Пастух колхозного стада враг народа?

Пастух колхозного стада – «враг народа»?

Воспоминания Кошелевой Валентины Петровны об отце Кошелеве П.А.

Мой отец, Кошелев Петр Александрович, родился 3 сентября (по старому стилю) 1905 года в д. Павлоково Череповецкого р-на в семье Кошелева Александра Федоровича и Кошелевой Марии Никандровны. В семье было семь человек.
Мама, Кошелева Александра Алексеевна, 1907 года рождения, родом из той же деревни. Отец работал в колхозе «Рабочий» пастухом колхозного общего стада. Образования, конечно, не было, кроме начального. Мама работала дояркой в колхозе.
Жили мы в мамином доме: отец, мать, я – старшая дочь Валентина (на момент ареста отца мне было 4 года), младшей дочке Людмиле был годик. Жила с нами бабушка, мамина мать, старенькая и слепая.
Я удивляюсь своим воспоминаниям, ведь мне было всего четыре годика, а так хорошо помню тот день, вернее, ночь с 3 на 4 ноября 1937 года (по старому стилю). Почему-то ночью все не спали. Электричества, конечно, не было, топилась печь, и сидели папины родители. Я ничего тогда еще не понимала, бегала, думала, что они просто в гости зашли, а они сидят, плачут… Сестренка качается в люльке, ее слепая бабушка качает. Я не видела, как пришли за отцом. Ему сказали: «Дойдем до сельсовета!», и он ушел на целых 10 лет. За что? Может, нагрубил председателю? Это уж потом мы поняли. Пастух большого стада – «враг народа»?
Десять лет мама нас растила без отца. Всю жизнь много работала. Спасибо ей, по миру нас не пустила.
Письма от отца приходили редко. Мы слышали из разговоров взрослых, что из Коми АССР, где он тогда находился. Через десять лет в 1947 году отец вернулся, отправился прямиком к родителям в дом. И мы с сестрой побежали смотреть на папу. Конечно, мы рады были…
Политика наша не радовала, неспокойно было, но работать надо и детей растить. Через три года, в 1950-м родился брат Анатолий, а в ноябре того же года отца снова арестовали.
В нашей деревне не только отец был забран. Еще четверо таких «врагов народа» было. Арестовали даже пожилую женщину – бывшую прислугу барина, ей уже за 70 было. Да и другие «враги народа» были все старше отца. Отца опять пригласили в сельсовет и увезли в область. Потом отправили папу и мужа его сестры в Северный Казахстан на вольное поселение.
Осудили отца в январе 1951 года, сыну Анатолию не было и года. В справке о реабилитации указано, что Кошелев П.А. был осужден «особым совещанием МГБ СССР за антисоветскую деятельность без указания статьи УК, сослан в Кокчетавскую область». Может, кто из зависти донос написал, семья была дружная, работящая.
Отца отправили в Казахстан, там много народу сослано было, много молодежи. После реабилитации отец звал к себе маму, но у нее на шее было трое детей и старая мать. Куда ж ей было ехать за мужем? Так она и жила, растила нас одна, без помощи. А отец энергичный был мужчина, остался жить в Казахстане. Впоследствии мы с братом Анатолием ездили к отцу, он был очень рад. Умер отец в 1985 году, я ездила на его похороны.
Кошелев Петр Александрович был реабилитирован 13.06.1961 г. Вологодским областным судом.
Мама – Кошелева Александра Алексеевна (1907 – 1983), была достойным человеком. Одна вырастила троих детей, дала нам образование, всю жизнь много работала. Из д. Павлоково переехала в Матурино, работала в колхозе «Политотделец». Последние годы жила в Череповце в моей семье.
Как сложились судьбы детей:
1. Валентина Петровна Кошелева (1933 г. р), получила медицинское образование, работала в медсанчасти металлургического комбината.
2. Людмила Петровна Кошелева (Андреева) (1936 – 2018), училась в Вологде, в молочном институте, стала маслоделом. Работала в Тотьме на маслозаводе, потом жила и работала в Череповце на металлургическом заводе, в РМЦ крановщицей. Совсем недавно ее не стало…
3. Анатолий Петрович Кошелев (1950 г.р.), учился в лесомеханическом техникуме, работал электриком на металлургическом комбинате, потом работал в «Череповецгоргаз».


Рецензии
Бедный Сталин, его окружали одни враги народа,
а он всё равно строил для нас коммунизм
и надорвался.

.по

Виктор По   15.12.2019 20:20     Заявить о нарушении