Брест. Записки приезжего

Очерк опубликован в разделе Травелоги 3/2019 номера
журнала "Метаморфозы" г. Гомель, Беларусь.


Часть первая: Брест – 27 лет спустя

Я не белорус. Я гражданин Украины, который волей судьбы оказался на гостеприимной белорусской земле. Побывать в Бресте не проездом, а целенаправленно, было моей давней мечтой. Обстоятельства сложились так, что мне предстояло попасть в Консульство Украины, расположенное именно в Бресте, чему я был очень рад. Многие из моих знакомых, наверняка, никогда не были в Беларуси, а если и были, возможно, не посещали город-герой Брест. А если и довелось посетить, то не удалось многое увидеть, но коли и это сладилось, наверняка многое забылось. Поэтому, для тех, кто был – хочу освежить воспоминания, а для тех, кто не был – представить картину города глазами приезжего. И, да простят меня жители славного города Бреста, если в моём очерке будут неточности, ибо каждый путешественник склонен к маленькой слабости приукрасить свой рассказ.
Итак, почему собственно "27 спустя"? Всё очень просто. Именно 27 лет назад (месяц в месяц), молодой сержант Советской армии, демобилизованный по окончанию срочной службы отправился с железнодорожного вокзала города-героя Бреста к месту прохождения дальнейшей гражданской жизни. И только по прошествии такого внушительного срока, удивительным образом попал в тот же город, в то же время года.
И вот, что занимательно… за один день пребывания в Бресте, я узнал его и о нём больше, чем за 27 лет отсутствия (простите за шутку). Ибо 8-ми часовая пешая прогулка, лучше любой экскурсионной поездки в автобусе.
 Театр начинается с вешалки, а город, естественно, с вокзала. Ж\д вокзал Бреста – визитная карточка Беларуси. В 1883 году по Указу царя Александра II начали строить вокзал и станцию Брест-Центральный, а в мае 1886 года вокзал вступил в строй.
Восстановление и преобразование вокзала происходит в послевоенные пятидесятые годы. Это великолепный образец советского ампира с сохранившимся декором, как снаружи, так и внутри здания.
Но этим интерес к вокзалу не ограничивается. Тут же, между двумя крыльями здания, располагается интереснейшая бронзовая скульптура, олицетворяющая ожидание. Редкий вокзал встретит вас подобным сюрпризом. И, возможно, одинокий приезжий или убывающий, проходя мимо бронзовой красавицы, почувствует себя не таким уж покинутым и одиноким. 
Что можно сказать о самом городе… Вспомнив старый фильм, упомянуть с улыбкой, Брест – город контрастов. И это не связано с соседством построек прошлого, позапрошлого веков с современными зданиями, такой контраст сейчас в каждом городе постсоветского пространства, начавшего свою историю до Великой октябрьской революции. Всё гораздо интереснее.
Например, завораживает историческая вязь улиц… Она, как полотно, где улицы-нити переходят одна в другую, втекают в перекрёстки и вытекают из них уже с другим названием. А соседство исторических фамилий с названиями эпох создаёт впечатление, что по ночам они оживают, обсуждая давно забытые события на фоне современных изменений. Так, улицы Крупской, Коммунистическая, Ленина, К. Маркса, Советская, Комсомольская идут одна за одной параллельно, как пласты советской эпохи, а среди них, вплетаясь вычурными нитями, текут литературные потоки Мицкевича, Пушкинская, Маяковского, Гоголя и чуть поодаль целый бульвар Т. Шевченко.
Вот оно, народное братство и единство, идущее через годы и опровергающее все доводы, что мы не один народ – люди, чьими фамилиями названы улицы города: белорусы, русские, украинцы, поляки, советские, российско-имперские…
И что ещё более занимательно, на них спокойно уживаются и соседствуют различные культурные, религиозные, общественные традиции и архитектурные стили. Площадь Ленина – одна из таких. Архитектура этого места обрела свой первоначальный вид в царской России, со временем добавляя новые штрихи в свой облик. Наряду с административными зданиями, как советской, так и нынешней эпохи, на площади стоит католический костёл, где установлен памятник Иоанну Павлу II и соседство с памятником Ленина ему никак не мешает. Ну, разве не удивительно?
Чем может похвастаться любой город? Ну, конечно, музеями, которые хранят его историю и умножают год от года. Но вот таким музеем, как в Бресте, не каждый город похвалится. Это Музей железнодорожной техники. Прямо под открытым небом выставлены на обзор экспонаты, посмотреть на которые может мечтать каждый мальчишка или мужчина хоть немного знакомый с советским прошлым, ну хотя бы по фильмам. Честно скажу, впечатляет.
Красивый, уютный, чистый город, в котором просто-таки приятно находится. А главное, идёшь по улицам, ничего не подозревая, и вдруг, встречаешь на пути причудливую скульптуру, или того интереснее, на мгновение оказываешься в другом времени, а может измерении. Как это?
 Да вот так… Попадётся тебе по дороге ни супермаркет, ни магазин, ни киоск, а самая что ни на есть, настоящая почтовая лавка с резными дверями и вывеской. И кажется тебе, что вот сейчас из дверей выглянет какой-нибудь дьяк, или писарь, или ещё какое лицо, обученное грамоте и отосланное в лавку купить сургуча для печатей.


