Художник счастья. Огюст Ренуар-4

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Ф.БАЗИЛЬ «ПОРТРЕТ РЕНУАРА» (1867, муз. Орсэ, Париж). Стройный, узкокостный, метр семьдесят шесть росту, худое, несколько удлиненное лицо, живые, подвижные светло-карие глаза и широкий, чуть выпуклый лоб - внешность человека нервного и впечатлительного. Именно так выглядит молодой Огюст Ренуар на портрете, который выполнил его друг Ф.Базиль.

Ренуар со своими друзьями жил под Парижем, где на берегах Сены они нашли свои лужайки, пристани и кабачки, которые навсегда прославились на их картинах: Шату, Буживаль, Аржантей... Ренуар вместе с Сислеем совершил на паруснике путешествие по Сене до Гавра. Тогда многие увлекались греблей, парусным спортом, плаванием.
А они еще использовали и всякий удобный случай, чтобы останавливаться там, где им вздумается, и писать этюды. Впоследствии атмосфера этой жизни, плещущаяся вода, крепкие гребцы и лодочники со своими подругами станут темами многих известных картин и портретов Ренуара.
«ТРАКТИР МАТУШКИ АНТОНИ» (1866, НАЦ. МУЗЕЙ, СТОКГОЛЬМ).
После окончания Школы, в счастливые дни юности, Ренуар и Сислей много времени проводили вместе. Они писали на пленэре в пригородах Парижа. В одном из таких местечек, в Марлотт, они обосновались и здесь столовались в харчевне матушки Антони. Тут Ренуар написал картину «Трактир матушки Антони».

Стены этой харчевни были расписаны художниками, которых приютила здесь старая хозяйка, написанная Ренуаром в глубине сцены, и ее молоденькая служанка Пана.

Пудель Тото занял первый план картины, а на стуле перед ним Ренуар написал своего друга Альфреда Сислея, который облокотился правой рукой на стол, где лежит номер газеты «Л'Эвенман», в которой Золя публиковал страстные статьи в защиту новой живописи и новых художников.
Картина написана под явным влиянием Г. Курбе, с многочисленными бытовыми деталями, привлекшими внимание художника.
В будущем он будет более лаконичен. Единственная вольно расположившаяся здесь фигура — Сислей, который сидит вполоборота от зрителей, беседуя с другим посетителем.
В этой раскованной позе Сислея намечается Ренуаром линия свободных портретов, отличных от бытовавших тогда портретных академических композиций.

«МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК, ПРОГУЛИВАЮЩИЙСЯ В ЛЕСУ ФОНТЕНБЛО С СОБАКАМИ» (1866, МУЗЕЙ СОВР. ИСК., САН - ПАУЛО, БРАЗИЛИЯ).
Картина явилась результатом первого увлечения Ренуара пленэром. Он пишет своего друга художника Жюля Лекёра на прогулке в лесу. Своим духом и своей техникой картина весьма схожа с манерой барбизонца Нарсиса Диаза де Ла Пенья, о котором, как позднее вспоминал Ренуар, он часто думал, гуляя по лесу Фонтенбло.
Можно считать Диаза властителем дум молодого художника.


Рецензии