познания рационального.

Чувственное познание действительности знакомо человеку с того момента как он стал выделять себя из животного мира и осваивать примитивные формы отражения своих чувственных переживаний. К таким первым формам относится использование красной охры для нанесения цветовых пятен на стенах пещер, возможно использовавшихся им для культовых обрядов. Затем появляются примитивные рисунки и символы, приобретающие в мировоззрение первобытных людей абстрактные значения. Так зарождается чувственное освоение действительности и её отражение через чувственное осмысление.

На рубеже 30 – 20 тыс. лет до нашей эры человечество впервые переживает свой первый «ренессанс». Эстетическое совершенство наскальных рисунков становится столь совершенным, что иногда очень трудно убедить себя в том, что это творение первобытных охотников и собирателей корений. Затем наступает длительная эпоха застоя, пока новый «ренессанс» античности не возвестил о совершенстве чувственного мира человека.

Первые эстетические теории, формировавшие акцент на исключительном, отличном от обыденного, так или иначе, были интегрированы в мифологическое мышление древнего человека. Представление о силах природы не подвластных воле человека сформировали представление об антропоморфных существах, обитающих за пределами наблюдаемого и воспринимаемого мира. Эти представления формировались под воздействием чувственного переосмысления бытового жизненного опыта через опыт «дополненной» реальности формировавшейся в основном на подсознательном уровне и культивированный в общественное сознание жреческой элитой. Так начинает формироваться мифологическое мышление, которое ещё и сегодня не редко встречается у современного человека.

На основе этого мифологического мышления начинает формироваться собственно культурное явление – мифотворчество, которое сохранило свое влияние на современную культуру в виде художественной литературы.

К самым ранним собственно эстетическим теориям можно отнести воззрения философов греческой античности, одна из которых выразилась в доктрине Пифагора (570 – 495 гг. до н.э.) о числах. Считается, что благодаря этому он заложил основы современной науки о гармонии музыкальных звуков.

В это же время появляются первые работы по теории ораторского искусства в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С середины V в. до н.э. появляются первые риторы.

Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего...

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

Основоположник софистики - древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует. Рассуждал он примерно так: ничто не существует; если что-либо существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то для других непередаваемо и необъяснимо. Современнику Горгия и не менее известному софисту Протагору (род. ок. 480 до н.э.) принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Впервые о красоте как эстетической категории высказался Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) советовавший молодым людям почаще смотреть в зеркало: красивым, чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие. Таким образом, Сократ отождествляет красоту внешнюю и красоту внутреннюю. Причём если красота внешняя может и не зависеть от человека, то его внутренняя красота это исключительно плод его внутренних усилий. Так впервые эстетические воззрения поднимаются до высот философского осмысления.

Ещё более глубокий анализ красоты мы встречает у Платона (427 – 347 гг. до н.э.) в одном из его ранних диалогов, «Гйппий Больший». Здесь Платон уже делает вывод: красота не может сводиться к красоте отдельных предметов, но во всех прекрасных предметах проявляется нечто общее. Однако что есть это общее, еще остается неопределенным.
Безусловно, вершиной рассуждений о красоте является его диалог «Пир». В нем красота оказывается напрямую связана с любовью, страстным стремлением соединиться - в том числе и с философией как любовью к мудрости.
Сразу становится ясным, что понимание и красоты, и любви у Платона очень специфично. Красота не является для него побочным или сопутствующим свойством самой любви или ее предмета. Она отражает самую его сущность. Иными словами Платон трансформирует наблюдаемую, осязаемую (вещественную) красоту предмета и неосязаемое, но чувственное представление любви к мудрости. Так, благодаря Сократу и Платону, под переосмыслением эмоционально-чувственного отражения действительности, начинает формировать связь осязаемой реальности (мира тварного) с неосязаемым внутренним (духовным) миром человека, который проявляется в виде «дополненной» реальности отражённой в его сознании.

Сегодня, эта форма религиозного мышления, у большинства людей преобладает над мышлением рациональным, формируя своеобразное религиозно-мистическое отражение действительности.

