Как читать Улисса
//«Книга, которую нельзя прочитать... и без которой невозможно представить литературу XX века» - фильм: https://www.youtube.com/watch?v=-ZUHdH8wBa4. Длительность 1:58:32.//
Лично я, изредка упёртый читатель (чуть чаще упоротый, потому как ЛЕНИВЫЙ ГРАФОМАН), свой шедевральный по глупостям трёхтомник "Чокнутые русские" в 1440 страниц написал за два года(!) против семи лет(!), потраченных Джойсом на 740 гениальных страниц "Улисса".
Почти что дав клятву профильтровать "Улисса" не просто от корки до корки, а "вчитываясь в каждое слово", прочёл процентов 75. И это максимум, НА ЧТО У МЕНЯ ХВАТИЛО СИЛ. Причём осваивал я книгу за несколько подходов - в течении, кажется, лет полутора... с большими промежутками во времени... отчего приходилось перечитывать с самого начала, снова и снова... ибо сюжета там железно нет, так что запомнить что-либо существенное и связанное единой нитью повествования абсолютно не представлялось возможным.
/Это действительно ОДИССЕЯ (или жанр "путешествие" по терминологии Бахтина). При этом муторная. И далеко не "экскурсионная", о чём не прекращают трещать поклонники "Блумсдея". И даже сам Джойс предлагал разрушить Дублин, чтобы восстановить его по собственной книге, как по чертежам. И это не просто невинная гипербола, а добрая пропагандистская "мантра", предназначенная для увековечивания романа по формуле "пока цел Дублин - жив и Улисс"./
...Итак, при этом читал я не в обычном порядке, а сначала первую половину (и перенапрягся, потому как не угадал темпа на старте). Далее заглядывал в серёдку, чтобы понять "если смысл читать вообще". А потом плюнул на очерёдность и заглянул в конец.
Только прочёв последний эпизод (главу с Молли Блум), который мне БОЛЬШЕ ЧЕМ ЧРЕЗВЫЧАЙНО понравился (это самый цимус постмодернизма, именно который и называется "потоком сознания" в чистом виде), и который не снабжён ни единым знаком препинания, я убедился, что это действительно гениальная книга, а никакая не реклама и не преувеличение её достоинств.
И сообразил, что до этого читал книжку неправильно (сам догадался, между прочим!): мало того, что в этой книге бесполезно искать сюжет (предупреждать надо!), что это не просто путешествие интеллектуалов-балбесов-алкашей по Дублину (говорю же по слогам: о-дис-се-я), а это тупо ЛИТЕРАТУРНАЯ МУЗЫКА - жанр СИМФО-ДЖАЗ. Книгу - понял я - надо не читать, её надо слушать. Внутренним слухом. Ловить не только, а скорее наоборот, её течение, а ловить обертоны, мелизмы и прочие литературные фишки. Это как рассматривать картину с точки зрения не сюжета, а как бы оставляя сюжет за кадром, полностью посвятив себя МАСТЕРСТВУ: мазок кисти, валеры, колористика, гармонию , диссонансы, акценты и пыр.
Вместо сюжета в книге МУЗЫКА ТЕКСТА.
Вы же умеете читать музыку с листа, правильно же я вас понял? Если не умеете, то попробуйте послушать аудиозапись, хотя с листа - минуя уши - эта внутренняя текстуальная музыка звучит гораздо лучше. А натурный звук стороннего чтеца - это всего лишь проверка ритма и немного качественного снотворного.
Кайф в книге, кроме того, в звучании текста как алгоритма спонтанного, импрессионистичного, набитого знаниями (как в энциклопедии) человеческого мышления, верчения тонких материй и складывания из них необязательного, поверхностного, филологического смысла и другого вздора, который нам нагло и тонко втемяшивает Джойс.
Он, ничуть не стесняясь своего превосходства, заставляет нас чувствовать себя не просто мещанами, земляными таракашками, гумусоедами, а настоящими человеческими идиотами, которые ни хрена не понимают ни во вкусе пива, ни в лингвистике, ни в литературе, ни в истории литературы, ни в истории Ирландии - литературной и обыкновенной бытовой.
Он по-злому смеётся над нами при всём при том, что писал эту книгу не только ради тщеславия и ради собственно искусства слова. Он писал её также и для нас - неучей и современных животных с железобетонными органами чувств, живущим не по законам предков и не по Библии, а по сухим юридическим статьям, устанавливающим правила жизни. Он потратил уйму времени, чтобы насладиться собой и возвыситься над нами.
Что касается собственно мастерства, то это безусловный шедевр литературного нюансного перфекционизма, даже в русском переводе.
За последнее огромное "спасибо" здравствующему С.С.Хоружему* и неживому Д.Хинкису.
Кроме того (до, или после, или параллельно с "Улиссом"), советую читать развёрнутые Комментарии Сергея Сергеича (180 стр.), а также прочесть его же книгу "Улисс в русском зеркале" (360 стр.), после чего величие писателя и "прорицателя литературы на два века вперёд" Джеймса Джойса покажется вам абсолютно доказанным, так же, как и мне.
----------------
К сведению (а не к хвастовству) и в доказательство того, что не врал в начале этого поста: о "Чокнутых русских" тут: http://www.proza.ru/2015/03/29/1465.
Названо 1440 страниц вместо 480 это потому, что форматы разные. Проверено размещением того же количества тех же знаков в формате А5.
* Увы, Сергей Сергеич тоже оказался не вечным и не так давно ушёл в небеса.
Свидетельство о публикации №219121601381
///
Интуитивно...
Ирина Смоленкова
Наивные стихи Демари
- Мне говорят,
Что я пишу...
Стихи
Интуитивно…
Мне непонятно,
Это как?
- Это!
Когда не разумом...
Без "плана",
Ваши, чувства,
Дорогая, говорят...
///
Это о моём потоке сознания, который и вы пытались немного в русло направить и знаете, я вас в каких то местах послушалась, вы были первым и наверное в нужное время... в нужном месте, посланным человеком, который подсказал, совсем немного, а может, наоборот - много, и этого оказалось в самый раз. Ощущаю.
///
И еще один хороший совет от вас, в книгу можно заглянуть, хоть в середину, хоть на последние страницы. Я то же люблю читать с конца...
///
Ваша "Как читать Улисса" для меня оказалась полезной, даже рада, что я на неё попала.
///
До встречи, заходите ко мне, у меня много продолжения колобка.
С уважением, Ира
Ирина Смоленкова 06.02.2021 16:19 Заявить о нарушении
Ярослав Полуэктов 06.02.2021 16:36 Заявить о нарушении
Ирина Смоленкова 06.02.2021 16:47 Заявить о нарушении
Ирина Смоленкова 06.02.2021 21:48 Заявить о нарушении