Епископ Кирилловский Тихон

 

Елена Романовна Стрельникова

После расстрела Епископа Варсонофия (Лебедева) (расстрелян Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе близ Кириллова 15 сентября 1918 года – прим. ред.) Кирилловская кафедра вдовствовала полтора года, пока не назначен был епископом ректор Новгородской семинарии архимандрит Тихон (Тихомиров).
В миру Александр Львович родился в Женеве в 1882 г. Род Тихомировых происходил из Тульского края и принадлежал духовному званию. Однако отец Лев Александрович Тихомиров увлекся революционными идеями и вошел в террористическую организацию « Народная воля», предпринявшую ряд покушений на Государя Александра II.
В 1882 г. он эмигрировал за границу в Швейцарию, затем во Францию. Вдали от родины у известного революционного публициста и общественного деятеля произошло осознание глубокой пагубности революционных идей и появилась потребность в религии. (1)
В 1888 г. Л.А. Тихомиров открыто выступил против прежних своих убеждений, напечатав брошюру «Почему я перестал быть революционером», что сделало возможным его возращение в Россию. Прошение о помиловании на Высочайшее имя было подписано Государем Александром III. Позже Л.А. Тихомировым написано много статей и книг, посвященных русской национальной идее, он стал горячим защитником монархической власти. Две его фундаментальные работы «Монархическая государственность» (1905) и «Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира» (1907) были высоко оценены известными философами и иерархами. Не утратили они своей современности и в наше время. Немало потрудился Лев Александрович и в деле созыва Поместного собора, о чем писал задолго до него. Еще в 1910 г. опубликовал статью «Безотлагательность Церковного Собора». За труды он был пожалован чином статского советника и являлся членом Кабинета Министров.
Перемена в мировоззрении у народовольца Л.А. Тихомирова произошла под влиянием его малолетнего сына, который, однажды, попав с отцом в русскую церковь, проявил необычайную серьезность и молитвенность, так поразившую отца, нежно его любившего. Вскоре сын заболел менингитом и только чудом выздоровел. Отец признавался, что Саша жил «под Богом», хотя еще не был крещен, поскольку родители уехали из России нелегально и опасались за границей идти в посольскую церковь. Позже Лев Александрович писал: «Религиозное чувство замечательно охватывало и привлекало мальчика, который больной, хилый, был в то время замечательно хорош душой, какой-то особенной тонкостью духовного восприятия. Я учился верить в духовное начало, наблюдая этого милого ребенка, и сам от него больше получал, кажется, нежели давал ему».
Испросив помилование и получив разрешение на возращение в Россию, Тихомировы в 1889 г. поселились в Новороссийске, тогда же крестили Александра. Кроме него в семье были еще две старшие дочери, которых воспитывала бабушка Христина, пока родители находились в эмиграции. Последним из детей родился Николай.
Из Новороссийска Тихомировы переехали в Москву. Здесь Александр окончил гимназию и в 1902 г. поступил в Московскую Духовную академию, ректором которой в то время был епископ Арсений (Стадницкий), впоследствии митрополит Новгородский. По окончании Академии выпускник Александр Тихомиров в сентябре 1906 г. принял монашеский постриг, наречен был Тихоном. Родители благословили сына на монашеский подвиг иконой Иверской Божией Матери.
Иеромонах Тихон был назначен преподавателем гомилетики в Новгородскую Духовную семинарию, в 1908 г. – в Вифанскую семинарию, наконец, в 1913 г. – ректором Новгородской семинарии и настоятелем монастыря преподобного Антония Римлянина с возведением в сан архимандрита. Он был последним ректором семинарии до ее закрытия летом 1918 г. 4 апреля 1920 г. архимандрита Тихона хиротонисали во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. На этой кафедре Владыка был семь лет.
По воспоминаниям людей, близко знавших Владыку, он был молитвенником и аскетом, что замечали еще его однокурсники по Академии и подшучивали над ним, молчальником и постником. Спал он мало и только сидя. За закрытием Кирилло-Белозерского монастыря Владыке пришлось переместиться в Нило-Сорскую пустынь, затем он был лишен и этого. Служил в приходской церкви сельца Сорова, в храме Бессеребреников Космы и Дамиана (главный престол – Вознесения).
Местные власти и в Сорове начали терроризировать Владыку Тихона, принуждали его перейти в обновленчество, подписать резолюцию о порицании Святейшего Патриарха Тихона. По воспоминаниям, в 1922 г. его арестовали и содержали в Череповецкой тюрьме, однако сведения о репрессиях Владыки Тихона в Архиве УФСБ РФ по ВО отсутствуют.
Судя по письмам И.И. Бриллиантова, Епископ Тихон был в Сорове в начале 1928 г., затем уехал в Тулу, а в начале 1929 г. вернулся.
Вскоре он уехал в Ярославль, где и жил до своей кончины. Жил он в крайней бедности, в крошечной комнате, мало с кем разговаривал, много молился. Опекала его духовная дочь монахиня Ермогена (в миру Иулиания Телицына), насельница Горицкого монастыря, которую владыка Тихони постригал, нарекая ее в честь Святителя Ермогена.
Несмотря на тяжелейшие условия жизни, Владыка много писал, составлял Акафисты.
Фотографии, часть рукописей Акафистов и семейные святыни, связанные с памятью Владыки Тихона, хранятся вологодским священником Сергием Телицыным.

Примечание:
1. В 1873 г. Л.А. Тихомиров был осужден и заключен в Петропавловскую крепость, где пробыл четыре года. Освободившись, он опять принял активное участие в революционном народовольческом движении и на Липецком съезде 20 июля 1879 г. поддержал решение съезда о цареубийстве.
Являясь членом Исполнительного комитета, он занимался редактированием партийной газеты "Народная воля", играл первенствующую роль при составлении программы "Народной воли", курировал другие издания, а также редактировал большую часть прокламаций Исполнительного комитета. В следующем году он вышел из членов Исполнительного комитета, поэтому и не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве, последовавшем 1 марта 1881 г. После убийства Императора Александра II в среде народовольцев обсуждался вопрос об убийстве Императора Александра III. Этому воспротивился Л.А. Тихомиров, а так как вследствие арестов руководителей "Народной воли" он занимал в России лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом к Императору Александру III, содержащим революционные требования (письмо написал Л.А. Тихомиров, а отредактировал Н.К. Михайлов). В 1882 г., желая избежать ареста, он уезжает за границу - сначала в швейцарию, а затем во Францию. Здесь весной 1882 г. он вместе с лавровым начинает издавать Вестник Народной воли.
Оказавшись в республиканской "передовой" Франции и насмотревшись на парламентские скандалы, ознакомившись с деятельностью партийных политиканов, Л.А. Тихомиров начинает пересматривать свои политические взгляды (ком. - А.Федорова).

Публикуется по: Рассказ о Евгении Васильевне Тихоновой (духовные истоки, жизнь, воспоминания ее и о ней), сост. Федоров А.Е., М., - 2002.


Рецензии