Фокстрот

  Подводная лодка сильно раскачивается на волнах, она без хода в надводном положении, она «пляшет свой фокстрот» на неутихающих волнах Бискайского залива. Вокруг подводной лодки толкутся французские и английские военные корабли. В воздухе непрерывно летают самолеты, висят вертолёты, море усеяно гидроакустическими буями. Посреди всего этого великолепия в кольце врагов болтается сильно потрепанная подводная лодка.
 
Больше недели экипаж не спит. Все вымотаны до предела непрерывным штормом, борьбой за живучесть и постоянным ремонтом дизелей Непрерывный шторм сделал своё дело. Правый борт у лодки разворочен. От ограждения рубки до кормовых рулей, металлические листы лёгкого корпуса вырваны «с мясом». Оголены баллоны ВВД и трубопроводы. Кормовой аварийный буй вырвало и унесло волнами. Лючки, закрывающие швартовые канаты тоже вырваны. Швартовые концы размотались и болтаются за кормой. Волны перекатываются через корпус лодки и несут её прямо к берегам Англии.

Меловые утесы Уэльса прекрасно видны. До этих белых живописных утесов миль двенадцать не больше, но лодка еще в нейтральных водах. А вот что будет, если её занесет в территориальные воды Англии, но об этом лучше не думать.

Товарищи офицеры Вам оказано высокое доверие, и вы должны принять все меры по подготовке своей матчасти к выходу в море, чтобы обеспечить без аварийный переход подводной лодки к месту ее ремонта, в порт Тиват, нашей с вами Югославии. Примерно так напутствовал комбриг экипаж подводной лодки «Б-7» за неделю до выхода в море.

Механик - зачем лодке становится в док. Ты же в ремонт идешь на целых полгода. Вам даже надводный переход разрешили, за две недели дойдете, на вашу лодку вон очередь стоит из штабных как на прогулку. Не можешь самостоятельно, силами личного состава подготовить БЧ-5 к переходу, мы найдем другого механика. ( Это примерный литературный перевод получасовой речи флагманского механика).

Механик грустно прошел к себе в каюту, думая как отремонтировать протекающие забортные системы. Через некоторое время он вызвал к себе старшин команд составлять план действий. Коллективный военно-морской разум чего ни будь, придумает, впереди еще есть время до выхода в море.

Лодка не тонула у причала только по тому, что была привязана к нему швартовыми концами. Из трюма центрального поста слышалось бодрое пение:
-На Буки семь
-Мы как на каторге живем
-В трюма заглянешь
-Море плещется кругом

Следующие дни лодка показывала чудеса эквилибристики. Её на максимально возможный градус дифферентовали  то на нос, то на корму и где это было доступно, велись сварочные работы.

Остальной экипаж тоже не сидел сложа руки.
 Командир БЧ-1 готовил карты, делал предварительную прокладку, профилактику гирокомпаса, составлял предварительную ремонтную ведомость и самое главное, искал флаг Югославии.
Командир БЧ-3 готовился к погрузке боезапаса. В море лодка без торпед не выходит. Надо и в первый отсек загрузить и в кормовой отсек, да еще торпеды со спец. боеприпасом.
Командир БЧ-4, РТС ни чего не делал. Ремонт его сверх секретного оборудования в братской Югославии не предусмотрен.

Ажиотаж подготовки к переходу в Средиземное море постепенно проходил. Экипаж ходил довольный, предвкушая быстрый переход из сурового Баренцева моря в ласковое Средиземное. Еще бы, пол года ремонта ни где ни будь в Северодвинске, а на курортном побережье Адриатики в Тивате. В общем, все предвкушали скорый полноценный отдых.

Вот и «растаял в далеком тумане Рыбачий / родимая наша земля…»
План перехода был не замысловатый. Днем идти в подводном положении ночью в надводном, а если сильное волнение, то в любом положении. О скрытности речи не шло, лишь-бы дойти до места ремонта.

