Счастье оборвалось в один миг

Рассказ череповчанки Бойцевой Маргариты Алексеевны записала Курепина Н.И.

Родители Бойцевой Маргариты Алексеевны, Гладин Алексей Михайлович, 1909 г.р. и Голубева Парасковья Павловна, 1911 г.р., родились и проживали в селе Шапша Харовского района Вологодской области. В 1931 году они поженились, в 1934 году родился сын Лев.
Алексей Михайлович по образованию был бухгалтер и после срочной службы остался служить сверхсрочно бухгалтером в воинской части города Пушкина Ленинградской области. В конце 30-х годов его назначили начальником финансовой части. Парасковья Павловна вспоминала эти годы семейной жизни, как самые счастливые. Муж - уважаемый в части человек, в семье - любовь, достаток. Жили в 20-ти километрах от Ленинграда, в выходные часто ездили погулять по городу, по набережным, в парки, посмотреть на фонтаны. 21 мая 1941 года родилась дочь Маргарита. Счастливая, благополучная семья. В один миг, 22 июня, это счастье оборвалось.

В первые дни войны Алексей Михайлович с воинской частью был направлен на фронт. В июле немцы начали бомбить Пушкин. Парасковья Павловна с двумя детьми пряталась от бомбежек в Екатерининском парке. В августе в городе уже были немцы, но она с детьми успела эвакуироваться в Харовский район, где проживали ее родители.
От Алексея Михайловича всю войну не было никакого известия: ни о погибшем, ни о без вести пропавшем. Ждали, верили, что живой, вернется. И дождались. Домой он приехал в декабре 1945 года. Оказалось, что в 1941 году он попал в плен и все эти годы находился в концентрационном лагере в Германии.
В мае 1945 года был освобожден из плена. В учетной карточке имеется запись, что после освобождения из плена в мае 1945 года был принят на службу в военную строительную часть делопроизводителем. Уволен из части по демобилизации в декабре 1945 года.
Дочь Маргарита Алексеевна никогда не слышала, чтобы отец что-то рассказывал о годах плена. В конце 50-х годов пришло письмо из города Рыльска Курской области от Танкова Сергей Ивановича, который был в плену вместе с Алексеем Михайловичем. Сергей Иванович попал в плен 16-летним пареньком. В письме он с благодарностью вспоминал, как Алексей Михайлович его опекал, помогал и подкармливал. Только, благодаря Гладину, он выжил. Прислал свою фотографию. В письме Сергей Иванович также сообщил, что вышла книга, в которую вошли его воспоминания о годах, проведенных в плену. К сожалению, на этом связь с ним оборвалась.

После возвращения отца семья переехала жить в город Сокол, где Алексея Михайловича взяли на работу бухгалтером на предприятие «Облтоп». 21 ноября 1949 года его вызвали в Вологду "как бы с отчетом". Он собрал все документы, подготовил отчет и уехал. Но домой не вернулся ни в этот день, ни на следующий, ни на третий. Жена стала разыскивать его, пошла в милицию. В милиции позвонили в Вологду и сообщили, что туда Алексей не приезжал.
Несколько дней спустя, Парасковья Павловна сама поехала в Вологду в контору «Облтоп». Начальник ей упрямо твердил, что не приезжал ее муж в контору, ничего о нем он не знает и велел ей уходить. Но секретарша начальника - видимо, очень сердобольная женщина - украдкой шепнула Парасковье Павловне, что не уезжай, он (начальник) все знает, добивайся. В конце концов, тот сказал: «Ищи на Герцена своего Алексея!» А на улице Герцена в Вологде находилась тюрьма.

Парасковья Павловна поехала в Вологду. Но там ей опять стали говорить, что такого здесь нет. Тогда она сказала: «Не уйду, пока не скажите, где муж!» После долгого молчания ей сказали: «Да, он у нас». Только через месяц ей разрешили свидание. Оно было очень коротким. Мужа Парасковья не сразу узнала: обросший, измученный, из глаз его сами по себе текли слезы, поговорить почти не дали. Много лет спустя , он рассказывал, что на допросы вызывали и днем, и ночью, в камере не давали ни спать, ни сидеть, заставляли круглосуточно стоять. Такие издевательства продолжались почти полгода. Заставляли подписывать документы. Следователь ему сказал: «Тебе все равно светит 10 лет тюрьмы, так что подписывай, раньше сядешь - раньше выйдешь».
30 мая 1950 года Гладин Алексей Михайлович был осужден на 10 лет и отправлен в лагерь в Казахстан: Карагандинская область, Джезказганский район, поселок Экибастузуголь, п/ящик.

Переписывались мало, ему было разрешено писать семье только одну открытку в год, а от семьи получать одно письмо в год.
Дочь, Маргарита Алексеевна, вспоминает, как тяжело пришлось ей и брату пережить эти годы, когда отец был в лагере. Брат учился хорошо и после школы очень хотел быть летчиком, но ему в школе сказали: «Даже не думай, из-за отца тебя не примут». А сама Маргарита стыдливо опускала голову, когда её спрашивали: «Где твой отец?», и тихо отвечала: «В тюрьме». «За что он сидит?» «Не знаю», - отвечала она. Молодые были, не знали, какие страшные испытания пришлось пережить их отцу.

Но не смотря на трудности, дети выучились. Лев окончил институт в Ленинграде, работал на Череповецком металлургическом комбинате на руководящей должности в доменом производстве. Маргарита выучилась на медика, работала на скорой помощи, в здравпункте.

В Казахстанских степях погода суровая: летом жара, зимой мороз, страшный ветер. Заключенные работали на стройках, замерзали, голодали, одежда и обувь плохая. У Алексея Михайловича заболела нога. Пришлось ампутировать. В 1955 году по амнистии он вернулся домой инвалидом на костылях. Еще находясь в лагере, он неоднократно писал письма Молотову, Ворошилову о своей невиновности. Но письма эти из лагеря не отправлялись. После смерти Сталина, уже будучи дома, написал просьбу о реабилитации. В 1960 году пришел ответ, его реабилитировали.
После возвращения из лагеря Алексея Михайловича опять взяли на работу в «Облтоп» и направили в Чебсару работать бухгалтером в «Райтоп». Через несколько лет перевели работать в Кадуй.
К сожалении, ни дочь Маргарита, ни сын Лев не расспрашивали отца о его жизни в лагере Экибастузуголь. Сам он не рассказывал. В 1962 году вышла книга А.И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича». В ней Солженицын описывал события именно из того лагеря, где находился Алексей Михайлович, возможно даже они были рядом, видели друг друга. Прочитав книгу, он только сказал: «Да, все это было именно так, все это мною пройдено и пережито».

В 1959 году на ХХ съезде КПСС руководитель партии Хрущев выступил с докладом о культе Сталина, на всю страну прозвучали страшные цифры невинно осужденных и погибших. То, что об этом говорили с высокой трибуны, Алексея Михайловича немного взбодрило, придало сил, он понял, что не одному ему выпала такая участь - их миллионы, и что лагерь, в котором он находился, не один, их по всей стране - сотни. Но все перенесенные лишения, конечно, сказались. В 1963 году Алексей Михайлович заболел, а в январе 1964 года умер. Ему было неполных 55 лет.


Рецензии