Часть вторая: "Город-герой. Крепость-герой."

Продолжая свои записки путешественника о городе-герое Бресте, отдельной главой хочу остановиться на известной всем советским людям, всем, кто знает о трагедии Великой Отечественной Войны 1941-45 годов, всем, чьи родные погибли, совершая великий подвиг в этой войне, Брестской крепости-герое.
Быть в городе-герое Бресте и не побывать в Мемориальном комплексе "Брестская крепость-герой", по моему субъективному мнению, позволительно только в том случае, если пересаживаешься с поезда на поезд.
 От ж\д вокзала Брестская крепость находится относительно недалеко. И даже, если пойти пешком, не торопясь обозревая улицу Ленина, дойти до неё можно за полчаса, получив огромное удовольствие от прогулки.
Повернув с улицы Ленина на улицу Машерова, можно издалека увидеть вход в комплекс. Это огромная звезда-обелиск на сером фоне. И хотя, он кажется внушительным даже с такого расстояния, по приближении к нему внутренняя дрожь начинает расти, переходя в трепет впечатления масштабом, грандиозности задумки, величия самого подвига и душевной боли воспоминаний об огненных страницах истории своей страны.
Строительство Брест-Литовской крепости началось в 1830-33 годах, после возникновения необходимости укрепления новых рубежей Росси, так как Брест-Литовск вошёл в состав Российской империи в 1795 году, после раздела Речи Посполитой.
Дальнейшие исторические данные по этому вопросу я опущу, отмечу лишь то, что с 1921-23 годов до сентября 1939 года город и крепость входили в состав Польши. И только с этого времени там находились части красной армии, которые первыми встретили врага.
Брестская крепость узнала о войне не из сообщений по радио, а по массированному артобстрелу, который начался в 4:15 утра 22 июня 1941 года. На момент начала боевых действий, на территории гарнизона находилось около 9000 человек и около 300 семей военнослужащих. Штурмовала крепость 45-я пехотная дивизия немецкой армии (17000 человек) при поддержке 31-й и 34-й пехотных дивизий.
Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой" начал создаваться во второй половине 60-х годов. От постановления о создании проекта до открытия мемориала прошло 5 лет. Его открытие состоялось в сентябре 1971г.
Минуя главный вход, любой человек, не лишённый нормальных душевных качеств, сразу почувствует, что он находится в особенном месте. Здесь сам дух пропитан благоговейной почтительностью к славе тех, кто отдал свои жизни во имя нашей жизни.
Шествуя по главной аллее и обозревая обелиск-Штык, композицию "Жажда", площадь Церемониалов и главный монумент, понимаешь, что выразить в самих постройках неимоверную скорбь человеческого горя, может только народ, который прошёл через всё это, в чьём сердце не утихнет горечь давно минувших лет, чья гордость за предков своих не угаснет с годами.
Обходя валовые укрепления, стены и руины самой цитадели, оглядывая развороченные пулями и снарядами кирпичи, прикасаясь к панцирю легендарного Т-34 и другой боевой техники, как знаменитая САУ-100, которую многие помнят по фильму "На войне, как на войне", ты уже не чувствуешь себя прикоснувшимся к истории, ты полностью в неё погружаешься… И после всего увиденного мысленно говоришь сам себе: "Спасибо вам, герои-победители! Вечная вам память и вечная слава!"
Для того, чтобы узнать все подробности обороны этой цитадели, можно зайти в интернет, но этого не будет достаточно. Чтобы ощутить и представить, через что пришлось пройти гарнизону крепости, нужно побывать там.
По официальным данным оборона крепости продолжалась 32 дня.
Я не представляю себе, как эти люди, эти настоящие герои и воины своей страны, смогли совершить такой великий подвиг. Даже без приказа "Ни шагу назад", они стояли на защите рубежей своей Родины против нацистской нечисти. Простые юноши и мужчины из плоти и крови, жизнь которых только начиналась… не супермены в непробиваемых костюмах умеющие летать. Вот с кого необходимо брать пример нашим детям и почитать их с гордостью.
Нет – это не люди! Это Титаны, Герои и Полубоги, пусть минувшего, но всё же нашего с вами времени. Это витязи родной земли: не былинные, не мифические, но легендарные… Как и защитники Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда… Как все, кто пал, но не отступил… Как все, кто выжил, выстоял и победил в той войне.