Сильное волнение началось сразу, как лодка зашла «за угол» т.е. прошла рубеж «мыс Нордкап- остров Медвежий» и повернула на юг. Волнение на море переросло в шторм и «волнение» началось у экипажа.
 Волны шли с кормы. Лодка так задирала задницу, что оголялись винты, но зато несло её родимую в два раза быстрее, чем запланировано. Ветер усиливался, волна стервенела, начала бить в борт. Лодка погрузилась передохнуть. Затем снова всплыла на зарядку аккумуляторных батарей. Шторм бушевал пуще прежнего подводную лодку кидало в разные стороны это было похоже на какой то танец вроде фокстрота. По НАТОвской классификации лодка кстати и именовалась как класс «Фокстрот». В общем, танцы оказались роковыми и неприятности не заставили себя ждать.

В цистерны пресной воды попала забортная соленая вода. А без пресной воды плавать напряжно. Вода нужна не только людям, но и дизелям. Если люди могут и потерпеть, то механизмы терпеть не будут. В пятом отсеке расположены три огромных корабельных дизеля 37Д. Вот они терпеть и не стали. Сначала один вышел и строя, потом другой, третий. Сначала команда мотористов их ремонтировала, потом личный состав БЧ-5, а затем весь экипаж.

Четыре часа на вахте, четыре часа в пятом отсеке разбирать-собирать дизель, четыре часа на отдых. А шторм продолжался и сопровождал нас до самого Бискайского залива. В результате люди измотаны, все три дизеля разбиты вдрызг, аккумуляторные батареи на последнем издыхании, того и гляди корабельные механизмы остановятся. Но самое печальное лодка осталась без хода

В кают-компании собрались и командиры боевых частей. Рядом с командиром сидит Зам. Начпо (заместитель начальника политотдела). эскадры.
Дядька он не плохой, спокойный ни кому не мешал. Пройдется иногда по отсекам скажет, что родина любит и ждёт своих сыновей и все, изучать материалы съезда КПСС не заставлял. Пошел он с нами вместо замполита. Все-таки зарубежный вояж и столько времени в почти капиталистической Югославии, ради этого можно немножко и в прочном корпусе побыть. А тут такая непруха.

Настроение у всех хуже не куда. На повестке дня, что делать и куда деваться. Командир довёл до офицеров информацию, что к нам на помощь идет большой буксир. Сейчас он проходит Гибралтар и через сутки подойдёт к нам. Наша задача, во что бы то ни стало удерживаться в нейтральных водах, но если дело дойдет до невероятного, «насильственной» помощи со стороны Англичан, то мы должны быть готовы принять бой.

 Насупив брови,командир грозно произнёс
- Товарищи офицеры вы видите обстановка напряженная. Вероятный противник того и гляди окажет нам помощь после которой мы будем долго рубить лес в Сибири. Сейчас мы должны принять все меры, чтобы наши секреты не попали во вражеские руки.
-Начнем с командира БЧ-1, какие у вас секреты?
- У меня карты секретные.
- Подготовьте их к утоплению.
- Есть товарищ командир - бодро ответил штурман.
- Командир БЧ-3, какие у вас секреты?
-У меня торпеды секретные, ну и две бомбы атомные.
- Приготовьте их к утоплению.
Минёр даже не успел ни чего ответить, как Зам. Начпо., аж подскочил:
 - Какие бомбы?
Минёр загадочным голосом:
- Ну, может и не бомбы, а две спец. торпеды с ядерным боезапасом, очень секретные.
Зам. Начпо. к командиру:
- Вы что! Нас размажут по стенке с обоих сторон, это же Ч.П. их нельзя топить, это международный скандал.
Командир невозмутимо:
-Ч.П. уже давно случилось, это потеря хода, радист докладывает, что о нас не только по радио говорят, но по английскому и французскому телевидению показывают.
И продолжает:
- Командир БЧ-4, какие у вас секреты?
- У меня шифры и аппаратура товарищ командир.
- Приготовить к утоплению.
Большинство уже поняли, командир пытается шутить.
Командир БЧ-5, а у вас какие секреты?
- Мои секреты уже утоплены товарищ командир, вместе с карьерой.
Вы механик утопили не только свою карьеру, но и мою и вот невинного товарища из политотдела – кивнул командир в сторону Зам. Начпо. эскадры.
Командир продолжает:
Старпом у тебя, какие секреты:
- У меня личный состав секретный.
- Приготовить к утоплению.
У Зам. Начпо. бледнеет и вытягивается лицо.
Командир:
- Всё всем разойтись по боевым постам, о готовности к утоплению доложить. Старпом и Вы, обращаясь к Зам. Начпо. останьтесь.