Дальнейшее развитие эстетической мысли не привнесло в эстетику ничего нового в её философском осмыслении.

Итак, эстетика в силу условий своего рождения, как своеобразное отражение объективной реальности, через внутренний опыт конкретного человека, должна рассматриваться как философия эмоционально-чувственного отражения действительности, что существенным образом меняет её научное содержание.


Рецензии
XVII век…
> среди которых прекрасное самое узкое и субъективное. Искусство хотя и сохраняет внутреннюю субъективность все же по отношению к прекрасному, осмысливается значительно шире. Культура среди этих понятий наиболее объективна и максимально широка в своей трактовке.
– Все это – печальные заблуждения XVII века, Александр.
> мифологическое мышление, которое ещё и сегодня не редко встречается у современного человека.
– «Кто-то кое-где у нас порой» – числом до семи миллиардов.
Все в точности наоборот: наибольшей субъективностью (в этом ряду) наделены культура и искусство – потому что опосредованы более или менее широкой средой распространения соответствующей информации. А прекрасное познается в единичном индивидуальном опыте – это наше максимальное приближение к известному вам объекту.
Имхо, конечно. По моему скромному наблюдению. А также по скромному наблюдению Гегеля, Канта, Декарта, Лейбница, Вольфа и того же Баумгартена. Впрочем, эта глупая история началась гораздо раньше, в известном Вам V веке до н.э. Оставим царство Чу на старом месте в Поднебесной; и не будем тревожить Аристотеля с его материей-в-себе, сосредоточимся на том, что Вам интересно (на «чувственном познании»), что Вам наверняка известно и даже опубликовано. Повидимому, первым, кто поставил проблему разумного бытия, был Горгий – вот она, выше по странице. Решена она была практически мгновенно, – может даже, сразу после постановки, в непосредственном общении. Поскольку ответ проистекает из грамотно поставленного философом вопроса. (Это и есть «чувственное познание» – в этом случае логическое.) Если известный Вам Протагор над чем и задумывался, так это над словесной формой известного Вам ответа – чтобы, значит, его поняли окружающие. Это удалось ему идеально, по моему объективному мнению (имхо). И чего же он достиг? Об этом решении узнало… ровным счетом один человек. Ну, два – если он сумел убедить Горгия… хотя вряд ли.
Скорее всего, до второго дошло только через две тысячи лет, когда нерешенная (практически) «проблема разумного бытия» схватила за горло европейскую цивилизацию и принялась давить ее не по-детски. «Мыслю – следовательно существую». Тепло, еще теплее… Окончательную форму этого решения оформил… я бы сказал, разжевал для современников Иммануил Кант. Ну, и чего же они добились, эти мыслители? – их там было десятка полтора, а то и поболее, до которых дошло. Жалкий итог в виде эпохи Просвещения ничего не изменил по сути в массовом сознании.
> Дальнейшее развитие эстетической мысли не привнесло в эстетику ничего нового в её философском осмыслении.
– Ну да, никто не озаботился довести до ума (широкой общественности) откровения философов. Проблема внедрения передовых достижений науки по-прежнему остается чрезвычайно острой. Кто-то кое-где остается интеллектуальным современником костров инквизиции, и даже широчайшее ознакомление с философской литературой, как видим, ничего не может изменить по существу. Потому что знать – не значит понимать, и рациональное познание не может подменить или компенсировать недостаток «чувственного»… или, вернее, эмоционального, потому что чувства могут быть и сенсорными.
Послушайте. Александр, Вы ведь верующий человек? судя по прошлому общению. Довожу до Вашего сведения, что упомянутое «решение» Канта обычно называют «Доказательством божественного бытия». Некорректно, конечно, но для религиозно настроенного человека так понятней. Что добрый Боженька нелукаво нашептывает каждому персонально: что хорошо – что плохо, что прекрасно – что уродливо, что истина – что ложь… Верите?

Ник Пичугин   19.12.2019 17:39     Заявить о нарушении