Разведчик всегда впереди

               
     Есть в жизни каждого из нас дни, память о которых не могут стереть даже десятилетия. Для людей старшего поколения и одним из них являются последние сутки войны с фашистской Германией.
     В феврале 1942 года семнадцатилетний доброволец Николай Куликов стал разведчиком 67 стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского  фронта.
     Разведка – это глаза, уши и обоняние любой воюющей армии. Ведь говорит же пословица: «У разведчика глаз остёр, ум хитёр, отличный слух и охотничий нюх».
Паренёк ходил с товарищами в тыл врага,  брал «языков» и, как поётся в песне, был и пулями меченый, и ветром иссеченный.
     Те, кто читал книгу Э. Казакевича «Звезда», видел одноимённый кинофильм или в годы войны сам был разведчиком, хорошо представляет какими тяжёлыми и опасными были их фронтовые будни. Это о них сложена песня:
                Пусть притаились враги впереди -
                Сердце солдата не дрогнет в груди.
                Страха не знающий, смерть побеждающий
                Смело, разведчик. вперёд иди.      
     Прибалтика была местом кровопролитнейших боёв. Не раз на фронтовых дорогах молодой боец Николай Куликов встречался со смертью. До сих пор сохранились следы от её цепких объятий. Тяжело переживал он  отступление, гибель друзей, мстил за которых врагу беспощадно.
     Долгожданный день победы Николаю Моисеевичу запомнился очень хорошо. Было это под Лиепаей…
     Утреннюю тишину вспорол истошный вопль:
     - Подъё – ё - м!!!
     Превозмогая усталость трёхсуточного форсированного марша дивизии на этот участок фронта для прорыва обороны фашистов, разведчики, привыкшие спать в обнимку с автоматами, вскочили с лежанок.
     За стеной сарая, по всему лесу, спрятавшему несколько латышских хуторков, слышалась беспорядочная стрельба. Вот автоматная очередь резанула у самого сарая и в распахнутых настежь дверях, освещённая ярким весенним солнцем, показалась фигура связного начальника разведки дивизии Сашки Аболенского:
     - Ребята!!! Конец!!!
     - Чего разорался?! Чему – конец?
     Встревоженные пальбой и его неожиданным появлением, разбуженные разведчики недоумённо смотрели на сияющую мальчишескую физиономию друга.
     - Войне конец, черти!
     Не веря услышанному известию, разведчики выскочили из сарая. Вокруг – невообразимая пальба. Над лесом со всех сторон взлетали в небесную голубизну разноцветные ракеты и, на мгновение замерев в воздухе, рассыпались на рой искр.
     Всех охватило неописуемое ликование. Разведчики кинулись друг другу в объятия, награждали друг друга увесистыми тумаками, тоже разрядили в воздух диски своих автоматов и израсходовали весь запас сигнальных ракет.
     Наверно, в эти минуты их поступки  выглядели со стороны детскими проказами…
     Ордена Красной Звезды, Славы второй и третьей степеней, медали украшали грудь двадцатилетнего юноши, когда в марте 1946 года, после демобилизации, пришёл он на наш металлургический завод.
     В центральной заводской лаборатории автоматизации и механизации (ЦЗЛАМ), куда он был принят  на работу электрослесарем самого высокого – восьмого – разряда, Николая Куликова вскоре зауважали не только молодые, но и седовласые рабочие. За его простоту в общении, трудолюбие, смекалку и за принципиальность в необходимых случаях. Неоднократно они выбирали его секретарём партийной организации, заместителем председателя цехового комитета профсоюза, председателем по контролю за хозяйственной деятельностью администрации ЦЗЛАМ, на другие общественные руководящие посты. Это благодаря его настойчивости было возведено очень нужное для лаборатории здание котельно-монтажного отделения.
     Мне давно хотелось написать о нём в заводскую газету. Всегда общительный и весёлый, он серьёзным голосом  сразу обрывал мои расспросы:
     - Алексей, не надо писать обо мне. На заводе работает много людей, более достойных внимания печати… А что касается военных лет… Видишь ли, у каждого времени  свои песни. У нас были фронтовые. Зачем бередить старые раны?  В те годы всем советским людям тяжело было. Война всех метила: шрамом военных, морщинами –гражданских, - и замолкал или менял тему разговора.
     - О таких, как Николай Моисеевич, только и писать, - говорил мне его мастер. – За много лет совместной работы я хорошо узнал его как нетерпимого к несправедливости, очень трудолюбивого и общительного, рационализатора. Он не раз награждался Почётными грамотами, денежными премиями. Да о чём что я тебе говорю? Ты сам его не хуже моего знаешь.
     Мы, не сговариваясь, оба смотрим на большой планшет, вывешенный на стене красного уголка, где среди фамилий активных участников серьёзного обновления основных цехов завода есть фамилия и бывшего фронтового разведчика Николая Моисеевича Куликова, награждённого в 1974 году за свой мирный труд орденом Трудового Красного Знамени.
     До самого ухода на заслуженный отдых он оставался верным долгу разведчика – быть всегда впереди.
               
                08.11. 1974 г.


Рецензии