О чём они там говорили неведомо, но Зам. Начпо. вышел из кают- компании облегченно вытирая пот со лба, а старпом, зайдя в центральный пост дал приказ готовится швартовым командам.
Через пару часов к лодке подошел гражданский танкер и закрыл её своим бортом. Лодка привязалась и танкер вместе с лодкой стал постепенно отходить от британских берегов.
 
Через сутки подошел океанский буксир. Отвязались от танкера, завели АБУ (аварийное буксировочное устройство) на буксир и он потащил лодку. Наконец можно было отдохнуть. Все уснули мертвецким сном.

Через сутки командир вышел на мостик покурить:
- Вахтенный офицер, куда идём, какой курс.
- Идём на север курс ноль
У Командира от неожиданности вывалилась сигарета изо рта:
- Как? Почему?
- Товарищ командир, куда буксир тянет туда и идём.
Со словами – бл…ть нам же в обратную сторону надо - командир спустился в рубку радиста.

У буксира закончилось дежурство в Средиземном море и он возвращался домой в Мурманск. Зацепив лодку как добычу, буксир продолжил своё движение к родным берегам, рассчитывая встретить Новый Год дома в Мурманске, где команда не была уже больше года.
Разговор командира ПЛ и капитана буксира был эмоциональным. Командиру лодки надо на юг и вовремя стать в док. Простой дока это довольно дорогое удовольствие, ну и в конце концов есть контракт на производство ремонта. Завод и рабочие ждут. Капитану буксира согласно своему заданию надо в Мурманск и от того, что он взял лодку на буксир маршрут ему ни кто не менял.

 Препирания командира и капитана ни к чему не привели, буксир только увеличил скорость. Доложили о несговорчивости капитана буксира командованию флота. Ответ не приходил долго. Потом пришло мудрый приказ который, старшим на время буксировки назначил командира ПЛ, подчинив ему капитана буксира.Командир естественно немедленно отдал приказ капитану буксира развернутся на 180 градусов.

Капитан буксира не сдавался и продолжал упираться, ссылаясь на не хватку, продовольствия, воды, топлива, усталость команды и т.п.
Со стороны командира лодки в ход пошел последний аргумент "шило" ( у моряков секретное название спирта). Перед канистрой "шила" капитан буксира не устоял. Боцман провел сложнейшую операцию по передаче канистры на борт буксира и наша связка, наконец, повернула на юг к Гибралтару.

На море установился штиль. Оно было гладкое как стекло. Команда расслабилась. Все выходили покурить, поглазеть на скалы Гибралтара. Командир разлёгся на носовой надстройке загорать. Терять ему уже было нечего.
Вокруг сновали катера, пролетали лёгкие самолёты, завис небольшой вертолёт. Подводную лодку снимали на кино и телекамеры как какую-то диковину. Позже офицеры с плавбазы рассказывали, что видели все приключения лодки в иностранных новостях по «телеку».
Вскоре буксир дотащил лодку до банки «Хаммамед» около Ливии, там её дожидалась плавбаза и сотрудники особого отдела. Командира, механика и Зам. Начпо., экипаж больше не видел.
Лодка выгрузила боезапас и «Связная одной цепью» с буксиром, с новым командиром и механиком отправилась к месту ремонта в Тиват.


Рецензии