Губернатора убьем

А.Е. Федоров

О последних минутах жизни еп. Варсонофия и иг. Серафимы (расстреляны Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе близ Кириллова 15 сентября 1918 года – прим. ред.) очевидно стало известно из рассказов самих убийц – среди членов карательного отряда были уроженцы Кирилловского района, которые, как вспоминает Е.В. Тихонова, «сами же потом все рассказывали». По воспоминаниям В.В. Тихонова, в расстреле участвовали два жителя д. Остолопово.

В связи с этим естественно возникают недоуменные вопросы – Как получилось, что среди карателей оказались люди из православных семей? Откуда взялись в этих святых местах подобные изверги? Отчасти ответ можно найти в книге А.Г. Варюхичева ( Варюхичев А.Г. Слово о граде Кириллове. – Архангельск, 1990 – прим. ред.): описывая события 1905-1906 гг., он отмечает, что активнейшими пропагандистами революционных идей в Кирилловском уезде были учителя земских школ, а в селе Волокославино в те годы действовала даже «целая группа социал-демократов из числа учителей двухклассного училища. В 1905 году она установила связь с Вологодской и Ярославской организациями РСДРП. Достав через них гектограф, группа наладила выпуск листовок, которые распространяла в городе и в уезде. (…) Волокославинская группа призывала к свержению Царя, выступала против всех … сил, сдерживающих революцию.

- Распространяемые ею листовки озаглавлены были тоже манифестами, в противовес царскому, - вспоминал много лет спустя один из очевидцев событий 1905 г., ветеран труда, старый коммунист Алексей Федорович Ражев. – Например, «Манифест ко всему русскому крестьянству», «К всему народу», «Манифест к армии и флоту». Написанные просто, правдиво, доходчиво, они были понятны каждому. Даже мы, ученики Волокославинского двухклассного училища, ими зачитывались. Училище наше называлось двухклассным, а на деле соответствовало семилетке. И старшие ребята помогали листовки распространять. На столбах телеграфных наклеивали, на перилах парома, что ходил через канал. На стенах сельских лавок. Проносили их на винокуренный завод купца Маркелова, вывешивали на церковной ограде и даже подбрасывали на полях в суслоны из снопов только что сжатой ржи или ячменя…

Но главными распространителями листовок были, конечно, члены подпольной группы. Особенно смело действовал семинарист Егор Павлович Деньгин. (…)
Страстное слово подпольной социал-демократической группы доходило до народа. Об этом свидетельствует такой факт. В Манифесте к трудовому народу, например, предлагалось не платить податей, не давать рекрутов в армию до той поры, пока правительство не назначит выборов в новую Государственную Думу, с более демократическим ее составом. И вскоре в разных деревнях уже открыто пели частушку:

Бога нет, Царя не надо,
Губернатора убьем,
Платить податей не станем
И в солдаты не пойдем…

В 1905-1906 годах пропагандистская работа социалистов приносила видимые результаты: в целом ряде волостей уезда крестьяне самовольно рубили лес, не платили налоги. (…)
В самом Кириллове были революционно настроенные одиночки, в основном, тоже учителя».
А сколько было среди учителей, врачей просто демократически настроенных либералов. Люди эти пользовались уважением среди крестьян и горожан – за свои знания, профессионализм. Они и на словах, и примером «учили жить». Как видно, уроки их не пропали даром. Но и Господь поругаем не бывает.

В 1996 году мне довелось беседовать в Звенигороде с бывшей учительницей Елизаветой Андреевной Хитрово (1901 г.р.), которая вспоминала о звенигородском докторе (враче) Дмитрии Никитине, пользовавшемся большим уважением гимназистов. Он познакомил их с сочинениями Ленина, Толстого, Горького, читал лекции против священников («но в Бога верил»). «Настоящий демократ был, - вспоминала Елизавета Андреевна, - в феврале (1917 г.) радовался: «Ну, Лиза, теперь заживем!» Ну, его сразу (после революции) и арестовали, и пропал».

Публикуется по: Рассказ о Евгении Васильевне Тихоновой (духовные истоки, жизнь, воспоминания ее и о ней), сост. А.Е. Федоров, Самиздат, М., 2002.


Рецензии