Часть третья: "Брест мистический."

Вот и подошло время третьей части моего маленького рассказа о замечательном городе Бресте. Она будет немного необычная, как и сам город, который посещаешь практически первый раз, если не учитывать пару пересадок на вокзале. Не буду оригинальным, указав на то обстоятельство, что каждый город имеет в своём историческом или географическом арсенале множество событий, мест, лиц, связанных с мистикой или окружёнными лёгким флёром тайны. Помните вступительные слова фильма "Берегись автомобиля": "…Жители столицы утверждают, что эта удивительная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она произошла в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны… Надо сказать, по секрету, что неизвестно где произошла эта история." Так и здесь, каждый город имеет свою неподражаемую историю и внешность. И, конечно, я не берусь что-то оспаривать или отбирать лавры повествования у настоящих знатоков истории города, а просто расскажу о том, что имел удовольствие лицезреть и какие впечатления это вызвало.
Как я писал ранее, в Бресте, как и в любом другом городе, где уважают и чтут литературное и культурное наследие своей страны и мира в целом, наличие улиц имени великих писателей очень большое. Но сегодня мне хотелось бы посвятить свой опус всего одной улице, необычной, как по своему облику, так и по фамилии того, именем кого она названа.
В нашей славянской литературе много авторов, чьи имена неразрывно связаны с мистицизмом. Кто так или иначе не обошёл этой темы и оставил в ней свой след. Я думаю всем известны такие корифеи словесности, как: Фёдор Достоевский, Вера Крыжановская, Алексей Толстой, Александр Беляев, Михаил Булгаков, Борис Пастернак, чьи произведения вызывали и продолжают вызывать споры, дискуссии, непонимание, восторги и другие эмоции, связанные с неумолимой тягой и неконтролируемым, неосознанным, но скрытым страхом перед тем, что мы называем мистикой или сверхъестественными явлениями.
Но, как ни крути, а первым из них, даже жизнь и смерть которого полны таинственности, был Николай Васильевич Гоголь-Яновский, великий русский писатель.
О гении Николая Васильевича мы говорить не будем, так как любой образованный человек знает его произведения. Манера письма, живописность мест, колорит персонажей и событий никого не могут оставить равнодушными, взорвав воображение эффектом попадания в сказку. Я хочу показать вам, дорогие друзья, как сегодня его творчество влияет на людей и присутствует в нашей жизни.
Итак, Брест. Улица Гоголя. Чем же она примечательна и необычна, улица современного города? Что в ней может быть такого, чего нет на других улицах Гоголя: в Харькове, например, или в Санкт-Петербурге, в Витебске, в Днепропетровске, в Екатеринбурге? Такой же асфальт, такие же дома, фонари, вывески, прохожие… Ан нет, господа хорошие. Есть чем удивить!
Саму улицу, на мой взгляд, можно разделить на две части, отправной точкой которых служит сам памятник писателю. Первая – светлая, лицевая (в смысле находящаяся в стороне, куда обращён фас скульптуры), и вторая – мистическая, заплечная, так сказать (в смысле находящаяся за спиной Николая Васильевича). И делит их пополам улица Ленина, символизируя до и послереволюционные эпохи. (Выдуманное примечание автора).
Первая сторона имеет мало особенностей и необычностей. Она ведёт к Мемориальному комплексу "Брестская крепость-герой", параллельно улице Машерова (для тех, кто захочет побывать там), и выходит чуть севернее центрального входа в комплекс. Из примечательного на ней я бы отметил памятник пожарным, который, как и всё остальное выполнен в необычном стиле, и фонарь в виде жезла Гермеса, и его же головного убора. Хотя, не скрою, возможно я что-то и упустил (ох, уж эта мистика).
Но, вернёмся к повествованию, друзья мои. Всё самое интересное начинается у памятника великого Гоголя, или если быть точнее, сразу за спиной монумента. Фонари… Именно фонари поразили меня своей необычностью. Ни один не похож на другой. Такая уникальность композиций и их исполнение, что, проходя мимо них невозможно не удивляться. Я в восторге склоняю голову перед теми мастерами, которые задумали и воплотили в металле всё, что связано с творчеством Николая Васильевича и не только.
Всё начинается с "Вия". Философ Хома Брут в святом круге читает святое писание, не поднимая головы на кружащих рядом упырей. Тройка вороных коней, вырывающихся со страниц "Мёртвых душ", под пристальным вниманием автора, силуэт которого запечатлён вверху. Созданный и сгоревший 2-й том великого произведения. Экипаж без упряжи, как скамейки для отдыха утомившихся прохожих. Фонарь-Нос, который выглядит столь величественно, что его можно принять за памятник этой "выдающейся" части лица. А чего стоит бес, укравший месяц, и летающий над хутором… Блеск!!!
Но, что ещё более удивительно, так это то, что улица Гоголя не ограничена только его произведениями. На ней в творческом содружестве можно встретить и великого Жуля Верна, он притаился в стенах одноимённого кафе; и безмерного романтика Экзюпери, маленький принц которого также расположился на фонарном столбе вместе со своей розой. Здесь вы найдёте и фонарь-швею, неутомимо работающую день и ночь; и фонарь-печь, и фонарь-часы. Вы можете встретить самого Гефеста, который на своей наковальне изготавливает молнии для Зевса Громовержца. Дворник и пёс; булочник, задорно призывающий к своему лотку; мальчуган – чистильщик обуви, обслуживающий вас с улыбкой на лице и многое, многое другое, от чего разбегаются глаза, а настроение прыгает выше солнца.
И вот теперь, всё, о чём я немного рассказал, что вы увидели с моих слов и под светом весенних ярких лучей… всё это, представьте себе в наступивших сумерках. Когда первые звёзды зажигаются на востоке, когда город окутывает сумрак и включаются фонари. Вот тогда-то и выходит на прогулку писатель, чтобы поздороваться со своими персонажами, чтобы узнать, кто был сегодня у него в гостях и посмотреть, кто из влюблённых нежится в объятьях друг друга под светом гоголевских фонарей.

15 -18.04.2019
© Руслан Пивоваров

Сайт журнала "Метаморфозы"
http://lit-journals.com/metamorfozy/


Рецензии